Саммит Америк показал несостоятельность США

15.06.2022

Прошедший накануне саммит Организации американских государств (ОАГ), который, по задумке администрации Байдена, должен был консолидировать страны региона в соответствии с политикой Белого дома, потерпел крах. Формальное участие лидеров ряда стран и политиков превратилось в пафосные посиделки, не более того.

Сама идея создания Организации американских государств уходит в конец 19 века, когда в апреле 1890 г. был создан Международный союз американских республик. Затем в 1910 г. он превратился в Панамериканский союз. А в 1948 г. в Колумбии была подписана Хартия о создании региональной организации.[i] Годом спустя было подписано Соглашение Рио, согласно которому фактически возник оборонный альянс в регионе.[ii]

Мы видим, что реорганизация приходится на начало Холодной войны, когда США активно пытались перекроить карту мира в соответствии с собственными интересами. Латинская Америка для них рассматривалась как задний двор, который нужно умиротворить в соответствии с планами и устремлениями Вашингтона, а в дальнейшем использовать страны региона в качестве сателлитов.

Сама ОАГ состоит из трех основных органов, которые принимают решения - это постоянный совет, генеральный секретариат и генеральная ассамблея. Бюджет состоит из взносов государств, и в 2022 г. он насчитывает 81 млн. долл. США. В организацию входит 35 государств, но с 1962 г. Куба не участвовала в работе ОАГ, а в 2009 г. была исключена из нее. ОАГ имеет наблюдателей (70 стран) и до недавнего времени Россия была в их числе.

Последний саммит ОАГ состоялся в Перу в 2018 г., при этом это был первый случай, когда отсутствовал президент США – Дональд Трамп отказался ехать на мероприятие.

Совет по международным отношениям накануне саммита указывал на пять основных пунктов повестки:

1. "COVID-19. Почти 1,7 миллиона человек по всему региону умерли от этой болезни, которая нанесла ущерб системам здравоохранения и вызвала социальные волнения. Но в некоторых странах, как Гаити, кампании по иммунизации зашли в тупик.

2. Изменение климата. Согласно недавнему докладу экспертов ООН, страны Латинской Америки являются одними из наиболее уязвимых к климатическим изменениям. В регионе наблюдаются более высокие температуры, повсеместная засуха, рекордная потеря лесов, а также более интенсивные и частые наводнения, тропические штормы и циклоны, которые усугубили проблемы сельского хозяйства и отсутствие продовольственной безопасности.

3. Восстановление экономики. Хотя в 2021 году в Латинской Америке наблюдался умеренный экономический рост, она сталкивается с растущей инфляцией, высоким уровнем безработицы, неравенством доходов, обесцениванием валюты и растущим долгом. Другие проблемы связаны с растущими отношениями региона с Китаем и Россией, которые являются основными торговыми партнерами.

4. Миграция и безопасность. Экономическая нестабильность, политические потрясения, изменение климата и бандитизм приводят к тому, что рекордное число мигрантов покидает свои родные страны. Более шести миллионов беженцев бежали от гуманитарного кризиса в Венесуэле, в то время как еще десятки тысяч из Кубы, Гаити и даже некоторых африканских стран пересекли коварный Дарьенский пролив, чтобы добраться до южной границы США.

5. Политическая поляризация. В последние годы усилились идеологические разногласия и опасения по поводу широко распространенной дезинформации. Несмотря на усилия США и ОАГ по продвижению демократии, авторитарные режимы продолжают консолидировать власть. В таких странах, как Чили и Перу, избиратели поддержали кандидатов-аутсайдеров".[iii]

Итак, это характерная для глобалистов-демократов повестка, которая включает обычный набор прав человека и равенства, экологии, историй про демократию и экономическое благосостояние в неопределенном будущем. Но тут же присутствуют упоминания о России и Китае, а также «авторитарных режимах», дезинформации и другой идеологии. Явный намек, что идеология должна быть только одна – либерально-демократическая по образцу США.

Поэтому-то издание Politico отмечало, что Байден был сильно обеспокоен успехами популистов в регионе. С этим было связано и нежелание приглашать Кубу, Никарагуа и Венесуэлу на саммит.[iv] Ведь если представители другой идеологии и политического курса более эффективны, то зачем тогда слушаться США?

Такие жесткие императивы со стороны Вашингтона привели к нежелательному для них эффекту, когда главы других стран в ультимативной форме потребовали обязательного приглашения представителей трех указанных стран. В итоге после громкой и обоснованно критики лидеры Мексики, Гондураса, Боливии и Гватемалы отказались ехать на саммит.

А главы Аргентины и Белиза уже на саммите сделали жесткие заявления в адрес США. Кстати, в старых добрых традициях антиглобализма в Лос-Анжелесе состоялся контр-саммит из числе тех, кто поддерживает Кубу и Венесуэлу, а также выступает против агрессивной внешней политики США. Кортеж Байдена встречали с флагами Кубы, а во время его выступления группа людей в зале начала выкрикивать политические лозунги.

