Последний выживший
В третью неделю октября святая Русская Православная Церковь чтила память Собора Волынских святых. В первые века христианства на Руси святые Волыни потрудились в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении языческих суеверий среди народа. В эти дни Волынь вспоминается и по причине страшной трагедии, произошедшей на этих землях около 70 лет тому назад и оставившей глубокий кровавый след в истории двух братских славянских народов: украинцев и поляков. Выходит, рудименты языческой кровожадности еще теплились в душах людей.
Чем было Волынское Преступление?
Как сообщает портал www.zbrodniawolynska.pl: «Волынское преступление – антипольская этническая чистка, осуществлявшаяся украинскими националистами, и имевшая характер геноцида. Охватывало оно не только район Волыни, но также воеводства Львовское, Тарнопольское и Станиславовское – Восточную Галицию, а также часть воеводств, граничащих с Волынью: от запада с Люблинским воеводством, и Полесьем с севера. Время событий Волынского Преступления: 1943 - 1945 гг. Виновники Волынского Преступления – Организация Украинских Националистов фракции Степана Бандеры (ОУН-Б), и ее военизированное крыло Украинская Повстанческая Армия (УПА) в своих документах планируемое уничтожение польского населения называли "антипольской акцией".
Различия в историческом польско-украинском дискурсе
Вплоть до сегодняшнего дня не прекращаются споры между историками и политиками Украины и Польши, как следует называть, а отсюда и воспринимать данную трагедию. Подробно останавливаться на тонкостях терминологии не стоит – информации достаточно в сети и на книжных полках для каждого, кто заинтересуется темой. Польских и украинских историков в подходе к обозначенной теме прежде всего отличает терминология ее описания и оценки. Как упоминалось выше, события самими виновниками названные, как «антипольская акция», некоторые украинские историки склонны сегодня трактовать, как фрагмент «второй польско-украинской войны 1942 - 1947 гг.». По замыслу сторонников этого определения, должна она была быть продолжением проигранной украинской стороной в 1918 - 1919 гг. войны с Польшей за Львов и Восточную Галицию. Есть сторонники мнения, считающие, что это был второй этап начатой в 1918 г. войны украинцев за свое свободное и независимое государство на землях Волыни, Холмщины и Восточной Галиции. Украинские исследователи более взвешенных взглядов используют термин «волынская трагедия».
Под конец Второй мировой войны ОУН-Б всячески старалась затереть следы своего преступления, пытаясь выглядеть борцами за свободу против коммунизма в глазах Запада, вынашивая планы по созданию независимого государства на западе Украины, оторванного из целостного состава СССР.
В данном материале, посвященному трагедии в Волыни, нет цели излагать исторические и количественные данные событий. Гораздо ценнее человеческое переживание трагедии, чтобы достало до самой глубины сердца, чтобы память в нужный момент больше не подвела, когда будем смотреть на портреты «хероев» «свободной» Украины. Восприятие истории через сердце и боль важно, дабы не путать святость предков нынешней Волыни прославленных святой православной Церковью, с теми, кто сегодня марширует по Киеву с портретами убийц из УПА и ОУН-б.
Последний из выживших
7 октября 2016 г. в Польше прошла премьера фильма Войчеха Смажовского «Волынь», о котором мы писали ранее на страницах портала «Катехон». В этой связи в польской прессе появились воспоминания одного из последних живущих ныне свидетелей событий 1943 года. Вот отнюдь не полный текст рассказа Витольда Колодиньского, последнего живого свидетеля массового убийства в деревне Парощля.
«Прошу дотроньтесь, пожалуйста», – Витольд Колодиньски наклоняет голову и сдвигает в сторону седые волосы на затылке. Под пальцами можно почувствовать углубление в черепе. Широкое на шесть-восемь сантиметров и в глубину примерно на сантиметр. Первое впечатление: как скорлупа яичка от деликатного постукивания ложечкой. Но этот удар был нанесен в полную силу топором. Этого удара пан Витольд мог бы не пережить. Не должен был пережить. Тогда ему было 12 лет.
«У меня было веселое детство», – улыбается пан Витольд, вспоминая. «Помню цветы, краски, запахи, прекрасные луга. В лесах рос шафран, но мы его не срывали, потому что запрещал нам учитель, говорил, что он находится под охраной. А слово учителя было свято. Звали его Падло, строгий был, но справедливый. У него была палка из тростника, которой он бил нас по рукам за непослушание. Например, за несделанную домашнюю работу. Нам до школы было три километра, ходили мы группой, все приятели с Парощлей, было нас около десяти. Такая шайка, верховодил Тадзик, высокий, худой. Тадзик выжил. Тоже получил топором».
Предчувствие смерти
Детство закончилось 9 февраля 1943 года. Середина зимы, третий час утра, все в деревне спали. Только лаяли собаки. Начали стучать в дверь. Отец подскочил с кровати, пошел посмотреть. Сказал матери что, наверное, какие-то военные. Витек и его младшая на три года сестра Лиля вскочили на теплый приступ печки. Хорошо видели входящих «военных».
