Русский экстаз Александра Проханова
У каждого человека есть мечта. Есть она и у Александра Андреевича Проханова. Но разница в том, что мечты обычных людей касаются почти всегда их самих – их будущего, успехов, достижений, приобретений, близких, детей, родственников. Люди мечтают о любви, семье, удаче, карьере, здоровье, долголетии, славе. Чаще всего такие мечты имеют строго определенные границы – они внутри личного горизонта. Мало кто мечтает о чем-то, намного выходящим за круг индивидуальных интересов. Проханов здесь исключение.
Как он только начинает мечтать, то его мысль делает невероятный головокружительный скачок. Все личное, близкое, уютное, все соизмеримое с индивидуальностью и ее масштабами мгновенно отступает на второй план, гаснет. Теперь этого и не найти. Мечта как бабочка кокон покидает человеческие границы – тела, души, ума – и превращается в гигантское крылатое существо, взмывающее в небо, обрушивающееся на землю, пронизывающее ее, чтобы снова взметнуться в бесконечную вертикаль.
Бабочка, птица, дракон, ангел… Мечта Проханова имеет огромную размерность. Это мечта не о себе, не о своем, не о том, о чем принято мечтать. Это мечта о России, Руси, о великой бесконечной Родине. О том, как она живет и о том, о чем она тоскует, о том, как она страдает и как радуется. О том, чем она была изначально, и чем будет в последние времена. Это мечта о настоящем, о том, чем Россия является здесь и сейчас, и чем она в то же время фатально не может стать.
И вот уже мечтает не Александр Андреевич Проханов, а кто-то еще… Кто-то мечтает сквозь него --- а он, он лишь дает этой мечта проявиться, быть – сквозь себя, через себя, помимо и вне себя. Такая мечта есть русский экстаз. Экстаз (ἔκστασις) по-гречески выход из себя, смещение центра, полюса. Пока человек мечтает о себе, он и есть полюс, он пребывает в себе. Проханов учит делать не так. Надо наоборот выйти из себя, открыться стихии родного глубинного земного бытия, и этот экстатический выход за пределы даст возможность Родине, Руси зажить своей собственной жизнью, выпростать свое скрытое бытие. Так понимает мечту не простой мечтатель, а поэт, пророк, провозвестник, глашатай.
Проханов именно таков. Он живет русским экстазом, и пробуждение русских токов и определяет его бытие – в искусстве, мысли, политике, творчестве. Здесь впрочем все одно – никакие рамки конкретного ремесла не вместят в себя полноты этого священного дыхания русской бездны. Все сектора и профессии слишком узки. Если собрать на поле весь наш народ, мечта не вместится в него. Не будет она полной даже если добавить к этому всерусскому земству мертвых и еще не родившихся. И в этом случае вместить полностью этой мечты нельзя, не получится. Она разорвет любые рамки, любое число перед ней окажется бесконечно малым. Но тот, кто озарен ей, тот ей сродни – и он легко преодолевает границы. Ведь русская мечта трансцендентна.
Александру Андреевичу Проханову исполнилось 85 лет. Боже, как много. Но и эти цифры ничего не говорят ни о чем. Поставьте их рядом с масштабом русской мечты, и это -- крохи, это -- самая малость, горсть, просто ничто.
Те, кто преданы как Проханов русской мечте, воскресают еще не умерев, при жизни. Если она наше содержание, то у нас больше нет возраста, или иначе, мы старше и одновременно младше любых границ.
Русский человек есть тот, кто был, есть и будет всегда. И мечтает он о том, что вечно, что вечно есть. Это сама Россия. Не просто Россия, а Россия как таковая, в своем глубинном и нерасторжимом самотождестве – она как купина горит и не сгорает, умирает и оживает вновь, кончается и никак не кончится, потому что у нее несть конца. Россия это всегда только начало. Русское начало не хочет начаться (начинайте уже…) так, чтобы идти к концу. Она идет в ином направлении. И Проханов в своей судьбе – мудрой с юности и бодрой в возрасте патриархов – всегда только начинает. Он не взрослеет с годами – та же ирония, тот же едва спрятанный тонкий юмор, та же сила, та же ясность пронзительной мысли. Секрет такой стойкости в том, что Проханов не просто Проханов, но кто-то намного больше. Он -- взрывающийся сосуд русского начала. Он -- путь русской мечты. И что тут говорить о возрасте, о дне рождения. У таких людей (а есть ли еще они, такие люди?) каждый день -- день рождения. Ведь каждый день в нашем русском календаре посвящен святому, а чаще всего сразу нескольким святым, и так много из этих святых русские. Если мы русские, то это -- наши святые, то это и есть наш день, наше рождение. Так насыщенно, плотно и живо может ходить по земле только тот, внутри которого плещет живая вода небес. Русская земля -- это лишь наша часть. Еще есть русское небо, и оно внутри нас, вплотную к нашей земле. В русском человеке осуществляется брак неба и земли. Это и есть мы сами. Проханов знает об этом. И грезит об этом, и пишет, и говорит, и поет. Он пророчествует.
Когда Родина клонится к бездне, ее дети воют от боли. Когда Родина возвращается на свою русскую стезю, ее дети кричат от радости. Но и то, и другое неразрывное единство, идущее сквозь века, эпохи, режимы, фазы. Это диалектика русской мечты. Мечты Александра Проханова.
Нужно ли нам помогать ему в этом? Участвовать, охранять, продолжать его дело? Это важно для нас – если мы русские, то это -- наша мечта, это -- наш Проханов, это просто и есть мы… И выбора у нас нет никакого. Быть русским – это уже решение. Обратной силы не имеет. И дальше начинается шквал бытия. Дальше начинается русский мир и русская война, русская любовь и русская смерть, русское всё.
Но сам Проханов самодостаточен. Он решил проблему Родины, став с ней одним и тем же. И она стала им, заговорила его устами, начала двигать его пером, мерцать в его всё более проницательном, уходящем в глубину взгляде.
Дорогой Александр Андреевич! Оставайся здесь, сколько захочешь. Но при этом ты уже всё сделал, родившись русским и приняв Россию как свою судьбу, как свою мечту. Бесконечность нельзя ограничить или измерить. Ей можно только быть.