Социология мондиализма

08.01.2016

Эволюция и институционализация мондиалистских теорий и групп влияния

Если обобщить краткий обзор явления мондиализма, то получаем следующую социологическую картину. В обществе Модерна с момента его возникновения возникли определенные организации, интеллектуальные и политические круги (в первую очередь европейское масонство), которые ставили перед собой задачу объединения человечества в единое общество на новой секулярной, гуманистической и рациональной основе. Эта тенденция оставалась благопожеланием и абстракцией в период жесткого соперничества между собой европейских национальных государств, будучи достоянием ряда культурных и секретных организаций, а также либерально-демократических политических кругов. Постепенно эти организации формализовались, превратившись в движения, клубы, группы влияния мондиалистской направленности.

Этот этап приходится на конец XIX в., когда мондиализм выходит за пределы масонских лож и становится фиксируемым социологическим явлением. Появляются центры и организации, ставящие перед собой задачу объединения мира и предпринимающие в этом направлении конкретные политические, экономические и стратегические шаги, вовлекая в зону своего влияния ключевые фигуры в правительствах западных держав — «Фабианское общество», «Круглый стол», разнообразные пацифистские, фритрейдерские, интеграционные структуры.

В течение ХХ в. эти параллельные или пересекающиеся между собой движения добиваются очевидных успехов, используя различные повороты политической истории. После первой мировой войны создаются первые наднациональные институты (такие, как Лига Наций) и первые открытые мондиалистские клубы — такие, как CFR (Counsil on Foreign Relations) в США или Royal Institute of Strategic Research (Chattam House) в Англии. После Второй мировой войны мондиализм набирает силы и ему удается существенно укрепить интеграцию западного мира под эгидой США, сделав серьезный шаг к глобализации. Создается ООН, все больший вес приобретают закрытые международные клубы типа «Бильдербергской группы» и «Трехсторонней комиссии», набирает обороты европейская интеграция — как часть мондиалистского проекта. Формат «Трехсторонней комиссии» и «Римского клуба» отчетливо показывает расширение зоны внимания мондиализма в сторону Тихоокеанского региона и планеты в целом.

После распада СССР на пути мондиализма рушатся последние преграды. Это знаменуется тем, что на собрания «Бильдербергского клуба» начинают приглашать представителей России, что означает переосмысление роли России как потенциальной зоны, которую отныне на определенных условиях можно включать в «единый мир».

Тенденция, которая в начале эпохи Модерна была параллельной, подспудной и вторичной по сравнению с бурным становлением национальных государств и укреплением их суверенитета, в конце эпохи Модерна, при переходе к Постмодерну, напротив, начинает преобладать, вступать в противоречие с национальной государственностью и становиться главным содержанием международной политики. При этом мы можем проследить не только идейную преемственность этих процессов, но и их институциональную и организационную непрерывность: от розенкрейцеров и масонов раннего Модерна к современным мондиалистам — технологам, прагматикам и практикам.

Этот анализ показывает, что глобализация является абсолютно рукотворным, если угодно, «субъективным» явлением. Она задумана, спланирована и реализована определенными социальными силами, интеллектуальными и политическими кругами и носителями вполне определенной идеологии с опорой на конкретные институты и организации.

Конечно, когда какой-то замысел удается, он становится объективной данностью. Но считать саму глобализацию «объективным процессом» — совершенное недоразумение, которое основывается на абсурдном допущении, что человеческая история развивается сама по себе, без учета сознания, воли, мышления, намерений и усилий самих людей. Конечно, глобализация не случайна и не произвольна, она соответствует глубинным установкам западноевропейской культуры Нового времени и неотделима от ее парадигмы. Нельзя отрицать и тот факт, что Запад в течение последних пятисот лет сумел силой (как жесткой, так и мягкой) навязать всем остальным народам свою волю, свой план, свой взгляд на мир, человека, общество, политику, религию, экономику. Но все это никак не является доказательством «объективности» глобализации.

Как и все остальные стороны западной политики, глобализация есть проявление сознания и воли западного общества. Оно хочет быть глобальным, и эти воля и решимость концентрируется во вполне определенных центрах, которые воплощают волю в жизнь. Это и есть мондиализм. Он не случаен, но и не фатален. Это реализация (в значительной степени, успешная) определенных намерений и проектов вполне определенных сил, действующих определенными средствами.

