Русская стратегия в реалиях глобального социума
«Русские всего более нуждаются в закале характера. Русская доброта часто бывает русской бесхарактерностью, слабоволием, пассивностью, боязнью страдания».
Николай Бердяев
Современное мировое сообщество пытается утвердить себя в качестве глобального социума, живущего по «всеобщим», универсальным канонам разумной организации коллективных действий людей в их стремлении к «лучшему» будущему. В своей исторической динамике глобальный социум раскрывается как объединение этнокультурных цивилизаций практической деятельности людских масс в направляющем контексте духовно-идеальных и природно-натуральных условий жизни народов южных и северных, западных и восточных стран. Цивилизация представляет собой максимально широкий способ организации региональных сообществ, обусловленный взаимодействием внешних особенностей природной среды и внутренних духовных устремлений людей к лучшему будущему.
Общая динамика становления глобального социума демонстрирует процесс углубления религиозно-идеологических и научно-философских оснований коллективной жизни народов в понимании своих нравственных идеалов и законов развития природного окружения. Если «тепло» южных стран наставляет народные массы к соблюдению проверенных традиций в следовании за природными циклами, утверждая принцип «неизменности», «тождества» определяющим фактором разумной жизни людей, а благодатная ширь восточных земель закрепляет в социальном укладе главенство общих интересов над частными, то раздробленность природной среды в жизненной практике западноевропейских этносов способствует распространению идеологии индивидуализма, когда личные интересы служат генеральным стимулом коллективных действий людей. Народы Северной цивилизации, политически собранные в социальном пространстве российского государства, были вынуждены суровостью окружающей природы к религиозному освящению традиций коллективистского образа жизни и постепенному освобождению от природной зависимости конструктивной мощью научного познания.
Гражданский коллективизм и научный разум – таковы универсальные ориентиры в развитии глобального социума. Историческая логика общественного прогресса человечества раскрывается как поступательное движение общественной практики от освоения наиболее простых для производственного успеха земель к наиболее тяжелым для хозяйственного использования. Глобальный социум и должен стать тем этапом развития общественной практики, на котором происходит интенсивное освоение наиболее сложных «северных территорий», а цивилизация народов севера оказывается лидером мирового прогресса, подготавливая своими практическими успехами освоение ближайшего космоса.
Сущностное ядро поступательного развития российского социума обозначено жизнедеятельностью русского этноса в единстве украинских «малороссов», российских «великороссов» и «чисто русских» белорусов. Современное состояние практической жизни русского народа определяется общей динамикой его исторического развития, обозначенной тремя стадиями нравственного самоопределения русских масс на этапах, во-первых, «религиозно-духовного» становления Киевской Руси, во-вторых, пространственного разрастания Московско-Питерской, российско-советской империи и, в-третьих, постсоветского «угасания» потенциалов ее телесного роста с одновременным интеллектуальным углублением творческих ресурсов общественной практики. Возникает вопрос о духовно- психологических особенностях малороссов, великороссов и белорусов как этнокультурных субъектов исторического генезиса «творческих сил» Русского мира.
Общая структура человеческого самосознания представлена единством трех духовных потенциалов – эмоционально-чувственным настроем психики, социально-регламентированным характером «локальных установок» рассудка и универсально-всеобщими способностями интеллекта, скрепленных друг с другом творческим, высшим даром человеческой души. Жизненным средоточием созидательных ресурсов общественной практики выступает личность человека как самодеятельного существа, способного к творческой импровизации. Но эта способность реализуется на фоне природно-психологической, социальной и общекультурной детерминации. В соответствии с этими тремя факторами формируется первоначально «естественная», импульсивно-чувственная натура малороссов-украинцев, обусловленная «приоритетно-чувственной» натурой украинского этноса как наиболее привязанного к природным импульсам родной земли. Вторым шагом в развитии творческих потенциалов «русской души» становится социально-державная личность великоросса, нацеленная на укрепление своего государства и следующая в этом стремлении законам рассудка. Третьим этапом в развитии личностных потенциалов русского народа должно стать формирование «экзистенциально-раскрепощенной» личности, наиболее приближенной к реализации универсальных потенциалов в развитии мировой целостности.
Таким образом, генеральной задачей по разработке стратегии русского пути в реалиях глобального социума является воспитание «творческой личности». Именно белорусский народ и должен стать идейным зачинщиком в реализации «творческого будущего» Русского мира и всего глобального социума. Поэтому главной сферой социальной организации республики Беларусь оказывается духовно-образовательная система развития общественной практики.