Народы и геополитическое мышление
23.03.2020
Рецензия на книгу Савина Л.В. Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление. - М.: ИД «Кислород», 2019. - 272 с.
Структуры сознания различных народов всегда были предметом научного и исследовательского интереса. Дисциплина этнопсихологии задает определенные рамки для изысканий в области кросс-культурных исследований. В данной работе автор намеренно расширяет рабочий фрейм, делая не только сравнительный анализ различных этнографических и антропологических школ, но также органично добавляя этимологические исследования, мифологию и фольклор, теории общественных иерархий и религиозные аспекты. В отличие от известных ученых, таких как В.Г. Крысько и Т.Г. Стефаненко, чьи работы используются в качестве учебных пособий по этнопсихологии, данный труд выдержан в энциклопедическом стиле. При этом он имеет логическую структуру и определенную телеологию — через последовательное описание различных теорий и примеров, в конце концов, поднимаются вопросы власти, географического детерминизма, глобализации, расизма и национализма в различных формах проявления. Книга содержит введение, 11 глав, заключение и обширный список использованных источников.
Монография начинается с определения терминологического аппарата, на что уходит первые две главы, посвященные собственно предмету этнопсихологии, а также основным школам и направлениям этнологии и этнографии. После установления рабочей таксономии в главе 3 дается перечень основных психологических школ (всего — одиннадцать) и их авторов.
Четвертая глава посвящена базовым установкам в первичной структуре этносов. Рассмотрены такие понятия, как время, пространство, отношение к смерти и вечности. Кроме того, даны маркеры, связанные с цветовыми категориями, пищей, одеждой и реакцией на природные явления.
В пятой главе рассматриваются вопросы, связанные с языком. Лингвистика, неолингвистика, фонология и другие языковые теории — от идей немецких философов Лейбница и Гердера, концепции протоязыка представителя органицистской школы Шлейхера и праязыка Г. Вирта, а также предложений младограмматиков через теории языкового круга Вильгельма Шмидта и фонологической школы евразийца Н. Трубецкого и Р. Якобсона до гипотезы Сепфира-Уорфа и идеационной теории Уорда Гуденафа о языковых коммуникатах — подборка различных направлений показывает большой потенциал в дисциплинах по языкознанию.
Шестая глава посвящена описанию структур и внутриобщественных отношений и различных народов. Наряду с универсальными определениями, такими как патриархат, матрифокализм, полигиния, левират, эндогамия и т. п. даются примеры (или отголоски рудиментов) данных установок у различных народов. Кроме того, показаны экономические традиции с ярко выраженными этническими особенностями, системы привилегий и особенностей наследства.
Далее следует глава, посвященная эпическим сказаниям и легендам, а глава 8 освещает всевозможные вопросы межэтнического взаимодействия, включая гендерную и половую дифференциацию.
Глава 9 дает представление об основных этнопедагогических школах. В ней автор напоминает о важности сохранения аутентичных педагогических и образовательных традиций. Так, цитируя Константина Ушинского, говорится, что «творцом истории является народ, а народность, в которой соединяются отжившие и грядущие поколения, дает народу историческое существование… фундаментом образования должен быть родной язык, так как слова — это не только сухие термины, но бесконечное множество понятий, мыслей, чувств, образов, воззрений» [Савин 2019: 186].
Глава 10 посвящена взаимосвязи этно-сов с различными религиями. Указано, что хотя некоторые вероисповедания открыты для представителей всех народов, есть устойчивые этно-религиозные группы, ряд направлений имеет ярко выраженные связи с народными традициями (суфийские ордена в Исламе) а некоторые религии могут исповедовать только определенные народы (в пример приводятся йезидизм курдов и зороастризм парсов).
Главу 11 можно назвать самой «политизированной» - здесь и теории национализма, и темы идентичности, мультикультурализм, диаспоры, вопросы прав народов, доступа этнических меньшинств к институтам власти, и влияние процессов глобализации.
Довольно интересными видится подглава главы 11, где обсуждается сублиминальный расизм и критическая расовая теория (КРТ). Отмечается, что «КРТ выходит за рамки стандартного подхода защиты прав человека. Следовательно, она порывает с изначальными либеральными ценностями, ставшими краеугольным камнем правозащитников со времен Французской револю-ции. Кроме того, КРТ отсылает к вопросу нормативности «белости». [Савин 2019: 245-246].
Подобная деконструкция показывает возможность альтернативных подходов и к другим вопросам, например, теории национализма, что, в свою очередь, открывает возможность разрешения многочисленных конфликтов и противоречий, которые многие годы выглядели запутанными и не поддающимися разрешению.
В целом, книга является довольно информативной по содержанию, хотя некоторые положения можно было развить и дополнить. Лаконичный и простой язык, а также разъяснения терминов, дающиеся в сносках, делают данную работу привлекательной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.
Журнал "Постсоветские исследования", Т.3. № 1 (2020), С. 97 - 98.