Мировая полития
Классификация теорий глобализации
Американские социологи из Университета Эмори (Атланта) Фрэнк Лечнер и Джон Боли47 предложили удобную классификацию существующих на сегодняшний день теорий глобализации. Среди сотен и тысяч текстов, посвященных этой теме, они выбрали наиболее обобщающие, цельные и показательные направления. Они выделяют три вида теорий глобализации:
• Теория мировой политии48 (World Polity Theory).
• Теория мировой культуры (World Culture Theory).
• Теория мировой системы (World-System Theory).
Рассмотрим кратко каждую из них.
Дж. Боли, Ф. Лечнер, Дж. Мейер, Ф. Рамирес, Дж. Томас: мировая полития
Теория мировой политии сформулирована в трудах Дж. Мейера49, Дж. Боли, Дж. Томаса, Ф. Рамиреса50 и других близких к ним авторов.
Теория мировой политии исходит из того, что на основе Средневековой версии западного христианства в Новое время была выработана особая парадигма организации общества на основе рациональности, признания прав индивидуума, прогресса и диалога. Этапа парадигма стала общей для всей системы организации национальных государств Европы в XVII в. (Вестфальский мир), а со второй половины XIX в. начала осмысливаться как ценностная платформа для построения всего миропорядка — на рациональных и индивидуалистических основаниях, а также на основе принципа свободы торговли.
Теория мировой политии подчеркивает, что у всех европейских держав, несмотря на национальные противоречия, была общая ценностная система, которая предопределяла саму суть демократических обществ. Общая ценностная система постепенно оттачивалась, и Запад, проходя через мировые войны и идеологические противостояния («холодная война»), достиг в наше время осознания того, что общая ценностная и социальная парадигма (рационализм, демократия, индивидуализм, свободное предпринимательство) важнее, чем контекст национальных государств, которые вместе с основанным на них межнациональным порядком (Jus Publicum Europeum51, Лига Наций, ООН) стали одним из исторических следствий применения этой парадигмы в Европе.
Мировая полития — это создание универсальной ценности через разработку на рациональной основе правил, «фрэймов» («рамок») и моделей общежития. В такой концепции не будет какого-то одного источника производства ценностей, все они будут разрабатываться в режиме диалога, по правилам, установленным участниками. В качестве акторов мировой политии называются национальные государства, неправительственные организации, общественные движении и другие институты «гражданского общества», вплоть до отдельных индивидуумов, перед которыми в новых условиях открываются горизонты произвольной идентификации с любыми коллективами или отказ от какой бы то ни было коллективной идентификации вообще.
Идейной основой мировой политии является идеология неолиберализма, которая постепенно из одной из возможных идеологических форм становится единственной, самоочевидной и тем самым перестает быть объектом идейного выбора, но входит в сами вещи, предстает как реальность, сомневаться в которой так же глупо (по меньшей мере, так же экстравагантно), как сомневаться в существовании земли, неба, дня и ночи. Из системы идей неолибрализм в глобальном обществе превращается в систему вещей, в саму парадигму организации жизни, быта, психики, а не только государства или экономики.
Основой глобальной организации на базе неолиберальной конструкции является концепт «глобального общества», который представляет собой проекцию западноевропейской социологической парадигмы на все человечество. Европейские установки (демократия, рынок, рационализм, просвещенная наука, секуляризм, индивидуализм, свобода личности) берутся как безусловная матрица, применимая ко всем обществам, и на ее основании и через ее применение ко всем реально существующим обществам организуется новый тип общества, строго совпадающий с человечеством. Запад становится глобальным.
Практика мировой политии
Создание мировой политии предполагает следующие шаги52:
1. Выделение национальных государств как ключевых акторов глобализации на том основании, что сами они суть продукты рационального отношения к обществу и способны рационально воспринять глобализационный проект как новое утверждение тех же принципов, на которых они сами и были созданы.
2. Призвание национальных государств униформизировать свои структуры — создать единую систему образования (например, Болонская система), единообразные политические модели (демократия, свобода прессы, свободы предпринимательства, невмешательство государства в экономику), общий социальный климат толерантности по этническому, гендерному, социальному и иным признакам.
3. На следующем этапе неправительственные организации наднационального характера, развившиеся при благожелательном нейтралитете национальных государств, начинают разработку глобальных правил и процедур по дальнейшему продвижению принципов «открытого общества», индивидуализма, космополитизма, рационального поведения, «прав человека».
4. Идеология «глобального общества» становится доминирующей, и происходит реструктуризация национальных государств на новой глобальной основе: сегменты «гражданского общества» одной страны сближаются с аналогичными сегментами в другой, образуя транснациональные социальные общества, которые при развитии коммуникаций и свободе передвижения приводят к стиранию национальных границ и переходу к единому мировому государству.
Эта теория глобализации имеет ряд важных преимуществ:
– она откровенно апеллирует к европоцентризму и не скрывает того, что берет западные ценности как универсальные и всеобщие;
– обращается к философской парадигме западной социально-политической культуры;
– излагает последовательный план социально-политических трансформаций как внутри национальных государств, так и в глобальном масштабе;
– откровенно называет «глобальное общество» идеологией;
– выделяет главных акторов глобализации на завершающем этапе в лице неправительственных организаций (НПО), которые становятся инструментом расчленения национальных обществ и организации общества транснационального.
47 Lechner Frank J., Boli J. (eds.) The Globalization Reader. Oxford:Wiley-Blackwell, 2003.
48Термин «полития» ввел впервые Аристотель для того, чтобы описать политический строй, при котором правит большинство жителей города, «полиса». Термин «демократия» Аристотель употреблял в уничижительном смысле, противопоставляя «граждан» полиса, организовавшихся в «политию» для решения насущных вопросов, и «население», «жителей «демов», «городских концов», не обладающих ни имущественным цензом, ни происхождением, ни традициями, ни воспитанием, необходимых для участия в качественных обсуждениях и принятии квалифицированных решений («демократия»). «Полития» — это позитивно понятая качественная демократия (с оттенком высокой квалификации участников политического процесса).
49Meyer John W. The World Polity and the Authority of the Nation-State / Bergesen A. (ed.) Studies of the Modern World-System. New York: Academic Press, 1980. С. 109–137.
50Meyer J., Boli J., Thomas G., Ramirez F. World Society and the Nation-State // American Journal of Sociology. 1997.№ 103 (1). С. 144–181; Boli J., Thomas G. World Culture in the World Polity // American Sociological Review. 1997. № 62 (2). С. 171–190.
51Лат. «Общий Европейский Закон». См. Schmitt C. Der Nomos der Erde im Völkerrecht des Jus Publicum Europaeum. Berlin: Duncker & Humblot, 1950.