«Сказали, что советские партизаны, что сражаются с немцами. Но кто бы им поверил. Сразу было понятно, что украинцы. Насчитали мы шестнадцать человек, целый отряд. Командовал высокий, крепкий мужчина в зеленой куртке. Через плечо был перекинут ремень с револьвером системы наган в кобуре. Остальные были вооружены по-разному. Карабины, ружья, за ремнями топоры и ножи. В пальто и телогрейках выглядели как крестьяне, а не как солдаты. Ввели шесть пленных босых власовцев в кальсонах и рубахах. Заперли их в спальне», - рассказывает пан Витольд.
Тела пленных затем помогли установить личности преступников. Эти русские коллаборационисты охраняли немецкий полицейский участок во Владимирце, в 15 километрах от Парощли. Их атаковал отряд Украинской Повстанческой Армии скорее всего для того, чтобы отбить содержавшегося там в заключении деятеля Организации Украинских Националистов под псевдонимом Дибров. После сражения бандеровцы забрали с собой шесть казаков. Спустя несколько часов пленники уже сидели в комнате, в доме родителей Витольда Колодиньского.
Парощль было зажиточным селением, хоть и небольшим. Проживало здесь 27 польских семей, поэтому нападавшие легко и быстро захватили деревню. Жестоко избили отца Витка за то, что не хотел сказать, где держит солонину. Видя, что происходит, Витек пытался убежать, спрыгнул с печки, выскочил из хаты прямо на глубокий снег, хотел бежать. Но на дворе настиг его один из украинцев, начал колотить кулаками, выбил два зуба, приволок обратно в избу. И тогда началось.
Шел по телам
«Один из них спросил маму, есть ли топор. Взял топор и пошел в другую комнату. Начали заводить туда русских по очереди. Каждый раз, как входил очередной, то было слышно только глухой звук и больше ничего, тишина. Я задумался, что они там делают, рубят пол? А они рубили их. Вот прямо так. Тела лежали одно на другом», - говорит пан Витольд.
Потом велели семье Колодиньских лечь на пол. Должны вас связать, говорили, чтобы немцы не наказали вас за помощь партизанам. Семья легла без обсуждения. Родители, дедушка рядом с бабушкой, потом стояла колыбелька с 1,5-годовалой Богущей. Лиля с правой стороны, Витек с левой.
Момент удара не помнит. «Очнулся через некоторое время, голова у меня болела. Это чудо, что я не начал стонать, так как они еще были в доме. Ждал, был парализован страхом, притворился мертвым. Тогда услышал, как мама отозвалась плачущим голосом. Украинец подошел, замахнулся топором, рубанул и установилась тишина. Потом пинали нас сапогами, проверяли, живы ли мы. Не знаю, как так случилось, но я удержался, чтобы не побежать. Сам не знаю», - крутит головой.
Встал, когда услышал, что отъезжают на санях. Зрелище было пугающим. Везде кровь, мертвые родители, бабушка, дедушка. Рядом штабелями лежали порубленные русские. «Тогда увидел, что Лиля шевелится. Спросил: «Лиля ты жива?». «А почему должна не жить», - ответила. Не знала, что случилось. Не понимала почему ей так склеились волосы.
Витольд с трудом возвращается к воспоминаниям. Помнит, что отец лежал с топором, воткнутым в голову, красивая коса мамы была отрезана. Богуща еще была жива какое-то время. Не могли ей ничем помочь, получила обухом в лоб, умирала на руках Лили. Погибла также их старшая сестра 16-летняя Алина, которая была в то время у соседей, в другом доме в Парощли. На каждом дворе деревни разыгрался один и тот же сценарий. Связанные жертвы, смертельные раны от ударов топором. В одном из домов грудной ребенок был прибит штыком к столу.
Буквы, вырезанные ножом
Витольда приютила семья Пшибышув из села Антоновка. Лиля была взята под опеку бездетной семьей Свободовых. Ими занялись доктора. Обработали им трещины в черепах, за золото купили у немцев нужные лекарства.
Немцы потом сожги вымершую деревню, потому что в ней стали останавливаться партизаны. Тела жертв погребли в общей могиле на участке семьи Езерских, рядом с хозяйством Колодиньских. В общей сложности 173 человека. Над ними поставили деревянный крест.
Лиля не дождалась возможности посетить могилу родителей. Умерла в 1994 году. Витек вернулся в Парощль только через 60 лет. Визит в Парощль потряс Витольда. От его родного дома не осталось и следа. Вся деревня заросла деревьями. «Чувствуется, что здесь произошло что-то ужасное. Есть некий страх, невозможно выдержать тут оставаться надолго», - рассказывает.
Совесть и память о преступлении должны были не давать покоя жителям соседних деревень. В 1974 г. украинец Антин Ковальчук установил на могиле поляков бетонный крест. На его основании выгравировал надпись, что жители деревни Парощль погибли от рук украинских националистов. Буквы глубоко вырезал острым инструментом в мягком бетоне, как клеймо вины, чтобы не стерлось. Через несколько лет пани Станислава – жена Витольда – установила памятную доску с именами погибших.
