Магизм
От редактора. В последнее время криптопротестантские модернисты внутри Русской православной Церкви и еще более внутри Константинопольского патриархата участили нападки на ряд традиционных православных учений, на что обращают внимание такие авторитетные православные эксперты, как Михаил Тюренков и Кирилл Фролов. На щит снова поднимается ряд высказываний протоиерея Шмемана, которые сами по себе могли быть объяснены неряшливостью мысли и небрежностью его записей, но превращаются модернистами в целую систему, открыто разрывающую с православным учением. Опровержение одного из таких заблуждений и приводится в данной статье. Написания некоторых имен собственных в статье приводятся в соответствии с нормами старого обряда единоверческих приходов.
Максим Медоваров
Магизм магизму рознь
К вопросу о мгновенном или постепенном освящении евхаристических даров, наличии или отсутствии у таинств материи и формы
Протопресвитер Александр Шмеман любил говорить, что искать конкретный момент освящения даров - непозволительная дерзость, попытка взломать святыню. На первый взгляд, при его чтении, данные слова кажутся смиренным почтением перед Божественной тайной.
'' Связь эта, однако, как мы уже знаем, толкуется по-разному: в западной схоластической традиции - как молитва, содержащая в себе "тайносовершительную формулу"; а на православном Востоке - как молитва, завершающая все евхаристическое священнодействие: приношение, благодарение, воспоминание - как исполнение всей Божественной Литургии в евхаристическом преложении святых даров.
Это западное учение постепенно проникло на Восток и отчасти было им принято. Я говорю - "отчасти", потому что, с одной стороны, православный Восток в целом несомненно отверг латинское учение об "установительных словах" как причине преложения. С другой же стороны, он его "недоотверг", и молитва эпиклезы и в православном богословии стала толковаться как "тайносовершительная формула".
Многовековой спор об эпиклезе, об ее месте в Литургии, в сущности, превратился в спор о двух "моментах" преложения, литургически отделенных один от другого не минутами даже, а секундами. Этим, по всей вероятности, объясняется то, что в отличие от страстей и волнений, сопутствовавших великим догматическим спорам Отеческой эпохи, вопрос об эпиклезе, о преложении Святых Даров, и о богословии таинств вообще, не вызвал особенного интереса на Востоке. Ибо, поскольку ни на Востоке, ни на Западе не ставилась под вопрос реальность преложения Даров и западный подход к таинствам внедрялся в жизнь восточной Церкви постепенно, церковный народ как бы не замечал его. Внешне - и обряды, и молитвы оставались такими же, привычными, своими, и потому, когда de facto западное восприятие таинств, и в первую очередь Евхаристии, воцарилось в наших учебниках, проникло в "катехизис", подавляющее большинство верующих, включая богословов и иерархию, просто не почувствовали происшедшей перемены'.'
Также популярным в нынешней православной керигме является недоверие к понятиям формулы и материи таинств, считается что это якобы магизм, не имеющий корней в писании и предании.
Однако прежде чем утверждать это, необходимо посмотреть само писание. Отвергает ли оно таковые ''магические превращения ''?
При ознакомлении со священным писанием как нового, так и ветхого завета, видно, что и пророки, и Христос и апостолы многократно простым словом или жестом вызывали резкие, мгновенные изменения в объективной материальной реальности. Таким образом доказывается, что представление, что благодать передаётся через материальные предметы при произнесении определённых слов не является антибиблейским.
Если даже придерживаться точки зрения критической библеистики и отрицать историчность библии (хотя такая точка зрения является по сути нехристианской), в любом случае данные писание подтверждают нечуждость идей воздействие Бога через материальные действия со словами сознанию древних христиан. До заключения союза с греческой философией (хотя апостол Павел не был ей чужд) и римской государственностью.
Тезис
У таинств есть материя и форма, благодать в них нисходит в короткий промежуток времени, резко, а не постепенно.
Доводы от Библии
Казни египетские (Исх 7.10,20; 8.6,17,24; 9.10,23; 10.13,22; 12.29). Происходят, кроме последней, либо взмахом жезла, либо посыпанием на себя пепла.
(Исх 14.21) Море расступается и заключается одним взмахом жезла Моисея.
(Исх 15.25) Горькая вода Меривы мгновенно становится сладкой.
(Исх 17.6; Чис 20.11) Взмахом жезла вода мгновенно иссекается из скалы.
Причём в 7 главе книги исход действия пророка Моисея прямо соотносятся с аналогичными действиями языческих волхвов. Но если их магизм был бесовский, во имя ложных Богов, то Моисею приказывал сам Логос-Яхве и он выполнял приказы истинного Бога.
(Чис 17.8) Жезл Аарона зацвёл мгновенно.
(Чис 21.9) Один взгляд на медного змия быстро исцелял отравления.
(3Ц 13.4) Рука Иероваама быстро исцелела по слову человека Божия.
(3Ц 17.22) Дуновением и призыванием Господа пророком Илиею мальчик встал в одно мгновение.
(4Ц 2.14) Со второго раза, после удара по воде Иордана пророком Елисеем она расступилась.
