Схиигумен Иероним Санаксарский: «Геополитика обожения»

28.10.2016

Предсказания и гипотеза

«Сейчас корабль тонет, а вы в каютах хотите устроиться поудобнее…Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божьи».

Это слова игумена схимника (схиигумена) Иеронима Санаксарского (Верендякина, 1932–2001), одного из выдающихся подвижников нашей Церкви последних времен – и в хронологическом, и в эсхатологическом смысле.

Иван Яковлевич Верендякин родился в селе Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР в семье крестьянина. Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в Саранске.

6 апреля 1975 года Преосвященнейшим Мелхиседеком, епископом Пензенским и Саранским, Иван Яковлевич был рукоположен во диакона, а на следующий день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, – во иерея и назначен настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района Мордовии.

В 1979 году его перевели на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске. В 1982 году ко дню Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом он был награжден наперсным крестом, в 1983 году переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовии и в 1987 году возведен в сан протоиерея. В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна пишут прошения епископу Серафиму о благословении на принятие ангельского образа. Оно было дано, и 27 апреля 1990 года протоиерей Иоанн принял постриг с сохранением прежнего имени в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии. Постриг совершил архимандрит Модест (Кожевников, 1997). В том же году настоятель Никольской церкви в селе Колопино иеромонах (священноинок) Иоанн назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, а в 1991 году ко дню Святой Пасхи по представлению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа (ныне архиепископа) Саранского и Мордовского, за усердное служение Святой Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена.
Затем последовало краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь блаженного Иеронима Стридонского (память 15/28 июня). В 1998 году ко дню Святой Пасхи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил схиигумена Иеронима права ношения креста с украшениями.

В монастыре отец Иероним прославился прозорливостью, дарами исцеления и утешения.

Многим… он являлся во сне, – давал советы, оказывал поддержку, находясь при этом за сотни километров. Его молитва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека.

«Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа…» – вот любимые слова старца.

Батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее – тем лучше

Но самое главное – это молитва…

«…Надо себя не жалеть, а принуждать непрестанно молиться. Ночью, говорил он, обязательно надо молиться, хотя бы по одной главе Евангелия читать. „Встаньте, сделайте поклон, почитайте Евангелие и ложитесь спать“. Тем, кто молится с 3 до 4 часов – золотой венец, с 4 до 5 – серебряный, с 5 до 6 – бронзовый…»

Последние годы жизни старца были «приготовительными» к общецерковному прославлению Царственных Мучеников. Вот рассказ р. Б. Елены (Одесса) о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима:

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II. Я тогда еще не знала, что Царь – святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде – его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос). Рядом с ним люди – тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

В последние годы жизни старца, когда впервые возникли вопросы о «номерах» (ИНН и проч.), о Иероним категорически не благословлял их «брать». Батюшку однажды спросили, действительно ли он считает новую электронную систему учета предантихристовой. И он ответил твердо, что «ноги этой системы растут из преисподней» (зд. и далее частично по кн. «Старец Иероним», составитель Антон Жоголев, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, 2012 г., см. тж. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_10086/).

«Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное все приложится вам» – эти слова часто повторял отец Иероним… А когда его спрашивали, кто сможет спастись, он отвечал, что только тот, кто имеет твердую («казацкую»!) веру, полное упование на Господа и предание себя всецело в руки Божии. И никакое плотское, человеческое мудрование не должно брать верх. Только Промысел Божий.

Незадолго до смерти отец Иероним предсказал гибель атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». А также и то, что в конце концов Россией будет править Православный Царь.

Последний год перед отходом ко Господу старец Иероним много болел. Но братия монастыря и посетители до сих пор хорошо помнят о его несгибаемом, бодренном духе – до самой смерти.
Как и у многих святых подвижников, предсказания отца Иеронима о будущем раздваиваются. При этом сам он говорил и так: «История и Земли, и Человека в пределах разума на сей день не очерчена, тем не менее вехи их развития уже обозначены…»

Отец Иероним говорил так, что было ясно: предсказания (порой их называют пророчествами) всегда в большей или меньшей степени условны. Точнее, они неотменимы, но формы их исполнения могут различаться в зависимости он нашего «соработничества», «синергии». Это касается даже изначально тождественных судеб – и людей, и государств.

