Новая политика ядерной дубинки США
Как указано в публикации, размещенной на сайте Федерации американских ученых, "с точки зрения контроля над вооружениями и снижения рисков ОЯП вызывает разочарование. Предыдущие усилия по сокращению ядерных арсеналов и роли, которую играет ядерное оружие, были сведены на нет возобновившейся стратегической конкуренцией за рубежом и противодействием со стороны ястребов обороны внутри страны".
Кто же представляет угрозу для США с точки зрения возможного применения ядерного оружия? Авторы ОЯП считают, что Россия, Китай и Северная Корея и даже Иран, что вызывает удивление. Как он попал в этот список, если страна не обладает ядерным оружием? При том умалчивается от Израиле, который имеет ядерные боеголовки, но не только хранит в тайне точное количество, но и вообще, не подписало Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)! Очевидно, что такая политика двойных стандартов допускается, потому что Израиль - это союзник США.
Что касается Китая, то отмечена "общая проблема для планирования обороны США и растущий фактор в оценке наших сил ядерного сдерживания... КНР, вероятно, намерена обладать по меньшей мере 1000 доставляемыми боеголовками к концу десятилетия". Согласно ОЯП, более разнообразный ядерный арсенал Китая “может предоставить КНР новые возможности до и во время кризиса или конфликта, чтобы использовать ядерное оружие в принудительных целях, включая военные провокации против США, союзников и партнеров в регионе”.
Про Россию сказано, что она диверсифицирует свой арсенал и что она рассматривает свое ядерное оружие как “щит, за которым можно вести неоправданную агрессию против [своих] соседей”.
Отмечается что, нестратегическое ядерное оружие России насчитывает до 2000 единиц. В документе есть ссылка, что в 2021 году Разведывательное управление Пентагона пришло к выводу, что Россия “вероятно, обладает 1000-2000 нестратегическими ядерными боеголовками”. Хотя Госдепартамент заявил в апреле 2022 года, что в смету включено списанное оружие, ожидающее демонтажа, что отражает разницу в оценках между различными военными ведомствами и агентствами США.
Также отмечено, что “Россия разрабатывает несколько новых систем с ядерным потенциалом, предназначенных для того, чтобы подвергать риску США или союзников и партнеров, некоторые из которых также не попадают под действие нового договора о СНВ”. Отмечено, что Россия и США согласны в оценках, что новая российская МБР "Сармат" и гиперзвуковая планирующая ракета "Авангард" подходят под действие договора, но есть разногласия по поводу того, как относиться к разработке Россией крылатой ракеты с ядерным двигателем "Буревестник", баллистической ракеты воздушного базирования "Кинжал" и ядерной торпеды "Статус-6 Посейдон".
Про КНДР, в целом понятно - США, как и ранее, испытывают беспокойство, что Пхеньян рассматривает США как возможную цель для удара и в ОЯП говорится, что “любая ядерная атака Северной Кореи против Соединенных Штатов или их союзников и партнеров неприемлема и приведет к падению этого режима. Не существует какого либо сценария, при котором режим Кима мог бы применить ядерное оружие и выжить”.
По Ирану в ОЯП сказано, что Соединенные Штаты “полагаются на неядерное превосходство для сдерживания региональной агрессии Ирана до тех пор, пока Иран не обладает ядерным оружием”. Стоит отметить, что Иран не попадает под действие обязательств ДНЯО, поскольку не подписывал этот документ.
Что касается ядерного оружия США, то в ОЯП подтверждается приверженность модернизации самих ядерных сил, систем командования, контроля и связи, а также производственной и вспомогательной инфраструктуры. По сравнению с предыдущими оценками в нынешней говорится о снятии с эксплуатации мегатонной гравитационной бомбы B83-1 и отказ от ядерной крылаты ракеты морского базирования (SLCM-N). Сказано, что “администрация решительно выступает против продолжения финансирования ядерной крылатой ракеты морского базирования (SLCM-N) и связанной с ней боеголовки". Говорится, что дальнейшие инвестиции в разработку SLCM-N отвлекли бы ресурсы от других задач. Эти решения были ожидаемыми, хотя со стороны ястребов и ядерных лоббистов было противодействие.
Правда, звучит намек на замену оружия “для улучшенного поражения” трудно доступных и глубоко спрятанных целей. Но новое оружие не идентифицировано.
В ОЯП описываются существующие и будущие возможности, которые, по мнению США, обеспечивают региональное сдерживание России и Китая. Это сдерживание основано на W76-2 (боеголовка малой мощности для баллистической ракеты подводного базирования Trident II D5, предложенную и поставленную на вооружение при администрации Трампа), стратегические бомбардировщики глобального базирования, крылатые ракеты воздушного базирования и истребители двойного назначения, такие как F-35A, оснащенные новой ядерной бомбой В61-12.