(4Ц 2.22) Пророк Елисей быстрой молитвой и налитием воды с солью оздоровил источник.
(4Ц 2.24) После проклятия пророка Елисея хулиганов, издевавшихся над его плешью, съела медведица.
Здесь намеренно взяты только такие чудеса Ветхого Завета, которые происходили достаточно быстро. Но может то было для грубых людей, а в новой благодати уже по другому? Но и тут сторонников ''немагического'' отношения к таинствам ждёт разочарование.
Сам Господь наш Исус Христос в своей земной миссии многократно исцелял людей простыми словами и жестами, исцелял мгновенно, без всякой постепенности.
Исцеления прокажённых
(Мф 8.2-3;Мк 40.41; Лк 5.12-13) Исус, простёрши руку, сказал ''Хочу, очистись. '' И он ТОТЧАС ЖЕ очистился от проказы (не постепенно в течение всего говорения многих слов). По Луке - И тотчас проказа сошла с него. По Марку после сего слова проказа тотчас сошла с руки его.
Тёща Петра (цитируем только по Луке и Марку, потому что у них говорится о быстроте исцеления, у Матфея не оговорено)
Лк 4.38-39 Подойдя к ней, Он запретил горячке, и оставила её. И она ТОТЧАС встала и служила им.
Мк 1.30-31 Подойдя, Он поднял её, взяв её за руку, и горячка ТОТЧАС оставила его.
Исцеление расслабленного (Мф 9.2-7; Мк 2.3-5; Лк 5.18-20)
По всем трём синоптикам. Говорит расслабленному ''встань, возьми постель твою и иди в дом свой '' И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой.
Прозрение двух слепых (Мф 9.27-31) Мгновенно. И говорит им Исус ''веруете ли, что Я могу это сделать? '' Они говорят ему : ей Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал : по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их.
Мф 20.30-34 Исус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и ТОТЧАС (никакой постепенности) прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
Исцеление сухорукого (Мф 12.10-13; Мк 3.1-5; Лк 6.6-10)
Протяни руку свою и протянул руку свою (по Луке - и сделал так) и стала рука его здорова как другая.
Исцеление Вартимея
(Мк 10.46-52; Лк 18.35-43) Исус сказал ему '' Иди (по Луке - прозри), вера твоя спасла тебя''. И он ТОТЧАС прозрел и пошёл за Исусом по дороге (по Луке - за Ним, славля Господа)
Исцеление глухонемого
Выйдя из пределов Тирских и Сидонских,Исус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.Исус,отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. И ТОТЧАС отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
Скорченная женщина (Лк 13 : 11-13)
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Исус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она ТОТЧАС выпрямилась и стала славить Бога.
Раб первосвященника (Лк 22: 50-51)
Изгания бесов. Все произошли мгновенно через короткие запрещения.
Вифезда (Ин 5: 1-19)
После сего был праздник Иудейский, и пришел Исус в Иеросалим.
Есть же в Иеросалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. //*Дом милосердия В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды (в определённый момент по расписанию и по чину) тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Исус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он ТОТЧАС выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
Легион (Мф 8.28-34; Мк 5.2-10; Лк 8.27-31)
Немой (Мф 9.32-33; Лк 11.14)
Слепой немой (Мф 12.22)
Дочь Сирофиникиянки (Мф 15.21-28; Мк 7.24-29)
Отрок (Мф 17.14-18; Мк 9.17-27; Лк 9.38-42)
Одержимый (Мк 1.23-26; Лк 4.33-35)
Воскрешения мёртвых. Все произошли мгновенно через короткие слова.
Дочь Иаира (Мф 9.23-25; Мк 5.40-42; Лк 8.52-55)
Сын Наинской вдовы (Лк 7.11-15)
Лазарь (Ин 11.43-44)
Таким образом сам Бог, ставший человеком - Исус Христос вовсе не стеснялся быстрых, магических исцелений.
И первым чудом в Кане Галилейской он совершенно чудесно сделал воду вином. Не символом вина, не водой, воипостазированной в природу вина или чего ещё.
Также и апостолы не стеснялись творить чудеса быстрые, имеющие конкретный момент, в том числе через материальное посредство.
(Деяния 3: 2-18)
И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Исуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и ВДРУГ укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Казнь апостолом Петром Анании и Сапфиры(Деян 5: 9-10)
Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. ВДРУГ она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
Исцеление посредством ТЕНИ апостола Петра(запредельный магизм) (Деян 5: 14-16)
Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иеросалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Исцеление Енея и воскрешение Тафивы(Деян 9: 33-40)
Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Енея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Еней! исцеляет тебя Исус Христос; встань с постели твоей. И он ТОТЧАС встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
Ослепление Елимы Волхва (Деян 13: 6-11)
Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И ВДРУГ напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
Чудеса через реликвии апостола Павла (Деян 19: 11-12)
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
Исцеление хромого (Деян 14: 8-10)
В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Исуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить
Святое писание против освящения на ЛПД через соприкосновение
Чаша благословения, КОТОРУЮ БЛАГОСЛОВЛЯЕМ (благословляем, а не вливаем, вот где магизм в плохом смысле), не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
1 Кор., 10:16.