На эсхатологические вопросы старец всегда отвечал так: «За правду прибавлю, за кривду убавлю». Конкретных пророчеств батюшка не произносил, но говорил, что, если заслужим, Бог даст России Царя. Говорил, что еще будут у нас хорошие времена…
Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения… Еще говорил он про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все…
О том, что нас ждет тяжелое время: «Не бойтесь, со Христом и мучение не будет больно!.. И Господь даст крепость, силы перенести страдания».

Он разъяснял, что в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом, говорил батюшка, вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Горы не погребенных трупов, смрад над городами и селами…
Господь за наше нечестие попустит многие скорби. Будет даже и людоедство, как и было уже в безбожное время, когда Господь покарал Россию голодом…
Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся.

Некоторые детали картины мира при антихристе уточняются.

Придёт антихрист и будет нас и вас казнить руками «красных попов». Как только нога ослика вступит во вновь отстроенный храм Соломона – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезёт христиан в ссылку. Будет голод страшный – уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мёртвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей – живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Чёрные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнажёнными до наготы «красные попы». Будут возле попов верные слуги – прокуроры, милиция, налоговая служба, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я – сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб, и мёд. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасётесь. Земля-матушка нас, Православных христиан, спасёт – по молитвам Богородицы. У последних Православных христиан будет другое богатство – молитесь и молитесь.

Молитесь дома, лучше вечером и ночью, ходите в церковь настоящую только на исповедь и причастие. Десятой дорогой обходите новых попов. Любите ближнего. Кто не любит ближнего – сразу будет сожжён. Бог уже подготовил Рай. Он будет спущен на Землю в один миг. А перед этим Енох и Илия будут предтечей Страшного Суда, и будут побиты камнями. А Серафимушка будет попов обличать – в ад будет устлана дорога архиерейскими облачениями. Будут они соревноваться: кто первый выбросит золото и серебро – да поздно будет! Ангел крылом махнёт, и всё их золото и серебро пред Престолом Божиим ляжет. (http://nashaplaneta.su/blog/prorochestva_ieronima_sanaksarskogo_o_rossii/2013-12-30-8673)

Как и в случае с предсказаниями преп. Лаврентия Черниговского, здесь не до конца ясно, где все это находится на временной шкале, да и в пространстве. Однако если, как мы уже выясняли в связи с преп. Лаврентием, тема «поездов» может относиться скорее к Европе, чем к России, то мы и здесь можем прийти к нелинейной последовательности, а то и просто пребывании в разных временных измерениях царства антихриста и Русского Царства (Священной Русской Империи), и этот временной разрыв может быть также и физической «мультипликацией» времени как такового, вызванной в том числе мировой войной.

Отметим, что в странных явлениях «новой хронологии» и некоторых других подобных явлениях науки ХХ века, еще как бы не связанных с (будущей) войной, мы уже встречаемся с некоторыми прообразованиями примерно того, о чем говорит старец.

Интересно, что в предсказаниях архимандрита Иеронима мы, пожалуй, наиболее явственно видим отказ от «средиземноморско-ближневосточной» эсхатологической панорамы. Стремясь не разрывать с библейской картиной мира, сам о. Иероним говорит:

«Легендарный древний Израиль в своих сынах, по умножении в них греха, утратил эту честь, и она была передана Русскому народу, от сынов – младенцам. Древний источник животных вод иссяк, забил новый. И весь мир потянулся к Русским, а Русские – по всему миру». Это, безусловно, верно. Но почему так?

Здесь обозначаемый «остов» следовало бы выделить:

Священная Русская Империя (а именно она должна прийти, по слову старца, на смену современному миру как таковому) будет зиждется на трех слонах – Колумбии (территория Южной Америки), Африке и Индии (Индо-Австралии). Слоны стоят на ките – Антарктиде. Арктика служит основанием Горы Святой, недоступной вещественно. На вершине её – Рай, ад – в центре Земли. Это и есть изначальный образ Земли от Сотворения Мира.

