Победа Садра на выборах лишь начало великого пути
На произошедших выборах Ирака победу праздновали сторонники Муктада Садра. При небольшой явке избирателей, Садридисты победили с солидным отрывом от коалиций “Государство закона” и ФАТХа(Альянс Победы).
Оппоненты Садридистов апеллируют к большому количеству нарушений, однако факт остается фактом, Садр более чем популярен среди иракцев. Этого следовали ожидать и к этому необходимо было подготовиться. Однако главные противники Садра в парламенте в лице Малики и Амери, похоже попросту недооценили влияние Муктады и понадеявшись на большую явку в купе с колоссальным народным недовольством премьерства Кадхими, “политическое крыло Хашад аль-Шааби” и исламская партия DAWA почему-то решили, что этого достаточно для их победы. Да, у ФАТХа было много положительного в их политической программе, изгнание оккупации, реализация соглашений с Китаем, правовая защита Сил Народной Мобилизации, борьба с диктатурой доллара, но и этого не достаточно. “Подсчет голосов” показал, что ФАТХ значительно потерял в сравнении с 2018 годом.
Опять же произошедшие выборы не следует воспринимать, как 100% иракская действительность, так как явка было от 30 до 40 процентов. Не следует забывать про суровую реальность страны, тандем из диктатуры Систани и навязанной американцами системы квот, все еще паразитируют на теле Ирака, а значит Исламским силам придется играть по правилам запада. По крайней мере на поверхности политического ареала.
Если предположить, что мы стали свидетелями некой игры в выборы, то можно допустить, что все тот же ФАТХ мог просто “сделать вид” своего “коллапса”, а на деле расчистить дорогу для Муктады Садра, к такому мнению я пришел после записи Салима аль-Хасани (член DAWA), где он указал про некий сговор* между Амери и Садром. Также вспомним историю до выборов, когда Садр и вовсе отказался идти на выборы. Однако потом, что-то случилось и в итоге Садридисты уверенно одержали победу (даже если сделка между указанными тяжеловесами шиитских блоков и имела место быть, то только с целью запутать американцев).
Несмотря на бесконечные претензии со стороны полит крыла Народной Мобилизации по поводу честности выборов, первое, что сделал Садр после победы, это выход на контакт с Хади аль-Амери по поводу согласования кандидата будущего премьера страны. Так лидер Садридистов показал открытость к диалогу и признание ФАТХа и его союзников(в частности партия DAWA), ведущими политическими партиями страны на ряду с победителем выборов. Специально для радикально настроенных оппозиционеров из “Альянса Победы”, глава Садридистов выпустил заявление в котором призвал “проявить сдержанность” и соблюдать гражданский мир в стране.
Почему сверх популярный Садр победил именно сейчас? Я ставлю такой вопрос с учетом уверенности в фальсификации на произошедших выборах и держа в голове тактику соседней Исламской Республики.
1 – Садр должен будет навязать идеологическую борьбу сторонникам Систани, оба являются примерами для публики иракских националистов, но в тоже время главные идеологические противники. Муктада сторонник колоссальных изменений Исламской системы “традиционного” богословия Наджафа, Систани ярый оплот современного ахбаризма. Задача Садра ослабить электорат “Марджи” и круг “хозяев” Наджафа в целом.
2 – уход представителей Хашад аль-Шааби в оппозицию, позволит смягчить развернувшееся противостояние между режимами залива (под кураторством Вашингтона) и Исламской Республикой. Теперь заливняки слегка остудят пыл, для такого маневра (убедить режимы залива в своем национализме и дистанции от Ирана) Садр даже летал к саудитам еще в 2017. О вмешательстве ОАЭ в иракские выборы еще пол года назад предупреждал шейх Хазали, цель Эмиратов заключалась в подтасовке и своего они добились (ФАТХ “потерял” голоса). Другое дело в пользу кого Абу-Даби исказили результаты. Как правильно отмечают иранские газеты связанные с “консерваторами” - “шиитские партии снова одержали вверх на прошедших выборах, что является большой победой Ирака”.
3 – безальтернативный демократизм. В связи с тем, что политические фигуры Ирака в своем большинстве на данном этапе не предлагают для общества какую-нибудь альтернативу правящей системе квот, навязанные западом правила устройства парламентской республики вынуждают играть в электоральную демократию. А при таких условиях почти всегда будет баланс сил между оппонентами, создание временных политических блоков и обязательная смена правительства. Иракцы продолжают играть в демократию, но это связано скорее с внутренней причиной, нежели доминирование запада. Данное утверждение об “игре во власть народа” легко доказать, так как “демократизм” не помеха для каждой влиятельной силы Ирака иметь свое “государство в государстве” (БАДР, Исламское Сопротивление, Садридисты, Наджаф, БААС, нефтяная мафия, трайбализм)
Как правило временным решением для управления кризисного социума является популизм, в связи с чем националистическая риторика позволяет открыть коридор к политическому доминированию. Ирак стал свидетелем указанной схемы. Нынешний Садр – олицетворение умеренного национализма, в хорошем смысле слова. Справедливости ради стоит указать, что на данный момент только*1 Муктада Садр из всех крупных фигур шиитов, предлагает более реалистичный проект по реформированию политического устройства страны.
Краткий вывод.
Садр играет определенную роль и проделывает её достаточно успешно, главная цель Муктады не парламент, он знает, что система квот не даст ему осуществить все реформы. Перед сыном легендарного революционера стоит более важная задача – полноправный контроль над Наджафом. Не зря же Муктада указал на свое происхождение и продолжение политики благородной семьи Садр. Так глава Садридистов дистанцировался от “грязных политических процессов”, держа в уме сферу богословия. На мой взгляд мы наблюдаем некую “хитрость”, Муктада будет контролировать парламент не баллотируясь на определенный пост, что позволит ему сохранит статус “чистого священнослужителя” незапачканного в политических играх. Такой статус позволит Муктаде в будущем бросить вызов “старой гвардии” Наджафа.
Именно после того, как Садру удастся осуществить мечту отца и дяди, а именно реформировать один из главных шиитских институтов Уммы, тогда Ирак и весь Исламский Мир ожидают революционные изменения.
* - спустя время некоторые члены Садридистов заявили, что консенсуса в этом вопросе не будет.
*1 – есть небольшие исламские партии, например партия “Добродетелей”, Харакат Хизбаллах и новоявленное “Движение за право”. У каждых есть свои проекты, но по причине малой популярности, барьера в лице диктатуры Наджафа и прозападной системы правления в стране, указанные партии не могут реализовать в жизнь свои идеи.