Как и любая субъективная волевая и сознательная программа, мондиализм может реализоваться, а может и сорваться. Более того, его можно принять, но можно и отвергнуть. Одни страны, культуры, общества, группы, движения воспримут его с радостью, другие — с сожалением, третьи — с безразличием. Четвертые его отвергнут, а пятые дадут бой и выдвинут иной, противоположный сценарий. Если подвергнуть явление мондиализма социологиче­скому анализу, мы увидим, что это конкретный замысел конкретных групп в конкретных исторических обстоятельствах. Мы можем описать этот проект, формализовать его основные черты, идентифицировать центры его воздействия и методы его внедрения. И в этом случае глобализация будет демистифицирована, а ее мифология подвергнута рациональному разбору. Историю делают люди. И мондиализм есть творение рук человеческих — вполне конкретных рук.

Основные пункты программы мондиализма

Сводя основные пункты программы мондиализма в общий список, мы получаем:

• безусловное утверждение универсальности западноевропей­ской социально-политической, экономической и культурной истории и признание результатов ее развития «прогрессом», т. е. поступательным и накопительным развитием, по пути которого суждено идти всем народам и культурам земли;

• признание целесообразности и полезности объединения всех национальных государств земли в единое мировое государство — условные Соединенные Штаты Мира;

• убежденность, что в основе «мирового государства» будет лежать парадигма западноевропейского общества и система западноевропейских ценностей, институтов, культурных и идеологических пэттернов, философских и социологических установок;

• активное продвижение, пропаганда и внедрение всеми доступными средствами — СМИ, интерактивными коммуникациями, сетями, образовательными стандартами, технологиями, институциями, неправительственными организациями и общественными движенияим, модой, языком, жизненными стандартами, искусством — евро-американской ценностной системы как «общечеловеческой» системы ценностей;

• воля к созданию мирового правительства на основе наиболее влиятельных центров власти западного мира (США, Евросоюз) с включением прозападных стран в других регионах земли (Япония, Тайвань, Южная Корея и т. д.);

• заведомый и навязчивый подход к вопросам мировой политики как внутренней глобальной политики, где в каждом локальном конфликте требуется участие представителей центра — США, НАТО и Евросоюза, что является гарантией легитимности каких бы то ни было действий с любой стороны;

• содействие созданию «глобального общества» на основе индивидуальной идентичности через разложение, дискредитацию и диффамацию любых форм коллективной идентичности (этнической, религиозной, цивилизационной, национальной) и представление в качестве нормативного космополитического самосознания и соответствующего стиля жизни;

• приведение экономической системы, включая экономические и финансовые законодательства разных стран, к единому шаблону для создания единого экономического и валютного пространства в планетарном масштабе (с сохранением монополии на эмиссию мировой резервной валюты — в данном случае, доллара и привязанного к нему евро);

• навязывание всем национальным государствам общей монетаристской модели экономического устройства на основании неолиберальных стандартов и интеграции всех стран в международные экономические институты — ВТО, МВФ, Мировой Банк и т. д.

консолидация и поддержка в разных странах и регинах земли всех сил, которые разделяют мондиалистский проект и готовы способствовать его продвижению; осуществление с этой целью прямого финансирования неправительственных организаций, выделение грантов ученым на научные исследования, публичные выступления, обмен опытом, работу в интернациональных научных центрах, образовательные программы; использование иных форм поощрения в лоббировании мондиалистских нормативов;

• создание в мировом масштабе мондиалистских сетей самого широкого профиля — от торговых сетей (МакДональдс) и представительств транснациональных корпораций до образовательных и информационных, структур, молодежных организаций, НПО и т. д.;

борьба со всеми противниками мондиализма через их маргинализацию, замалчивание, искажение их идей, демонизацию, приклеивание пейоративных ярлыков, блокирование их участия в политике и публичной сфере, масштабных экономиче­ских проектах;

• через совместные операции (например, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков или международным терроризмом) проникновение в спецслужбы и силовые ведомства различных государств(нейтральных, дружественных или даже относительно враждебных) с целью создания в их лоне центров влияния и двойной агентуры;

• системные действия по ослаблению суверенитета национальных государств, дискредитации национальных администраций, проведение информационных компаний по созданию негативного образа тех стран, которые более всего противятся мондиализму или настаивают на качественном изменении своей доли влияния в рамках «мирового правительства»;

поддержка тех интеграционных образований, которые проходят под эгидой мондиализма и могут явиться ступенью к объединению мира, и противодействие тем интеграционным процессам, которые проводятся акторами, стремящимися сохранить или расширить свою независимость, а тем более, бросающими мондиализму вызов.

Добавив фактор мондиализма в общий обзор феномена глобализации, мы дополняем картину влиятельными мировыми центрами силы, которые сознательно, продуманно, последовательно и настойчиво стремятся воплотить в жизнь глобализм как проект, обоснованный идеологически и позитивно оцененный как моральный императив, соответствующий интересам и ценностям западной цивилизации Нового времени.