Эта картина в основных своих чертах совпадает с обликом первоначального мира, восстанавливаемым в трудах традиционалистов ХХ века – Р. Генона, Б.Г. Тилака, Г. Вирта, Е. Елачича и даже М. Серрано и Фулканелли (в связи с «Латинской Америкой»). Она совпадает с основными направлениями евразийства и неоевразийства (от кн. Н.С. Трубецкого до А.Г. Дугина), есть одновременно всплытие (на новом витке истории) «матричной геополитики» Московского Царства «эпохи Иоаннов» (Рюриковичей-Даниловичей), которая затем была заменена более односторонне «библейско-средиземноморской» ориентацией Романовых. Скажем прямо: в церковной среде игумен схимник Иероним в этом смысле сегодня единствен.

Сакральным центром становится не Старый Иеросалим и вообще не Ближний Восток, а Гиперборейская ось Арктика – Антарктика.

Дерзнем предположить. Если «палестиноцентричная» западная, а за ней отчасти византийская, и еще более отчасти русская (в основном послениконовская) геополитическая эсхатология есть эсхатология исключительно спасения – в библейском смысле – то здесь мы можем говорить о «геополитической эсхатологии обожения». Не только человека, но и мира в целом.

Какая же это картина?

Будет в жизни новой Патриарх с Афона Греческого. И снова поднимутся с Земли нашей праведники, и снова, в который раз, нам Богородица укажет, как поступить с Землёй Российской. Россия воскреснет, но через большие трудности – слёзы и нищету. Будем бедные, но сильные духом – тем и спасёмся. В итоге Третьей Мировой войны весь мир перейдёт к русским. В Третьей Мировой войне Россия так и останется в стороне от конфликта, не нанеся ответных ударов. Основная схватка произойдёт между США, Европой и Китаем, которые взаимно обескровят друг друга, ликвидировав управление, оборону, державный потенциал и разорив хозяйство. После войны только в России останется целостность и державный потенциал для глобального руководства. Идя навстречу всеобщему прошению народов и взяв в руки жезл Удерживающего мировое зло, она объявит о мировом покровительстве, провозгласив образование Священной Русской Империи.

При этом за собой, как за общемировой Державой, Россия оставит единовластие: на оружие, на государственно-информационный аппарат, на военно-научно-промышленный комплекс, и, что самое важное, на Церковь Христову. Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия. В Россию войдёт в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо Японии. Причём большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Чёрным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Черным (Красным – славянизм) и Аравийским морями, и выше реки Инд. В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли – часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.

В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и священство будут исключительно у великорусов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившаяся зверю (под руководством Царя), упасет народы жезлом железным (http://nashaplaneta.su/blog/prorochestva_ieronima_sanaksarskogo_o_rossii/2013-12-30-8673).

Нетрудно видеть, что и само Христианство в значительной степени переходит здесь от «библейского историала» (и «августинизма») к онтологии Превечной Евхаристической Жертвы, «Вечного Евангелия» (по выражению каппадокийцев) и «философии культа» (в набросках намеченной о. Павлом Флоренским). Поэтому господство Православия – в иерархии уже сложившихся традиционных верований. Но для совершения этого перехода «библейский историал» должен быть завершен совершением, «дабы исполнилась всяческая правда».

Важнейшее место в этом «завершении совершением» должен занять именно Последний Православный Царь (Запад может его не полностью опознавать как своего Великого Монарха).

Однако мы не можем не предполагать и иного. Об этом, по сути, говорил и сам старец («За правду прибавлю, за кривду убавлю»). Если мы сами не готовы – молитвенно и во всем остальном – к всплытию Священной Русской Империи, то нам – и миру в целом – будет «оставлен» исключительно «средиземноморско-ближневосточный» – со всеми вытекающими из него обстоятельствами – исход истории.

Но изучение всего сказанного требует еще и серьезной философско-исторической подготовки. Перед нами не просто прозорливый старец. Перед нами раскрывающееся православное учение о смысле Последних времен.

Мы можем говорить здесь о начале «геополитики обожения».