Нейтралитет в обмен на зонтик НАТО

12.05.2022
Cпециальная военная операция на Украине привела к эффекту страха в Европе. Бывшие нейтралы – Финляндия, Швеция, Австрия и Швейцария – оценивают, насколько актуальна их традиционная политика неприсоединения.

Разговоры Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО, в частности, буквально уничтожили многолетнюю традицию и убежденность в том, что они лучше всего способствуют миру в Европе, не присоединяясь открыто к западному альянсу.  Обе страны в случае присоединения смогут принести значительную огневую мощь для защиты Северной Европы от любого вторжения — Финляндия с ее легендарной пехотой, а Швеция с ее значительным военно-морским флотом в Балтийском море. 

Вместе с членами-основателями НАТО Норвегией и Данией, а также относительно недавно появившимися партнерами Литвой, Латвией и Эстонией (2004 г.), эти страны, по мнению западных аналитиков, образуют прочную и надежную опору Северной Европы. Неудивительно, что три прибалтийских государства активно выступают за скорейшее присоединение двух своих скандинавских соседей, ведь боязнь России у данных трех государств развивается лишь в геометрической прогрессии год за годом. 

Называть Австрию и Швейцарию нейтральными было, по крайней мере, с момента окончания холодной войны, несколько неправильным. Обе страны являются солидными западными демократиями, как и их соседи, и в своей политике безопасности полагаются на защиту НАТО, а также на собственные вооруженные силы. 

Вооруженные силы Швейцарии, стоит признать, сильнее, если сравнивать с Австрией, которая покончила с воинственностью, подобно Германии, после катастрофического опыта двух мировых войн.  Тем не менее, пример Украины привел к осознанию, или даже к подталкиванию считать, что в этих двух альпийских республиках, есть пробелы в военной мощи, и что, если они хотят надеяться быть под обороной НАТО им придется играть по сторону баррикад Запада, а не пережидать время опираясь на политику нейтралитета. Теперь Запад от данных республик ожидает большего вклада в европейскую безопасность. 

 Австрия, конечно же, является государством-членом ЕС и, как ожидается, будет в полной мере участвовать в будущих мероприятиях по политике безопасности.  Однако в данной ситуации многих удивила позиция традиционно нейтральной Швейцарии и ее полное принятие санкций ЕС против Российской Федерации. Настоящим испытанием для соблюдения швейцарскими нормами станет тот факт, что все потоки ископаемого топлива из России в Европу будут подвергнуты санкциям, учитывая, что основная часть соответствующих трейдеров проживает в Швейцарии. 

Вот что недавно сказал об отношениях Швейцарии с НАТО президент одной из крупнейших ассоциаций швейцарских солдат Штефан Холенштейн.  Это может показаться легкомысленным, но Холенштейн был серьезен: его точка зрения, вызванная СВО России на Украине, заключалась в том, что Швейцария должна более тесно сотрудничать с блоком НАТО, но, тем не менее, не становиться его частью. 

 Это новаторское предложение для страны, которое расположено в самом сердце Европы, не являющаяся членом НАТО или Европейского Союза, вступила в Организацию Объединенных Наций только в 2002 году и, за исключением отправки некоторых офицеров, никогда не участвовала в полноценных военных учениях с участием  окружающие страны НАТО, считая, что строгая политика военного нейтралитета, закрепленная в конституции Швейцарии, запрещает это.  Из-за специальной военной операции на Украине Холенштейн хочет, чтобы Швейцария, наконец, стала частью европейской безопасности и военной структуры и взяла на себя определенную ответственность за нее. 

 Внезапно швейцарские политики и СМИ загорелись вопросом нейтралитета.  На прошлой неделе либеральный член швейцарского парламента Дамьен Коттье заявил, что швейцарцы слишком долго думали, что окружение стран НАТО автоматически означает, что они тоже будут защищены.  Это, как он писал в Le Temps, является «опасной несбыточной мечтой.  Наша страна не может быть безбилетником, когда речь идет о европейской безопасности». 

Мир уже видел, как Финляндия и Швеция — две страны ЕС, которые, как и Швейцария, имеют давние традиции военного нейтралитета, — начали серьезно рассматривать возможность подачи заявки на членство в НАТО, и принять их могут по истине в любой день.  Заметный сдвиг также происходит в Дании, союзнике по НАТО, чье правительство теперь надеется отменить существующую политику страны по отказу от оборонных проектов Европейского Союза уже на этом июньском референдуме. 

Эти скандинавские страны внезапно пришли к выводу, что «два страхования жизни лучше, чем одно», — сказал эксперт по безопасности на условиях анонимности. Швейцария находится далеко от России географически, чем страны Северной Европы. Но и она чувствует необходимость более твердого перехода в западную систему взаимных гарантий безопасности. 

 Это еще один пример того, как меняются стратегические расклады в Европе.  Похоже, военный нейтралитет, унаследованный от Европы 20-го века, быстро уходит в прошлое. Хотя, когда происходили войны, например в Афганистане, данные страны первые кричали о своем нейтралитете, так что же поменялось? 

 Членство в НАТО остается крайне непопулярным среди швейцарцев; только 33 процента одобряют вступление государства в военно-политический блок.  Но общественная поддержка более тесного сотрудничества с Атлантическим альянсом в последние недели усилилась, и некоторые швейцарцы хотят приблизиться к НАТО настолько, насколько это позволяет конституция их страны.  «Война на Украине — это для нас ударная волна», — сказал Жан-Марк Рикли, глава отдела глобальных и возникающих рисков Женевского центра политики безопасности, написавший докторскую диссертацию о нейтральных европейских государствах после холодной войны. 