Герой или убийца
Память о преступлении жива. Тем более, что все еще живы убийцы. Одного из них Кшиштоф Кшивиньски (тоже жертва волынского геноцида) встретил во Львове семь лет назад, в сотую годовщину смерти Степана Бандеры. Был на экскурсии и случайно попал на парад членов УПА, которые таким способом чтили память отца националистического украинского движения. В толпе разглядел старичка в мундире первой сотни. «Подхожу, спрашиваю, принимал ли он участие в нападении на Влодимерец. Отвечает, что да, говорим немного о той операции», - вспоминает Кшивиньски. «Спрашиваю дальше, шел ли его отряд через Парощль. Он подтверждает, но вижу, что растерян, сразу сворачивает тему. Конец разговора».
Позднее при помощи историков Института Политических Наук (ИПН) Польской Академии Наук Витольду Колодиньскому, рассказав о пленных русских, убитых в его доме, удалось установить, что эта операция - дело рук отряда УПА под предводительством Перегиняка.
Григорий Перегиняк - это украинский «херой», командир первой сотни УПА, символ жертвенной борьбы за свободу Украины. Жертвенной, так как отдал за нее жизнь. «Украинские учебники подчеркивают, что погиб в бою с немцами 22 февраля 1943 года, а одновременно опускают информацию о его участии в резне в Парощле, с которой началось истребление поляков на Волыни», - замечает профессор Мотыка из ИПН.
Страх
С резни в Парощле пошла лавина. В ночь с 26 по 27 марта украинцы убили, как минимум 180 польских жителей деревни Липник, 23 апреля от рук боевиков УПА в Яновой Долине погибло около 600 человек. «Снятся мне временами Парощль, Антоновка, убийцы. Хорошо запомнился мне этот ужасный страх», - приглушает голос Витольд Колодиньский. И добавляет через мгновение: «Так по-честному, боюсь и по сегодняшний день».
В июле 2016 года в польском сейме удалось выработать единый для всех партий парламента текст постановления по вопросу волынской трагедии. Преступление на Волыни названо этнической чисткой, которая имеет характер геноцида против польского народа. 11 июля официально установлено как Национальный День Памяти Жертв Геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Польской Республики.
Вашингтон пытался посредством своих дипломатов оказывать давление на польские власти, пытаясь не допустить признания Волынской резни геноцидом.
Об этом сообщает польское издание Kresy.pl, ссылаясь на информацию от собственного источника в партии «Право и Справедливость». Американское правительство пыталось не допустить рассмотрения парламентом Польши каких-либо резолюций или законов по Волынской резне до окончания саммита НАТО в Варшаве.
Также сообщается, что посол США в Польше Пол Джонс несколько раз пытался убедить польское правительство отказаться официально признавать преступления бойцов УПА геноцидом. Однако ему не удалось это сделать. Однако посол США уговорил польские власти отсрочить решение о признании Волынской резни геноцидом до окончания варшавского саммита НАТО.
Оно и понятно, кто сегодня накачивает деньгами Украину и ее боевиков УПА и ОУН-б, тот хочет перекроить страницы истории, пытается сотворить из убийц «хероев свободы».
Украинский портал http://vgolos.com.ua, связанный с националистической партией "Свобода" уже начал обвинять поляков в ксенофобии и эскалации ненависти к украинцам. Развернувшаяся дискуссия на сайте под статьей. Авторы пишут, что то, что поляки, дав четкое юридическое определение событиям на Волыни, как геноцид открывают себе дорогу и возможность обратиться к Украине с финансовыми претензиями или даже претендовать на возврат территорий. Украинский военный эксперт Олег Жданов утверждает, что вообще возможно развитие такого сценария, как выход Польши из состава НАТО и отправка польских солдат на Донбасс. По его мнению, польская армия на столько сейчас высоко модернизирована, что легко за пять дней восстановит границы Польши 1939 года.
Томаш Омански из оппозиционной польской партии «Змяна» (польск.- «перемена») так вспоминает о событиях того времени: «Озверение и садизм УП-овцев были так огромны, что это трудно вообразить себе человеку здравого рассудка». Современные власти Украины, которые из дегенерировавших преступников делают теперь «героев», настойчиво замалчивают тему так называемой Волынской Резни. Сегодняшние правители, как в Польше, так и на Украине, всякими возможными способами стараются умолчать о волынской трагедии сороковых годов прошлого века. Стало доходить до того, что родственникам погибших поляков запрещается посещать могилы убитых родственников на территории современной Украины. «Сестра моего деда, жившая в сороковых годах на Волыни, была убита топором своим мужем-украинцем по распоряжению банды УПА, которая ранним утром пришла в их дом. Поэтому это лично касается меня, что сегодняшние фашистские круги на Украине отказывают полякам в возможности возложения цветов на могилы своих предков, убитых пилами, топорами и вилами дедами сегодняшних предводителей боевых отрядов с Майдана», - говорит Томаш.
Источники:
http://vgolos.com.ua/articles/chy_napade_polshcha_na_ukrainu_231805.html
http://www.zbrodniawolynska.pl/
http://nahnews.org/879885-amerikancy-pytalis-zapretit-polshe-priznat-volynskuyu-reznyu-genocidom/