«Русский» национализм – критика справа
Близится 4 ноября – государственный праздник, День Народного Единства. День, когда русский народ изгнал польских интервентов и восстановил суверенитет державы. Речь идёт о фундаментальной вехе русской истории – о преодолении Смутного времени. Последние годы так называемые русские националисты проводили в этот день «русский марш». Однако в текущем году мэрия Москвы запретила это мероприятие, что вызвало негативную реакцию со стороны «националистов». Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять, что такое русский национализм, провести деконструкцию явления.
Если в Москве и Санкт-Петербурге большинство оппозиционеров являются либералами, то в других российских городах-миллионниках «несогласные», как правило, придерживаются националистических взглядов. Впрочем, следует помнить, что не весь национализм враждебен российской государственности: показательным можно считать раскол националистов, произошедший после событий Майдана и захвата Украины проамериканской хунтой, на тех, кто поддерживает донецких ополченцев, и тех, кто решил принять сторону украинских карателей.
Происходит достаточно очевидное расслоение националистического сегмента молодежи на предателей и верных нашему государству – пускай даже и неосознанно.
Пожалуй, лучше всех о феномене национализма сказал русский философ Константин Леонтьев:
«Любить племя за племя – натяжка и ложь. Другое дело, если племя родственное хоть чем-нибудь согласно с нашими особыми идеями, с нашими коренными чувствами.
Идея же национальностей в том виде, в каком ее ввел в политику Наполеон III, в ее нынешнем модном виде, есть не что иное, как тот же либеральный демократизм, который давно уже трудится над разрушением великих культурных миров Запада.Равенство лиц, равенство сословий, равенство (т. е. однообразие) провинций, равенство наций – это все один и тот же процесс; в сущности, все то же всеобщее равенство, всеобщая свобода, всеобщая приятная польза, всеобщее благо, всеобщая анархия, либо всеобщая мирная скука.
Идея национальностей чисто племенных в том виде, в каком она является в XIX веке, есть идея, в сущности, вполне космополитическая, антигосударственная, противорелигиозная, имеющая в себе много разрушительной силы и ничего созидающего, наций культурой не обособляющая: ибо культура есть не что иное, как своеобразие; а своеобразие ныне почти везде гибнет преимущественно от политической свободы. Индивидуализм губит индивидуальность людей, областей и наций».
Во-первых, русский национализм – это зачастую банальная калька с национализма западного, совершенно чуждая для России, так как Россия – это государство евразийское, а никак не национальное. И тут уже кроется суть проблемы: русский национализм – явление далекое от русской почвы и русских традиций, явление, как и западничество, занесенное извне и чуждое русской государственности.
Достаточно посмотреть на логику русской истории, чтобы подтвердить этот тезис. Россия никогда не была моноэтническим государством. Не была она государством и чисто славянским. Раннее летописное упоминание о русской государственности уже включает в себя «цветущую сложность народов».
Ориентиром для любого настоящего русского патриота и консерватора должны быть герои нашей истории – великие князья, русские цари, воины. Напомним читателю, что многие из великих князей причислены к лику святых. Каков был их взгляд на «национальный вопрос»?
Великие князья с радостью брали половецких княжон в жёны, и это было для них нормой. Иной взгляд на этот вопрос появился лишь с западнизацией России, усилившейся после раскола и особенно после реформ Петра. Это было время, когда идентичность русской элиты начала подвергаться ломке. На уровне простого народа не было никакого отхода от евразийского отношения к другим народам Империи. Так, казачество, ярко представляющее русскую идентичность, обладающее такими почвенными качествами, как воинское служение, Вера, служение Царю, представляет собой достаточно широкий сплав славянских и туранских народов.
Евразийская логика расширения русской государственности как раз и заключалась в созидании полиэтнической империи. Это прекрасно понимали самобытные русские мыслители: славянофилы, Константин Леонтьев, а позднее – историческая школа евразийцев.
Националистический альянс с либералами Болотной лишний раз показал вектор части националистического движения. Если мы посмотрим на содержание большого количества националистически ориентированных групп в социальных сетях, печатной продукции, а также националистических заявлений в СМИ, мы заметим там ряд черт, которые не только не характерны для русского самосознания, а прямо противоположны ему.
Итак, первый и главный недостаток большого количества подобных групп – это европоцентризм. Это роднит националистов с либералами; это родство превосходно описал великий евразийский мыслитель Николай Сергеевич Трубецкой в своей работе «Европа и человечество»:
«Однако посмотрим, какое содержание вкладывают европейские космополиты в термины „цивилизация“ и „цивилизованное человечество“? Под „цивилизацией“ разумеют ту культуру, которую в совместной работе выработали романские и германские народы Европы. Под цивилизованными народами – прежде всего опять-таки тех же романцев и германцев, а затем и те другие народы, которые приняли европейскую культуру.