По мнению экспертов из США, саммит являлся возможностью для администрации Байдена продвинуть свое региональное видение. Из-за этого Байден пытался затормозить миграцию в США, объявил об инициативе Build Back Better World для стимулирования развития инфраструктуры; а также немного ослабил санкции в отношении Кубы и Венесуэлы. Но это особо не помогло.

Впрочем, те же эксперты Совета по международным отношениям уже после завершения саммита констатировали, что даже до начала мероприятия в нем было заложено много противоречий, которые не удалось разрешить.[v] Теперь Белый дом лихорадочно пытается и уже предложил провести Саммит городов Америк в 2023 г. в Денвере (Колорадо), чтобы как-то стимулировать интерес со стороны латиноамериканских стран к сотрудничеству.

Байден также предложил запустить инициативу Americas Partnership for Economic Prosperity, однако судя по отсутствии особой реакции, вряд ли ее получится как-то реализовать. За свои средства государства Латинской Америки могут и сами проработать какие-то механизмы, благо, для этого есть ряд региональных объединений. А США явно не готовы просто тратить деньги на покупку политической лояльности. К тому же, времена 90-х прошли, когда Вашингтон ставил своих марионеток и подкармливал их грантами и дотациями.

Как итог саммита – подписание всего одной декларации по итогам миграции, где стороны высказали согласие как-то урегулировать этот вопрос. При этом во время проведения мероприятия стало известно, что огромная колонна беженцев из Центральной Америки перешла границу с Мексикой. Им никто не препятствовал и вряд ли будет препятствовать, чтобы пройти на территорию США.

Явно очевидно, что даже на имиджевом уровне Вашингтон уже ничего не может предложить региону. Госдеп уже не способен сделать привлекательную картинку, чтобы, с одной стороны, подпитывать собственную демографию избирательными кадрами, способствуя утечке мозгов из стран Латинской Америки, а с другой отгородиться железной стеной, как попытался сделать Дональд Трамп.

США, особенно южные штаты, уже достаточно латиноамериканизированы, чтобы создавать собственные сети диаспор и параллельную экономику. В целом, в странах Южной и Центральной Америк, а также Мексике, растет разочарование политикой США как таковой, не говоря уже о том, что у Вашингтона нет четкой повестки дня.

Что касается популизма, то в этом отношении своего рода лакмусовой бумажкой будет второй тур президентских выборов в Колумбии, который пройдет 19 июня. Если победит левый кандидат Густаво Педро, это означает крах провашингтонского курса в этой стране, улучшение отношений с Колумбией и пример для подражания в других странах, где пока еще удерживают власть правые политические силы, ориентированные на США.

Кстати, наступающий ему на пятки урибист Родольфо Эрнандес заявил, что может даже снять свою кандидатуру с выборов. Вполне вероятно, что власти могут разыграть карту нестабильности перед решающими днями голосования, чтобы сорвать победу Педро. А осенью будут выборы в Бразилии, где есть хорошие шансы у бывшего президента Лулы да Сильва.

В заключение следует отметить, что ОАГ не является единственной структурой в регионе, которая служит как зонтичная организация. Наиболее перспективным объединением является CELAC (сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), которое заинтересовано в региональной интеграции и сотрудничество.

Кроме того, CELAC взаимодействует с Россией и Китаем, что говорит о более широкой повестке организации. Бразилия вышла из CELAC в 2020 г., аргументируя это тем, что объединение контролируют Куба, Никарагуа и Венесуэла, что не соответствует действительности. Более вероятно, что это было сделано по подсказке США, чтобы развалить данную структуру.

У Кубы, Венесуэлы и Никарагуа (а также Боливии) есть свой альянс ALBA, учрежденный в 2004 г. лидерами Венесуэлы и Кубы Уго Чавесом и Фиделем Кастро.

Еще есть UNASUR (Союз Южноамериканских наций), созданный в 2008 г. Но в 2018 г. из-за Венесуэлы многие члены союза его покинули. Как альтернатива в 2019 г. был создан Prosur (Форум за прогресс Южной Америки), куда вошли Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Перу, Колумбия, Парагвай и Гайяна.

Так или иначе, в интересах стран Латинской Америки активней продвигать собственное видение в рамках своих объединений, чем тратить ресурсы и силы для проектов США в рамках ОАГ.

[i]               http://www.oas.org/en/sla/dil/inter_american_treaties_A-41_charter_OAS.asp

[ii]              http://www.oas.org/juridico/english/treaties/b-29.html

[iii]             https://www.cfr.org/in-brief/whats-stake-biden-2022-summit-americas

[iv]            https://www.politico.com/news/2022/06/06/six-things-to-watch-during-the-summit-of-the-americas-00037384

[v]             https://www.cfr.org/councilofcouncils/global-memos/region-divided-what-did-summit-americas-accomplish