Делается вывод, что W76-2 “в настоящее время обеспечивает важное средство сдерживания ограниченного применения ядерного оружия”. Хотя и сказано, что “его значение для сдерживания будет переоценено по мере развертывания F-35A и крылатых ракет воздушного базирования (LRSO), а также в свете обстановки в области безопасности и вероятных сценариев сдерживания, с которыми мы можем столкнуться в будущем”.
Выход ОЯП совпал с решением США о развертывании нового ядерного оружия B61-12 в Европе. Ранее запланированные на весну 2023 года, первые гравитационные бомбы B61-12 теперь будут доставлены на базы в Германии, Нидерланды, Бельгии, Италии и Турции уже в декабре 2022 г. При этом Белый дом поспешил подчеркнуть, что программа модернизации и недавние ядерные учения были запланированы на годы вперед и не являются ответом на действия России.
Кстати, сами учения "Стойкий полдень" по применению ядерного оружия являются довольно противоречивыми даже в контексте союзнических отношений стран НАТО. Дело в том, что в ходе учений отрабатывалось совместное использование ядерного оружия, при котором Соединенные Штаты устанавливают ядерное оборудование на истребители отдельных неядерных стран НАТО и обучают их пилотов нанесению ядерного удара американскими ядерными бомбами.
Но Соединенные Штаты как участник ДНЯО пообещали не передавать ядерное оружие другим странам, а неядерные страны в рамках соглашения о совместном использовании пообещали не получать ядерное оружие от государств, обладающих ядерным оружием. В мирное время ядерное оружие находится под контролем США, но договоренность означает, что в военное время оно будет передано неядерной стране. Договоренность существовала до подписания ДНЯО, так что это не является нарушением буквы договора. Но с другой стороны, это нарушает дух договора и вызывает раздражение в течение многих лет.
Появление стратегических бомбардировщиков B-52, способных нести ядерное оружие, в Австралии, также выглядит как намеренная провокация. Они могут быть размещены на авиабазе Тиндаль, примерно в 300 км к югу от Дарвина. Как и в случае с Европой и Россией, власти Австралии поспешили отметить, что планы разместить бомбардировщики впервые озвучил еще предыдущий премьер министр Скотт Моррисон в феврале 2020 г.
Китай в ответ на это заявил, что "соответствующее поведение США усилило региональную напряженность, серьезно подорвало мир и стабильность в регионе, и может спровоцировать гонку вооружений. Китай призывает заинтересованные стороны отказаться от устаревшего менталитета холодной войны, игры с нулевой суммой и узколобого геополитического мышления. И сделать что-то, способствующее укреплению регионального мира и взаимного доверия между странами".
В свете доктрины Пентагона о боевых действиях во всех сферах настораживает указание на интеграцию ядерных и конвенциональных вооруженных сил.
В ОЯП сказано, что "неядерный потенциал может быть способен дополнять ядерные силы в планах и операциях стратегического сдерживания способами, которые соответствуют их характеристикам и согласуются с политикой в отношении того, как они используются... Объединенные силы могут сочетать ядерный и неядерный потенциал взаимодополняющими способами, которые используют уникальные атрибуты многопрофильного набора сил, чтобы обеспечить целый ряд вариантов сдерживания, подкрепленных надежным средством ядерного сдерживания”. Важной частью этой интеграции является “лучшая синхронизация ядерного и неядерного планирования, учений и операций”.
На сайте Ассоциации по контролю за вооружениями ранее справедливо задавались вопросы о том, Соединенные Штаты могли бы указать, что применят ядерное оружие только в случае “экзистенциальной атаки” против Соединенных Штатов или их союзников. А поскольку этого нет, то возникает целый ряд предположений - может ли кибератака или нападение с применением химического оружия когда-либо угрожать существованию союзника? Будут ли атаки считаться экзистенциальными, если союзники США после нападения остались невредимыми, но могут подвергнуться последующим атакам? Толкования могут быть самыми различными, а точной формулировки нет.
В то же время руководство США и их сателлиты продолжают голословно обвинять Россию в намерении применить ядерное оружие на Украине и даже позволяют угрозы в адрес Москвы. ОЯП, как и другие военно-стратегические документы США объективно демонстрирует агрессивный характер внешней политики Вашингтона, а конкретные действия, такие как размещение ядерного оружия в Европе и появление стратегических бомбардировщиков США в Австралии подтверждают это наглядно.