Паралич ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) является одним из ведущих международных органов, который отвечает за глобальное регулирование торговли. Как и другие основополагающие элементы международной системы она была сконструирована Западом и в интересах Запада. Созданная в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле в Женеве, эта структура должна была стать одной из основ однополярности и глобализации. Однако характер организации, так или иначе, технически подразумевал прием новых членов, которые также отстаивали свои интересы в рамках этой структуры. С каждым годом и при приеме новых членов возникала необходимость согласования многочисленных вопросов, что привело к изменению баланса, включая процедуры регулирования.
Вместе с этим необходимо признать, что США активно использовали ВТО в качестве инструмента для продвижения своей повестки, особенно, когда демократы были наиболее влиятельны.
До настоящего момента Соединенные Штаты являются наиболее активным участником этой системы, они подали 124 жалобы и выступили в качестве ответчика по 155 делам. А Китай стал особой мишенью для политиков из США, которые все чаще используют площадку ВТО для того, чтобы ограничивать поддержку китайским правительством отечественных промышленных предприятий, вводить ограничения на импорт, не допускать злоупотреблений интеллектуальной собственностью и проводить другие меры государственной торговой политики. В период с 2009 по 2017 год при президенте Бараке Обаме Соединенные Штаты подали в ВТО двадцать пять дел, - это больше, чем любая другая страна за этот период; шестнадцать из них были против Китая. Администрация Обамы выиграла семь из них, в том числе те, которые оспаривали китайские сельскохозяйственные и авиационные субсидии и пошлины на импорт стали; несколько дел еще рассматривается.
При Дональде Трампе ситуация резко изменилась. Треугольник США-ВТО-Китай фактически был разрушен. В докладе о торговле США с Китаем, который вышел в январе 2018 г., утверждалось, что ВТО не в состоянии справиться с проблемой, которая состоит в торговой практике Китая. Отмечалось, что Китай не заинтересован в развитии настоящей рыночной экономики, а роль государства в экономике только возрастает, поэтому все двусторонние переговоры между США и Китаем оказались безуспешными.
В отношении тарифов был применен закон о национальной безопасности, а также объявлено о дальнейших мерах по противодействию инвестиционным ограничениям Китая. В марте 2018 г. эти действия были объявлены не иначе как смертью ВТО, а меры против Китая были названы не иначе как торговой войной, хотя активные мероприятия по ведению «боевых действий» постоянно откладывались и часть санкций отзывалась обеими сторонами.
Однако будет некорректным обвинять одного Трампа в таком печальном исходе, хотя его позиция по поводу правил международной торговли довольно радикальная.
Последней каплей в кризисе ВТО стала проблема избрания судей в апелляционный орган. А это началось при администрации Обамы, когда в мае 2016 года было принято решение заблокировать повторное назначение южнокорейского судьи в Апелляционный орган ВТО. Это был первый случай, когда одна страна впервые заблокирована процедуру назначения судьи другой страны, что вызвало критику со стороны многих членов организации. Трамп продолжал блокировать новые назначения, и 10 декабря 2019 года Апелляционный орган не смог рассматривать апелляции, поскольку истек срок полномочий еще двух судей и число действующих судей сократилось до одного. В апелляционном органе должно работать семь судей, и минимум три требуются для рассмотрения новых апелляций.
И, скорее всего, США будет продолжать такую же политику для того, чтобы не было создано юридически обязательных прецедентов посредством каких-либо постановлений, которые ущемляют интересы США.
Немецкий институт по вопросам безопасности и внешней политике смотрит глубже и отмечает, что «множество проблем накапливалось в глобальном торговом режиме течение почти трех десятилетий. Открытое неприятие администрацией Трампа, что привело к выходу из строя Механизма урегулирования споров, неизбежного по причине отсутствия необходимого времени для соответствующих назначений, также связано со старыми противоречиями. Они включают инерцию реформ во времена динамичной глобализации и давние разногласия между развивающимися и развитыми странами».
При этом эксперты отмечают, что у США было право противодействовать апелляционному органу, но не было права не допускать других членов ВТО к применению этого механизма. А время для переосмысления роли организации прошло, поэтому, скорее она будет функционировать по формуле "все минус один"... А одосторонние действия США вряд ли им помогут, поскольку даже союзники настроены скептически. Ранее и Канада, и ЕС уже заявляли о необходимости реформ.
Ситуация выглядит тупиковой. В тоже время США выходят на новый раунд соглашения с Канадой и Мексикой (USMCA), которое уже окрестили как НАФТА-2. И Белый дом продолжает демонстрировать большую заинтересованность в двусторонних торговых отношениях, а не договорах, действующих по принципу многосторонних связей. Эта игра на двух уровнях также отражает стратегию предвыборной кампании Дональда Трампа и направлена на получение конкурентного преимущества перед лицом своих избирателей.
А текущий паралич ВТО, конечно же, на руку сторонникам многополярного мира и противникам глобализации.
Так же, как и НАТО, ВТО является рудиментом Холодной войны и западного капитализма. Поскольку о необходимости внутренней реформы заговорили уже сами глобалисты, то отсутствие критики и новых предложений со сторон суверенистов будет серьезным упущением. По крайней мере, необходима детальная деконструкция и оценка деятельности ВТО за всю свою историю. А далее — предложение глобальной альтернативы.
Следующая министерская встреча ВТО запланирована на 2020 г. и должна пройти в Казахстане. Это довольно символично, поскольку Казахстан является членом ЕАЭС и включен в инициативу Китая «Один пояс — один путь». Хотя за редкими исключениями на всех подобных встречах, которые проходят раз в два года, серьезные решения принимались посредством консенсуса, есть причины предполагать, что будущая встреча закончится новыми размолвками. А апологеты многополярности, такие как Китай и Россия, смогут сказать свое веское слово и определить контуры дальнейшей международной торговли на более справедливых принципах.