Таким образом, параллелизм между шовинистами и космополитами оказывается полным. Это, по существу, одно и то же отношение в культуре той этнографически-антропологической единицы, к которой данный человек принадлежит. Разница лишь в том, что шовинист берет более тесную этническую группу, чем космополит; но при этом шовинист все же берет группу не вполне однородную, а космополит, со своей стороны, все же берет определенную этническую группу. Значит, разница только в степени, а не в принципе».
И что мы видим сегодня? Ситуация усугубилась, наши националисты, и в особенности нацдемы, действительно тянутся не к своей цивилизации, а к цивилизации европейской. В этой связи уместно говорить о так называемом белом космополитизме, основанном на расизме и ультразападничестве. При этом тот факт, что в бесчисленных войнах с нашей Родиной Запад всегда выступал, как лютый враг, и речи ни о какой расовой солидарности не было, неонацистами и националистами просто игнорируется или трактуется совершенно неадекватно. Чего только стоит высказывание некоторых националистов о Гитлере-освободителе. Прославление предателей и врагов нашей страны процветает в националистических группах и форумах. Предатель становится героем; героев и защитников Родины оскорбляют и предают поруганию.
Также среди националистов все большую популярность набирает неоязычество - это сектантское мировоззрение, которое никакого отношения не имеет к историческим верованиям древних славян и лучше всего характеризуется термином, который ввел Лев Гумилев, - «негативное мироощущение». Поэтому не удивительно то, что среди националистов, особенно неоязыческого сектантского толка, идет волна атак на церковь - и тут мы снова видим поразительное сходство с нашими либералами. Конечно, не все националистическое движение тут монолитно, но тенденция к кощунству по отношению к традиционным религиям растет.
И конечно, стоит отметить фактор сепаратизма, который вообще является одной из крупнейших угроз для России в геополитическом аспекте. Нацдемовские проекты, такие, как «Республика Русь» и «Хватит кормить Кавказ» - это мечта госдепа США. Такие проекты противоположны единственному спасительному для России имперскому проекту.
Конечно, далеко не все националисты действуют против России, но есть очень тревожная тенденция. Часто вербовка пассионарной молодежи во враждебные для России организации происходит на фоне реальных проблем и при помощи громких лозунгов. Но важно помнить, что настоящая идеология русского патриота, которому дороги Россия и русский народ, должна строиться на следующих принципах:
- Консерватизм и традиционализм.
- Понимание того, что Россия - это уникальная евразийская цивилизация, а никак не часть Европы.
- Понимание непрерывности нашей великой истории. Трепетное отношение к истории и героям Родины, неприятие героизации врагов и предателей.
- Осознание государственности, как великой ценности; понимание того факта, что без государства русский народ быстро станет добычей врага.
- Трепетное отношение к русской культуре и к Православной Вере. При этом понимание евразийского полиэтнического характера русской государственности.
Подводя итоги, можно сказать, что будущее возрождение России никак не связано с теми, кто ненавидит все русское и любит все западное, прикрываясь при этом ярлыком русского национализма.
Интересен и тот факт, что русские националисты со своим дискурсом являются почти такими же новыми Смердяковыми, как наши либералы, леворадикалы и анархисты. Всем этим представителям трех политических теорий чуждо по-настоящему русское: они его либо не понимают, либо ненавидят.
По сути, все вышеперечисленные политические силы внутри нашей страны являются представителями геополитических интересов США, радующихся расчленению России. Так, нацдемы и не только открыто говорят о своих симпатиях к блоку НАТО и о готовности помогать ему в случае войны. И ещё все наши европоцентристы, как левые, так и правые, абсолютно бесплодны в сфере мысли. В лучшем случае их хватает на псевдоинтеллектуальный перформанс или крикливое шествие.
Мы советуем русским националистам по-настоящему ознакомиться с тем, что такое русская идентичность, русская история, русский народ, а не слепо верить симулякрам, умело созданным в интеллектуальных штабах геополитического противника. Вместо того, чтобы концентрироваться на понятии нации, созданном буржуазным социумом и Великой французской революцией, стоит обратиться к корням, к почве, к архетипам, к русскому коллективному бессознательному, к имперскому мифу о Третьем Риме, а также к классике русской консервативной мысли и историософии. Только после того, как это всё будет проделано, можно будет заявлять о своей русскости. Но действительно проделав эту работу, продолжать быть псевдорусским националистом уже невозможно. Совершив такое интеллектуальное восхождение, нельзя не ощутить притяжение, мощь и красоту имперской идеи. Вообще, пора покончить с политической «некрофилией» последователей трех политических теорий эпохи модерна — либерализм, коммунизм, фашизм. Вместо этого нам необходимо обратиться к Четвертой политической теории, разработанной философом Александром Дугиным.
Возвращаясь к теме Дня Народного Единства. Хочется, чтобы этот праздник был воплощением державного духа, как и событие, в честь которого мы его отмечаем.