Реакция США на рост могущества Китая
В начале сентября 2020 г. Пентагон издал доклад, посвященный развитию Вооруженных сил и служб безопасности Китая. Документ предназначен для Конгресса США, куда министерство обороны каждый год на протяжении последних 20 лет отправляет подобные исследования.
В начале доклада говорится, что НОАК ставит цель стать вооруженными силами «мирового класса» к концу 2049 г., о чем впервые было сказано Генеральным секретарем Си Цзиньпином в 2017 году. За последние два десятилетия КНР мобилизовала ресурсы, технологии и политическую волю для того, чтобы укреплять и модернизировать НОАК практически во всех отношениях. По мнению американских военных, Китай уже сейчас опережает США в некоторых областях, включая, в частности:
– судостроение. КНР имеет самый большой военно-морской флот в мире с общей боевой силой около 350 кораблей и подводных лодок, включая более 130 крупных надводных боевых кораблей. Для сравнения: боевая сила ВМС США составляет примерно 293 корабля по состоянию на начало 2020 года;
– обычные баллистические и крылатые ракеты наземного базирования. КНР располагает более чем 1250 баллистическими ракетами наземного базирования и крылатыми ракетами наземного базирования с дальностью действия от 500 до 5500 километров. В настоящее время Соединенные Штаты используют только баллистические ракеты наземного базирования с дальностью от 70 до 300 километров;
– интегрированные системы противовоздушной обороны. КНР обладает одним из крупнейших в мире контингентом передовых дальнобойных зенитных ракетных комплексов, включая российские С-300, С-400 и системы отечественного производства, которые составляют часть его надежной и резервной интегрированной архитектуры ПВО.
Фото: chinadaily.com.cn
Более поразительными представляются недавние усилия, которые включают в себя полную реструктуризацию НОАК в силу, способную проводить совместные операции, повышение общей боевой готовности НОАК, поощрение к принятию новых оперативных концепций и расширение военного присутствия КНР за рубежом.
В докладе акцентируется, что в 2019 г. в Китае было принято решение, что вооружённые силы должны принимать более активную роль в продвижении внешней политики страны.
Отмечается также, что в Китае стали применять смешанную стратегию развития для военных и гражданских целей, включающую:
1) соединение оборонно-промышленной базы Китая с гражданскими технологиями и промышленностью;
2) интеграцию и использование достижений науки и инновационной техники в военном и гражданском секторах;
3) культивирование талантов и смешивание опыта и знаний военных и гражданских лиц;
4) включение военных потребностей в гражданскую инфраструктуру и использование гражданского строительства в военных целях;
5) использование возможностей гражданской службы и материально-технического обеспечения для военных целей;
6) расширение и углубление мобилизационной системы национальной обороны Китая, которая включает в себя все соответствующие аспекты общества и экономики для использования в военных целях и конкуренции.
Между тем в США давно используется точно такой же подход, который отражен в стратегиях, полевых уставах и документах соответствующих организаций. Оборонно-промышленный комплекс США выпускает и продукцию гражданского назначения (яркий пример – компания «Боинг»). Хотя политическая система США не позволяет мобилизовать все ресурсы общества в мирное время в интересах власти, исторические факты свидетельствуют о том, что в военное время ситуация может быть совершенно иной.
Авторы доклада предполагают, что Китай увеличит свой арсенал ядерного оружия как минимум в два раза. На данный момент у КНР в распоряжении находится чуть более 200 боеголовок. Для ядерного сдерживания Пекин использует классическую триаду: подводные лодки, стратегические бомбардировщики и ракеты наземного базирования. Однако развиваются и иные возможности: применение баллистических ракет самолётами и развитие платформ морского базирования.
