Насколько серьёзно Турция может бросить вызов НАТО и ЕС в 2020 году?
Фонд Карнеги опубликовал доклад о Турции и ее перспективах относительно НАТО и ЕС в новом году.
Фонд отмечает проблемное поведение Турции, которое вызывает разногласия в западных структурах: фактическое развертывание российских ракет S-400, возможное приобретение российских истребителей, продолжающиеся военные операции Турции в северной Сирии и начальное военным развертыванием в Ливии.
Главная линия правления Эрдогана - национализм (не исламизм), продолжает Фонд. «Сегодня Турция более националистична и более склонна отстаивать свою политическую и военную мощь, чем в последние годы. Это частично отражает стиль и образ президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но также является результатом других факторов, таких как экономический рост в прошлом и историческое наследие».
Фонд также выделил и важные геополитические аспекты. Заключив договор с Ливией, Турция бросила вызов границам, установленным Египтом, Грецией и Кипром, от которых до сих пор зависели проекты по разведке и прокладке газа в Восточном Средиземноморье, отмечается в докладе. Примечательно, что 2 января 2020 года между Кипром, Грецией и Израилем при поддержке Италии было подписано соглашение по газопроводу East Med.
При этом, продолжает автор публикации, Турция увеличивает своей военный потенциал. Военно-морской флот Турции развернет (в 2020 или 2021 году) свой первый легкий авианосец TCG Anadolu, судно, способное спроектировать, атаковать и / или транспортировать вертолеты, десантные корабли и войска где угодно в Средиземноморье. «Она также продолжит разработку новых ракет малой дальности, укрепление своих военно-морских сил и производство ряда беспилотных летательных аппаратов, в том числе вооруженных».
Особое внимание следует уделить дронам, считает Фонд: Турция может сравняться с США по интенсивности использования дронов за рубежом.
В докладе отмечается, что новая методология Турции - замена международного сотрудничества односторонними действиями и конфронтационными заявлениями.
Особое внимание Фонд уделяет вопросу НАТО и ЕС в турецком контексте:
«Турция отдаляется от НАТО, но застряла между НАТО и Россией. Недавние внешнеполитические решения Анкары представляют собой серьезный отход от духа и обязательств Североатлантического альянса и большое достижение для Москвы. Доктрина «равной дистанции», часто изображаемая руководством Анкары, не совместима с защитным характером ее членства в НАТО», - говорится в публикации.
Сближение Турции с Россией – это всерьёз и надолго, добавляет автор доклада. «При этом необходимо проводить различие между общей националистической тенденцией и сближением с Россией, которое реально и вряд ли распадется в эпоху после Эрдогана и собственным стилем и позицией Эрдогана».
В докладе делается вывод, что НАТО и ЕС должны «жёстко придерживаться своих интересов» в диалоге с Турцией. При этом, утверждает автор, необходимо поддерживать либеральный сегмент турецкого общества.
Фонд отмечает, что это связано с тем, что за последние несколько лет международное положение Турции радикально изменилось. Это является функцией
а) международных амбиций Эрдогана
б) растущих националистических настроений среди значительной части населения
в) неожиданной поддержки Дональда Трампа
г) стратегического маневрирования президента РФ Владимира Путина.
Эта «Новая Турция» бросает вызов морским границам Восточного Средиземноморья и склонна к проектированию военной силы за рубежом, в то же время существенно укрепляя мощь своей армии.
Таким образом, позиция Турции - бросать вызов и НАТО, и ЕС - противоречит ее членству в трансатлантическом альянсе, резюмируют в публикации.
«В конечном итоге, с точки зрения ЕС, Турция сегодня имеет тройную идентичность: стратегический партнер для Европы, особенно в экономической и торговой областях; Собеседник Европы в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке; и отрицательный персонаж в НАТО».
Задача для лидеров ЕС в 2020 году состоит в том, чтобы объединить усилия, предпринимаемые в ответ на действия Турции, когда они противоречат основным интересам ЕС, и сотрудничать, когда есть основания для совместных действий, заключает автор доклада.