Особенности политики Фиделя Кастро

10.06.2022
Фидель Кастро один из главных революционеров 20-го века. Этот человек удивителен не только своей биографией, но и жизнестойкостью и везучестью. Он стал знаковой фигурой не только на Кубе, но и во всей Латинской Америке. Отмечаются выдающиеся политические, организаторские и человеческие качества лидера кубинской революции. Однако до сих пор в полной мере не оценен вклад этой личности в развитие философии, идеологии и геополитики.

Революционное движение Фиделя Кастро

В юности Фидель Кастро еще не был коммунистом, а скорее относил себя к традиционным латиноамериканским националистом. В то же время будущий революционер интересовался трудами Ленина, Сталина и Троцкого, а также книгами Хосе Марти (кубинский поэт, писатель, публицист, переводчик, философ и революционер, лидер освободительного движения Кубы от Испании).

На Кубе в 50-е годы стало формироваться новое революционное мировоззрение, называемое «кастроизмом», которое являло собой продукт латиноамериканской политической традиции и культуры.

Первая и очень важная составляющая кастроизма – это латиноамериканский революционный национализм. Его традиция восходит к эпохе борьбы латиноамериканских стран за независимость от Испании и апеллирует к героической фигуре генерала Симона Боливара.

Вторая ключевая составляющая кастроизма – волюнтаризм. Это понятие больше относилось к заговорщической деятельности и отрицательно воспринималась в советской политической культуре. По мнению латиноамериканских революционеров того времени, даже небольшая группа людей могла изменить ход истории собственного государства. С волюнтаризмом тесно связан и «каудильизм» (культ вождя). Что же касается термина «партизан», то в кастроистской политической философии он наделяется особыми чертами странствующего отшельника.

Революция на Кубе под предводительством Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро началась в форме партизанской борьбы. Режим правившего тогда Батисты уже не мог оказывать повстанцам серьезного сопротивления. 1 января 1959 года повстанцы вошли в Гавану и победили.

Однако после победы у Фиделя Кастро появилось множество проблем, связанных с экономической и политической составляющими. Лидеру предстояло налаживать мирную жизнь государства и осуществлять экономические реформы, а все это требовало дополнительного опыта и пересмотра собственных взглядов на жизнь.

После победы революционер в своих многочисленных выступлениях на протяжении ряда лет подчеркивал священную обязанность политического лидера служить народу, быть кровью и плотью связанным с ним, чувствовать каждую вибрацию глубинного биения народной жизни. Девизами Фиделя и его многочисленных последователей относительно политического руководства были лозунги: «быть рабами, а не господами страны», и «превращать политику в священнодействие».

Новые политические идеи

Кастро подчеркивал, что революционное руководство с первых дней прихода к власти последовательно вело борьбу со всеми формами социальной и, в особенности, национальной дискриминации. По мнению революционера, подобная дискриминация бывает двух видов: субъективной (законодательно закрепленной) и объективной (непосредственно существующей в обществе). Побороть субъективную дискриминацию можно, изменив действующее право. Побороть же дискриминацию объективную намного труднее — для этого требуется изменение веками складывавшихся социальных установок.

Наравне с идеями интернационализма Кастро пытался провести духовную реформацию, в частности, он осознавал необходимость фундаментального стратегического союза коммунистов и христиан как общностей с единой этической базой. Такие идеи он отстаивал в беседе с бразильским монахом фреем Бетто в 1980-е годы. Они вели разговоры на протяжении 23 часов. Собеседники обсуждали множество вопросов: от религиозного воспитания самого Фиделя в семье и в духовной коллегии до современного положения верующих на Кубе; от истории католицизма в Латинской Америке до так называемой Теологии освобождения (христианская школа теологии, в особенности в Римско-католической церкви). Как итог, на Кубе произошла массовая интеграция идей католической Теологии освобождения в кубинскую социалистическую доктрину.

После победы революционеров Фидель Кастро стал настаивать на антидогматизме, который должен был стать главным идейно-политическим принципом. По мнению политика, залог любого революционного успеха состоит в четком прислушивании политических лидеров к идеям и процессам, зарождающимся в народной жизни и адекватном реагировании на них, исходя из требований текущей современности.

Гений революционной политики

Высшей целью для политики Фиделя были свобода, независимость и самобытное развитие социальной народной Кубы. США, которые видели в Кубе лишь свою марионетку, с поддакивающими лидерами, насторожились с приходом к власти революционеров. Помимо многочисленных санкций, они стали готовить военное вторжение в страну. В это же время Фидель Кастро объявил об экономическом и всестороннем союзе с СССР и странами социалистического лагеря. Как говорил сам Фидель, «единственно верное слово в лавине американской лжи — это часто упоминаемый факт, что Куба находится в 90 морских милях от континентальной территории Соединенных Штатов».

После ужасной экономической блокады, Фидель Кастро и его сторонники не сдались и моментально ответили на вызовы США. Правительство ввело продовольственные карточки, началась ускоренная индустриализация и реформа сельского хозяйства.

Хотя Фидель Кастро и говорил, что «без существования Советского Союза была бы невозможна социалистическая революция на Кубе», Куба не копировала советский опыт. Именно поэтому страна смогла обойти масштабные репрессии. Более того, на Кубе, в отличие от многих авторитарных социалистических стран, не сформировался, как таковой, культ вождя. В отличие от СССР, на Кубе был сохранен и частный сектор.

После распада Советского Союза Фидель Кастро также не повторил ошибок советских коммунистов. На острове получилось провести перестройку и сохранить ядро социалистического устройства. В то же время на Кубу прекратились поставки советской нефти и руководство Фиделя смогло нарастить добычу своего углеводородного продукта в 10 раз.

Фидель Кастро и его социалистическая Куба стали примером стойкости в борьбе с империализмом и однополярностью США, а также распространителями ценностей национально-освободительной борьбы и левых идей социальной справедливости и солидаризма. Так, на Международной конференции, посвященной сорокалетию Карибского кризиса, Фидель, обращаясь к американским ученым, составлявшим большую часть делегации США, говорил: «Не надо сочинять неправду о Кубе, не надо обманывать себя относительно настроений кубинского народа. Мы никогда не были и не будем ничьими сателлитами. Мы глубоко убеждены, что честь и достоинство стоят дороже, чем жизнь. Даже погибнуть, защищая свои убеждения, не значит потерпеть поражение и быть разгромленным».