О "новом экуменизме"
«Православно-католическое сближение» вызывает непримиримо противоречивую реакцию. «Церковные либералы» его одобряют и подстегивает, консервативное большинство резко отвергает. При подготовке т. н. «Всеправославного Собора» от наиболее неприемлемых предложений вроде «календарной реформы» отказались, однако «экуменический документ» (как бы ни называть его) остается в области повышенного внимания.
Надо иметь в виду, что под экуменизмом у нас всегда имели в виду подчинение Православия некоей новой мировой религии, «религии будущего», в лучшем случае - Ватикану. Однако возможен ли «другой экуменизм», даже «новый экуменизм» ?
Парадоксальным образом - возможен. Он называется «Вселенское Утвержение Православной Кафолической Церкви». И может начаться ( не говорим «должен начаться», или «начнется», но «может начаться» ) двуединым движением.
Во-первых, воссоединением самого Православия. Именно в России. Конечно, речь идет о преодолении раскола XVII века. Это не «мелочь», онтологически это главное. Сейчас старообрядцы говорят о том, что это к ним не имеет отношения, а никонияне по-прежнему возлагают всю вину на «невежество раскольников». Однако внутри РПЦ растет интерес к Древлеправославию как таковому, открываются единоверческие приходы.
Важными шагами со стороны РПЦ было бы принесение покаяния за гонения на старообрядцев с середины XVII века до 1905 г (известный Указ Императора Николая II ) и переход к всеобдержному погружательному Крещению в обязательном порядке. Далее желательны определения о предпочтении произнесения Символа Веры «по-старому» (прежде всего с «Его же Царствию несть конца» и «Духа истиннаго и животворящаго» ) при сохранении права каждого прихода на сегодняшнем временном отрезке решать этот вопрос самостоятельно. Как и далее - о древлем и новом чине вообще. В отличие от никоно-алексеевой реформы, нынешняя «контрреформа» должна быть осуществлена «не через колено». Разумеется, любые обновленческие усилия с сокращениями богослужения и современным языком прекращаются. Вводятся курсы церковнославянского языка и церковного пения (канонически правильного) для прихожан. Постепенно происходит возврат к совершению таинств (включая исповедь) по Кормчей, восстановлению канонической дисциплины, выборности священства и епископата. И «по-старому», и «по-новому», но едино в Духе и силе.
Начинаются собеседования с представителями старообрядцев всех согласов, включая безпоповцев. Два их главных требования (выше) полностью приемлемы и легко исполнимы, а главное - справедливы. Остальное обсуждается в контексте истории Церкви и России в целом. Все происходит с молитвой и постом, в духе христианской любви. Целью должно быть возстановление молитвенного и евхаристического общения.
Вне зависимости от формального положения других Поместных Православных Церквей, с учетом того, что Россия несет на себе сегодня миссию оберега как Традиции вообще, так и нравственных ценностей, такое единство Старой и Новой Русской Церкви призвано стать «Православным Центром мира» - вместе с Государством Российским и самим будущим Православным Русским Царем, имяже его ты Господи веси. Здесь важна не временная последовательность, а «векторная направленность». Да, если угодно, это новая формула действительно «нового мирового порядка». «А мы попробуем сплотить его любовью», как писал Тютчев.
Мы не обещаем, мы попробуем
Римо-Католическая Церковь призвана, если ея «внутренний круг» без лукавства готов к сближению, полностью отказаться от ереси Filioque и вернуться к Никео-Цареградскому Символу веры.
Поскольку Римо-католики уже давно в ряде случаев не читают Filioque, свидетельстует о том, что они могут от него и отказаться совсем. Также должен произойти отказ от именования Папы Главой Церкви и возвращение к его исконному титулованию - епископ Запада (или Патриарх Запада). Разумеется, никакой «непогрешимости» ( ни ex cathedrae, ни иначе) За Римской Церковью сохраняется латинский обряд (желательно с Тридентской и более ранними мессами, но это дело самих католиков) и все традиционные уставы, включая орденско-монашеские.
Остальное - выносится на совместное соборное и богословское обсуждение в духе христианской любви. И вновь - не временная последовательность, а направленность. При этом Римская Церковь, уже теперь братская Православной, несет ответственность за восстановление в странах Запада христианской морали и, возможно, традиционного политического устройства, включая Монархическое.
Признание Римом Господа Нашего Исуса Христа (а не Папы) Главой Церкви и возвращение Запада к Никео-Цареградскому Символу веры открывает путь к общей Евхаристии и общей молитве. Да, здесь шаг за Западом, и сегодня он должен его сделать, ибо дехристианизация пока что охватила его в большей степени.
Нужен ли для всего этого Вселенский Собор ? Оставим пока этот вопрос открытым, помня, что для Вселенского Собора нужен Вселенский Император. Сегодня достаточно решений поместного (разумеется, на соборной основе) и межпоместного уровня (включая даже и Всеправославный Собор)
А у нас, в России, думаю, так. «Обновленцам» и «церковным либералам» отойти в сторону. А ревнителям, часто не по разуму - научиться смотреть вперед, а не назад, научиться вести себя мужественно, а не «реактивно». В конце концов только единое (по-настоящему) Христианство может противостоять антихристу - «духовному» или «персональному».