О великом посте

15.03.2016

Великий Пост - важнейший этап православного литургического календаря. Все развлечения и
празднования откладываются на сорок дней плюс великие дни
Страстной седмицы. Мы одеваемся в темные цвета внутреннего
сосредоточения и скорби.
О значении Великого Поста самое время поговорить в его
первую неделю.

Что такое Великий Пост? Часто Святые Отцы говорили: это десятина,
выплачиваемая человеком своему Творцу – ведь срок дней это и есть
приблизительно десятая часть года. 9/10 мы посвящаем нашим земным
делам, а одна десятая из этого непрерывного цикла забот и трудов
изымается. Наше время никогда не принадлежит только нам. А вот
время Великого Поста принадлежит только Богу.
Об этом напоминает Великий Канон который частями читается в
первую неделю – в понедельник, вторник среду и четверг первой
недели, когда пост особенно строгий. В первые два дня рекомендуется
вообще обходиться без пищи и в монастырском уставе так и написано –
пища братии не поставляется. Потом чуть полегче и можно поесть
немного сырых овощей и хлеба. После субботы Пост входит в более
щадящий режим – но также вплоть до Пасхи без мяса, рыбы, молочных
продуктов, а подсолнечное масло допускается лишь по выходным и на
церковные праздники.
Зачем нужна такая строгость? Во-первых это традиция, а
традиция священна. Если есть у церкви и у народа обычаи и если мы
хотим быть частью этой церкви, этого народа, то мы обязаны их
соблюдать. Поэтому можно было ответить: поститесь и не спрашивайте
зачем? Все русские православные люди постятся веками, и мы будем
идти вслед за ними: Традиция превыше всего.
Также Великий Пост – это память о сорокадневном испытании Господа нашего Исуса Христа,
Которого дьявол искушал в пустыне, обещая ему власть, чудеса, все
богатства земли  и поклонение толп.  Господь отверг все это,
предпочитая лишь одно истинную веру в истинного Бога – к чему бы
она ни привела – хотя бы и к крестным мукам. Христос отверг
искушения дьявола, но для этого он очищался телесно в пустыне.
Великий пример, который и составляет основу философии Великого
Поста. Чтобы преодолеть дьявола материализма, обывательщины и
телесной инерции, мы отсекаем от себя все материальные излишества и
обращаемся только к Богу нашему Творцу, к Христу, спасшему души
наши.
Но в этом-то все дело.

Душа, вот что главное в Великом Посте.

Мы склонны забывать, что такое душа. И торжественные и скорбные слова
Канона Андрея Критского постоянно напоминаются нам: "покайся душа
моя, восстани, что спиши, конец приближается". Великий Пост
необходим для того, чтобы вспомнить, что человек – это прежде всего
душа. Именно душа, а не тело. Тело временно, душа же бессмертна. И это
бессмертие мы призваны осознать, пережить, прочувствовать Великим
Постом. Тело и его заботы надо как минимум отложить в сторону, как
бы на время умереть, а еще лучше заменить его душой, сделать тело
душой. Великий Пост встреча с вечностью еще при жизни, чтобы
подготовиться к этой встрече – уже решающей – в конце земного пути.
Великий Пост – это осознанный и добровольный опыт смерти. Смерти
тела и воскрешения, пробуждения души.


Но стоит только взглянуть на нашу душу, которой мы так пренебрегаем
в обыденной жизни, что мы видим темное марево низменных процессов.
Где ее лучи? Где ее крылья? Где ее чистота? Перед нами не душа, а ее
искаженное, извращенное подобие. Однако если мы видим это,
чувствуем это, переживаем это, то значит, великая сила покаяния
запущена и начинает действовать в самой глубине нашего существа.
Покаяние по-гречески – «метанойя» – отсюда в древне-русской церкви
земные поклоны были названы метаниями, каждый поклон – маленькое
покаяние. Но в греческом у этого понятия глубинный смысл: изменение
сознания. В покаянии-«метанойе» сущность Великого Поста. Когда мы
думаем о внешнем и преходящем, то это неправильное сознание, мы
растрачиваем душу. Когда мы сосредотачиваемся на ней самой и на ее
истоке, на ее Творце, на ее Спасителе, мы меняем сознание. Это и есть
смысл Великого Поста – изменить сознание, умереть для мира и
родиться для духа.

Последнее, часто говорят Пост дело духовное, а его внешние формы
можно и не соблюдать. Но это просто глупо и даже подло: если мы не
способны сделать малого – поститься телесно – как мы совершим
великое – пост духовный. Никаких поблажек и никакой лени. Поститься
телом может каждый и пусть поститься. Но при этом надо постепенно
постясь телесно учиться и поститься духовно постепенно повышая
планку.