Особое беспокойство у США вызывает зарубежная активность НОАК. Помимо военной базы в Джибути, Китай планирует развернуть дополнительные логистические возможности для поддержки своих вооруженных сил. Вероятно создание таких пунктов в Мьянме, Таиланде, Сингапуре, Пакистане, Шри-Ланке, ОАЭ, Кении, Сейшелах, Танзании, Анголе и Таджикистане. Большинство перечисленных стран также являются партнёрами Вашингтона, и изменение приоритетов явно будет не в его пользу.
И, конечно же, возможности проведения операций самого разного профиля для США представляют реальную угрозу. Если в последние годы основной тенденцией было обвинение в адрес Китая по поводу хакерских атак, то в докладе уже упоминаются методы работы через СМИ, бизнес, академическую среду, культурные организации и различные сообщества как внутри США, так и через международные организации.
Отдельный раздел доклада посвящен российско-китайским отношениям. Совместные военные учения, поставки нефти, интерес к Северному морскому пути, а также участие в различных организациях и форумах типа БРИКС также получили отражение в документе. Примечательно, что с текстом даны спутниковые снимки военных баз, а также карты и схемы, наглядно показывающие военную архитектуру Китая.
Кроме того, отдельно в качестве приложения показан военный баланс по сравнению с Тайванем – тонкий намек на необходимость следовать партнёрским соглашениям и укреплять собственное военное присутствие в регионе.
Изданию доклада для конгресса предшествовал выход в июне этого года исследования корпорации РЭНД о большой стратегии Китая – China's Grand Strategy. Trends, Trajectories, and Long-Term Competition, подготовленный коллективом авторов.
Это не менее важный документ, необходимый для понимания восприятия американским истеблишментом Китая и его активности на внешней арене. Но в отличие от довольно холодного анализа, проведенного Пентагоном, здесь исходящая от Китая «угроза» эмоционально акцентирована.
Поскольку большая стратегия сама по себе является долгосрочным процессом, то в работе дан ретроспективный обзор противостояния США и Китая, а также восприятие им угроз со стороны США и методы, которыми Пекин пытается с ними бороться. Подробно рассмотрена и «мягкая сила» Китая, включая деятельность Института Конфуция по всему миру. В завершение работы даются возможные сценарии развития ситуации и определённые выводы, которые должны учесть Вооруженные силы США.
Помимо государственной оценки роста могущества Китая, которую разрабатывают в коридорах власти США, многие американские СМИ в последнее время также любят нагнать жути по поводу «китайской угрозы человечеству».
Например, американское издание Tablet пишет о невероятно амбициозных планах китайских коммунистов по дискредитации и демонтажу либеральных ценностей, встроенных в существующую глобальную архитектуру. Они якобы несут в себе будущую реальность, в которой даже идея о том, что Китай мог бы быть более успешным, богатым или могущественным, если бы он был свободным, звучала бы слишком нелепо, чтобы воспринимать ее всерьез. Видение будущего сообщества наций, сформулированное Си Цзиньпинм как «общность общей судьбы человечества», даст китайскому коммунизму моральное признание, в котором ему сейчас отказано. По словам главы КНР, партия-государство должна была внести новый «вклад в политическую цивилизацию» и стать новой главой в «истории развития человеческого общества». Силовые блоки и существующие военные союзы скоро распадутся, поскольку различные страны Земли будут втянуты в экономическую орбиту Китая. По мнению автора публикации, никто не сможет конкурировать с Китаем, который продемонстрирует всему миру превосходство собственной социалистической системы. Показательно, что упомянутое издание посвящено еврейской культуре в широком смысле, но почему-то было принято решение вставить свои "пять центов" по поводу Китая.
Очевидно, что в США воспринимают Китай как сложного партнера и опасного конкурента. Вопрос даже не в противостоянии двух стран (что также является существенным фактором для принятия политических решений в США), а в том, что Поднебесная воспринимается как сила, посягающая на глобальные интересы и традиционные сферы влияния США. А это чревато вовлечением других действующих лиц и превращением противоречий в многоуровневый и комплексный конфликт мирового масштаба.