 Швейцария не желает идти так далеко, как Швеция и Финляндия, не только потому, что нейтралитет прописан в Конституции Швейцарии, но и потому, что нейтралитет является важным элементом самовосприятия Швейцарии, не позволяющим ей вступать в какой-либо военный союз, но, само собой, с оговоркой о взаимной защите «в случае чего». 

В таких странах, как Франция и Германия, язык, религия и общая история сформировали национальную идентичность.  Но в Швейцарии четыре национальных языка, несколько религий и сильно децентрализованная структура управления.  (Его кантоны имеют разные праздники, правоохранительные органы, политику в области здравоохранения и государственного образования.) Там национальная идентичность формируется федерализмом, нейтралитетом и прямой демократией.  «Другими словами, — сказал Рикли, — швейцарская идентичность — это политическая идентичность.  Вступление в международную организацию уничтожит это». 

Крупнейшая партия страны — крайне правая националистическая Швейцарская народная партия (СВП) — уже четко обозначила свою позицию, согласно которой любая гибкость в отношении принципа нейтралитета ставит под угрозу национальный суверенитет.  Что касается СВП, то Швейцария перешла эту черту, когда решила присоединиться к другим западным странам в санкциях против России. 

Однако несколько левоцентристских и правоцентристских политиков защищали санкции, утверждая, что, поскольку Россия нарушила международное право, которое частично было прописано в Женеве, Швейцария должна осудить РФ.  Некоторые также говорили, что Швейцария может и должна делать с НАТО гораздо больше, чем сейчас. 

Швейцария присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» для не членов в 1996 году после окончания «холодной войны».  Страна предоставила обучение и даже несколько вертолетов для международных миротворческих миссий. Она также обменивается данными о воздушном движении с союзниками по НАТО для предотвращения террористических атак с воздуха и участвует в работе центра киберзащиты НАТО в Эстонии.  Но это все.  «До сих пор обеспечение оперативной совместимости на таком тактическом уровне было пределом возможностей Швейцарии», — сказал Рикли.  «Но сделать так, чтобы целые подразделения могли взаимодействовать с войсками НАТО, никогда не было в повестке дня.  Теперь это внезапно обсуждается». 

 Эта дискуссия была начата лидером правоцентристских либералов Тьерри Буркартом в статье, опубликованной в Neue Zürcher Zeitung 7 апреля. По мнению Буркарта, вторжение России в Украину доказывает, что политика безопасности Швейцарии «зашла в тупик».  Ведь Россия классифицировала весь Запад как врага; Швейцария была целью российских кибератак, как и не нейтральные европейские страны; а российские ракеты запросто могут попасть в Швейцарию. 

 Оборонный бюджет Швейцарии, составляющий в настоящее время немногим менее 1% ВВП страны, будет увеличен, как и везде в Европе.  Берн также только что заказал истребители F-35 американского производства.  Буркарт хочет увязать больше закупок с оборудованием НАТО, чтобы Швейцарии было легче проводить военные учения с союзниками по НАТО и даже прийти на помощь соседним странам.  Именно эту операционную несовместимость хочет устранить Буркарт.  В альпийском регионе, как сказал журналу Foreign Policy один дипломат, «нельзя создавать вакуум». 

 К середине апреля всесторонний опрос показал, что большинство в Швейцарии поддерживает план Буркарта по сближению с НАТО, включая совместные военные учения: 56 процентов швейцарцев хотят более тесно сотрудничать с НАТО в различных формах, как это сделали Швеция и Финляндия.  

 «Отношения между Швейцарией и НАТО в последние десятилетия колебались между сближением и расхождением», — сказал Хенрик Ларсен, старший научный сотрудник Центра исследований в области безопасности Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.  В исследовательской работе он написал, что в безопасном и мирном мире — особенно в 1990-е годы — эти двое, как правило, сближаются.  Однако когда мир становится все более сложным, Швейцария и НАТО находят меньше оснований для сотрудничества, например, когда НАТО переориентировалась на коллективную оборону после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. 

 Сегодня, когда НАТО усиливает территориальную оборону на своем восточном фланге, Швейцария мало что может предложить, и расхождения в области  обороны и безопасности таким образом только увеличиваются. 

 В прошлом, когда швейцарцы думали о своей безопасности, они имели в виду безопасность своей маленькой страны.  Сегодня они все чаще видят его в более широком европейском контексте. Пока это только разговоры в политических, дипломатических и военных кругах.  Начнет ли Швейцария действительно сотрудничать с НАТО в оперативном плане, скорее всего, решит референдум.  Если он будет одобрен, процесс может занять два года. Тем не менее, то, что эта дискуссия вообще имеет место, уже является революционной по швейцарским меркам.   

Также своей о своей позиции нейтралитета позабыла и Андорра. Андорра уже успела применить экономические санкции, которые коснулись физических и юридических лиц России и Беларуси. Данные санкции соответствуют мерам Европейского союза. 

Как пояснил министр финансов Андорры Эрик Джовер, ограничения будут направлены на предотвращение массового притока российского и белорусского капитала в попытке обойти запреты ЕС, чтобы «не использовать Андорру в качестве финансовой платформы для перемещения своих активов или инвестиций». 

Таким образом, статус «нейтральности» стран уже давно под вопросом, они придерживаются нейтралитета, тогда, когда это им удобно, и, тем не менее продолжают сотрудничать с НАТО, хотя, это военный блок. В таком случае возникает вопрос, как можно придерживаться политики нейтралитета и при этом все больше внедряться в сотрудничество с Североатлантическим альянсом? Стоит помнить, что рассматривать действия и ситуацию нужно не только де-юре но и де-факто, и тогда можно рассмотреть, что не все страны столь нейтральны как обычно об этом говорят.