Нестабильность в Судане: коррупция, аресты и экономический кризис
Председатель Суверенного совета Судана, генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил, что новое политическое соглашение с премьер-министром Абдаллой Хамдоком является "безопасным выходом для завершения переходного процесса". Ранее, 25 октября аль-Бурхан отправил в отставку гражданское правительство.
С 21 ноября, после достижения договоренности между аль-Бурханом и вернувшимся на должность главы кабмина Хамдоком возобновить совместную работу, в стране началась разработка новой политической декларации. Руководитель Суверенного совета уверяет, что военное руководство не отступит от оговоренных мер.
В октябре этого года аль-Бурхан откликнулся на призыв населения, которое проводило масштабные антиправительственные митинги, и арестовал Хамдока вместе с несколькими другими министрами. Он распустил кабмин и Суверенный совет, объявив, что в ближайшее время в стране сформируют новое технократическое правительство, которое завершит переходный период.
Действия военных вызвали шквал критики на Западе. США и их европейские союзники потребовали вернуть Хамдока, пригрозив заморозкой финансовой помощи Хартуму. В то же время на экстренном заседании СБ ООН российская сторона призвала мировое сообществе не вмешиваться во внутренние дела Судана.
Тем не менее давление Вашингтона возымело действие, и вскоре главу кабмина отпустили домой. Аль-Бурхан уверял, что свергнутый премьер не находился под арестом: он «гостил» в его резиденции из соображений безопасности. За этим последовали сначала слухи о скором восстановлении Хамдока на пост председателя нового правительства, а затем и официальное назначение.
Итогом стало возвращение к тотальному контролю Запада над переходным периодом. Аль-Бурхан, как отмечают эксперты, испугался потери американского финансирования, а для его сохранения сознательно проигнорировал призывы граждан и поддержку стран-соседей. Практика США, использующаяся для управления местным правительством - выдача займов с расчетом на коррумпированность чиновников.
Безусловно, глава Суверенного совета рассчитывает, что в Вашингтоне его действия расценят как признак лояльности, а значит позволят сохранить власть по завершению переходного периода. В связи с этим аль-Бурхан также замедляет процесс согласования договора о размещении пункта материально-технического обеспечения ВМФ России на Красном море. Суданская сторона заявляет, что процесс продвигается, однако, судя по информации от источников и ряду публикаций в СМИ, этот договор стал предметом шантажа Москвы, за строительство базы у Москвы запрашивали крупные суммы. Складывается впечатление, что экономические выгоды для страны от присутствия российского флота чиновников не сильно интересуют, а они скорее озабочены личным обогащением.
В то же время РФ, по мнению ряда военных аналитиков, на данный момент не сильно нуждается в подобного рода сотрудничестве. Альтернативными площадками размещения базы может стать как вариант - Сомалиленд или Джибути. Как и в случае с призывами российских дипломатов к международному сообществу о снятии санкций с Судана, Москва в вопросе размещения ПМТО оказывала максимальное содействие африканской стране. Хартум от этой сделки, очевидно, получил бы выгоду: база способна обеспечить внешние финансовые вливания и новые рабочие места в бедном регионе, что в дальнейшем будет способствовать улучшению условий жизни. По оценкам экспертов, пойти на уступки суданской стороне в текущей ситуации для России может означать вхождение в ненужное соперничество с США за симпатии хартумских коррупционеров. При этом экономическую стабильность стране это не принесло бы.