О "новом экуменизме"

11.03.2016

«Православно-католическое  сближение»  вызывает  непримиримо  противоречивую реакцию. «Церковные  либералы»  его  одобряют и подстегивает, консервативное большинство резко отвергает. При  подготовке  т. н. «Всеправославного Собора»  от наиболее  неприемлемых  предложений  вроде «календарной  реформы»  отказались, однако  «экуменический  документ»  (как бы ни называть его) остается  в области  повышенного  внимания.

Надо  иметь  в  виду,  что под экуменизмом у нас всегда имели  в  виду подчинение  Православия некоей  новой мировой  религии, «религии  будущего»,  в  лучшем  случае  -  Ватикану.  Однако  возможен  ли  «другой экуменизм»,  даже «новый экуменизм» ?

Парадоксальным  образом  -  возможен.  Он  называется  «Вселенское  Утвержение  Православной  Кафолической Церкви».  И  может начаться ( не  говорим  «должен  начаться», или  «начнется», но  «может начаться» )  двуединым движением.

Во-первых,  воссоединением самого  Православия. Именно в  России.  Конечно,  речь идет о  преодолении  раскола  XVII  века. Это не  «мелочь», онтологически  это  главное. Сейчас  старообрядцы  говорят  о  том,  что это к ним  не имеет  отношения,  а  никонияне  по-прежнему  возлагают  всю  вину на  «невежество раскольников». Однако  внутри  РПЦ  растет  интерес  к Древлеправославию  как таковому, открываются единоверческие  приходы. 

Важными  шагами  со  стороны  РПЦ  было  бы  принесение  покаяния  за гонения на  старообрядцев с  середины  XVII  века  до  1905 г (известный  Указ  Императора  Николая II )  и  переход  к  всеобдержному погружательному Крещению  в обязательном порядке.  Далее  желательны  определения  о  предпочтении  произнесения  Символа  Веры «по-старому» (прежде всего с  «Его же  Царствию  несть конца»  и  «Духа  истиннаго  и  животворящаго» )  при  сохранении  права каждого прихода  на сегодняшнем  временном  отрезке решать  этот  вопрос  самостоятельно.  Как и далее  -  о древлем  и  новом  чине вообще. В  отличие от никоно-алексеевой  реформы,  нынешняя  «контрреформа»  должна  быть  осуществлена  «не  через  колено».  Разумеется, любые обновленческие усилия  с  сокращениями богослужения  и современным  языком  прекращаются.  Вводятся  курсы  церковнославянского  языка  и  церковного  пения  (канонически  правильного)  для  прихожан. Постепенно  происходит возврат к  совершению  таинств  (включая  исповедь) по  Кормчей, восстановлению  канонической дисциплины,  выборности  священства  и  епископата.  И  «по-старому»,  и  «по-новому»,  но  едино  в  Духе  и  силе.   

Начинаются  собеседования  с  представителями  старообрядцев всех согласов,  включая безпоповцев.  Два  их  главных требования  (выше)  полностью приемлемы и  легко исполнимы, а главное  - справедливы.  Остальное обсуждается  в  контексте  истории  Церкви  и  России  в  целом.  Все происходит  с   молитвой  и  постом,  в  духе  христианской  любви. Целью  должно быть  возстановление  молитвенного  и  евхаристического общения.

Вне  зависимости  от  формального положения других Поместных  Православных  Церквей, с учетом  того, что Россия  несет на  себе сегодня миссию  оберега  как  Традиции  вообще, так и нравственных  ценностей,  такое  единство Старой  и Новой Русской  Церкви   призвано  стать  «Православным Центром  мира» -  вместе  с  Государством  Российским и самим   будущим   Православным  Русским  Царем, имяже  его  ты Господи  веси.  Здесь  важна не  временная  последовательность,  а  «векторная направленность».  Да, если угодно, это  новая  формула  действительно «нового  мирового порядка».    «А  мы  попробуем  сплотить  его  любовью»,  как  писал  Тютчев.

Мы  не  обещаем,  мы  попробуем

Римо-Католическая Церковь призвана,  если  ея  «внутренний круг»  без лукавства готов  к сближению, полностью  отказаться от ереси  Filioque и  вернуться к Никео-Цареградскому Символу веры.

Поскольку Римо-католики  уже  давно  в ряде  случаев  не  читают  Filioque,  свидетельстует  о том,  что  они  могут от него и отказаться  совсем.   Также  должен произойти  отказ  от именования Папы  Главой  Церкви  и  возвращение  к  его  исконному  титулованию -  епископ  Запада (или  Патриарх  Запада). Разумеется,  никакой «непогрешимости» (  ни  ex  cathedrae,  ни  иначе)  За  Римской  Церковью  сохраняется  латинский  обряд  (желательно  с  Тридентской  и  более  ранними  мессами,  но  это дело  самих  католиков) и  все традиционные  уставы,  включая  орденско-монашеские. 

Остальное  -  выносится на  совместное  соборное  и богословское обсуждение  в  духе  христианской любви.  И  вновь  - не  временная последовательность,  а направленность.  При  этом Римская  Церковь,  уже  теперь  братская  Православной, несет  ответственность  за  восстановление в  странах  Запада христианской морали и,  возможно,  традиционного  политического  устройства,  включая  Монархическое.

Признание  Римом  Господа  Нашего Исуса  Христа  (а  не Папы) Главой  Церкви и  возвращение  Запада  к  Никео-Цареградскому  Символу  веры  открывает  путь  к  общей  Евхаристии  и  общей  молитве.  Да,  здесь  шаг за  Западом,  и  сегодня  он  должен его  сделать,  ибо  дехристианизация  пока  что  охватила его  в  большей  степени.

Нужен  ли  для всего  этого  Вселенский  Собор ?  Оставим пока  этот  вопрос открытым,  помня,  что для  Вселенского  Собора  нужен  Вселенский  Император.  Сегодня  достаточно решений  поместного  (разумеется, на  соборной  основе)  и  межпоместного уровня (включая даже и  Всеправославный  Собор)

А  у  нас,  в  России,  думаю,  так.  «Обновленцам»  и  «церковным  либералам»  отойти  в  сторону.  А  ревнителям,  часто  не  по  разуму  -   научиться  смотреть  вперед,  а  не назад,  научиться  вести  себя мужественно,  а  не  «реактивно».  В  конце  концов  только  единое  (по-настоящему) Христианство  может противостоять  антихристу  -  «духовному»  или  «персональному».