Оканчивая часть с библейскими доводами, напоминаю, что в числе прочих Бог привёл поклониться младенцу Исусу именно волхвов (тех самых магов) и в предании отношение к ним положительное.
Таким образом, мы видим, что многие чудеса творились и в ветхом и в новом завете мгновенно, без постепенности, часто через материальное посредство (вплоть до слюны и опоясания).
2. Доводы от предания.
Идея, что освящение даров идёт равномерно всю службу, совершенно не прослеживается в предании что запада, что востока. Святые отцы либо молчали на эту тему, либо считали что у освящения хлеба в тело Христово конкретные условия и моменты. Одна часть из них считала, что это тайноустановительные слова. Иные считали что кроме тайноустановительных слов нужно также призывание Духа Святого на дары, но никто не говорил, что это некий постепенный процесс.
По данному вопросу окончательного догматического решения нет ни в православии, ни в католичестве. В любом случае и в восточном и в западном обряде имеются и тайноустановительные слова и эпиклеза, при том в западном обряде она идёт перед тайноустановительными словами, а не после.
Святые отцы, учившие про освящение хлеба тайноустановительными словами
Святой Кирилл Иеросалимский. Поучения тайноводственные
Когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: "сие есть тело Мое"; после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: "сия есть кровь Моя" - кто когда усомнится и скажет, что сие не кровь Его? Он в Канне Галилейской некогда воду претворил в вино, сходное с кровию: и не достоин ли веры, когда вино в кровь претворяет?»
Делается прямая аналогия между мгновенным превращение воды в вино и вина в кровь.
Св. Кирилл – в том же сочинении про магическое по сути превращение с исчезновением сущности хлеба.
Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давыд воспевая говорил: и «хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем» (Пс. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и «созерцая славу Господню», о когда бы приходил ты «от славы в славу» (2 Кор. 3, 18), о Христе Исусе! Коему честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь.
Святитель Амвросий Медиоламский
О таинствах IV глава
14. Возможно ты скажешь: “Это обычный хлеб”. Но этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит ВРЕМЯ ОСВЯЩЕНИЯ (consecratio), из хлеба он станет Телом Христовым. Давайте же докажем это. Как этот хлеб может быть Телом Христовым? А освящение совершается КАКИМИ СЛОВАМИ и чьими речами? Господа Исуса17. Ибо все то, что произносится прежде, произносится от священника: прославление Бога, молитва, прошение за народ, за царей и за все остальное. Но как только приближается время совершения честнаго таинства, священник уже употребляет не свои слова, но произносит слова Христовы. Следовательно, СЛОВО Христа СОВЕРШАЕТ это таинство.
15. Что же это за слово Христово? Несомненно, то, которым все сотворено. Повелел Господь, и произошло небо; повелел Господь, и произошла земля; повелел Господь, и произошли моря; повелел Господь, и произошла всякая тварь. Итак, ты видишь, сколь действенно (quam operatorius) слово Христово. А если в слове Христа столь великая сила, что произошло то, чего прежде не было, то насколько действенней (quanto magis operatorius) это слово в том, чтобы уже существующее преложить в иное18. Не было неба, не было моря, не было земли, но послушай Давыда, говорящего: Он сказал, и они явились; Он повелел, и они создались (см. Пс 32:9; ср. 148:5).
16. Итак, я отвечаю тебе: хлеб НЕ БЫЛ Телом Христовым ПРЕЖДЕ ОСВЯЩЕНИЯ, но ПОСЛЕ освящения, говорю тебе, это уже Тело Христово. Он сказал, и стало; Он повелел, и создалось. Ты сам существовал и прежде, но ты был ветхим творением; после того же как ты был освящен, ты стал новым творением. Хочешь удостовериться, что ты новое творение? Всякий, – говорит Апостол, – во Христе новая тварь (см. 2Кор 5:17).
17. Итак, послушай, как слово Христово имеет обыкновение прелагать (mutare) всякое творение и изменяет (mutet), когда хочет, естественные законы (instituta naturae). Ты спрашиваешь, каким образом? Слушай. Прежде всего приведем в пример Его рождение. Закон (consuetudo) природы таков, что человек рождается от мужа и жены через брачное соединение. Однако Господь восхотел, избрав такое таинство, чтобы от Духа Святого и Девы был рожден Христос, то есть Посредник между Богом и людьми, Человек Исус Христос (см. 1Тим 2:5). Итак, ты видишь, что вопреки законам и уставам естества (contra instituta et ordinem ) Человек родился от Девы.
18. Послушай другое. Народ иудейский был стиснут между египтянами и морем. По Божественному повелению Моисей прикоснулся жезлом к воде, и море расступилось, но не по закону естества, а по благодати небесного повеления (Исх 14:21). Послушай еще. Народ жаждал. Он пришел к источнику. Но источник был горьким. Святой Моисей бросил дерево в источник, и источник, бывший прежде горьким, стал сладким, то есть он изменил свое природное свойство, восприняв сладость благодати (Исх 15:23–25). Послушай и четвертый пример. Топор упал в воду и, поскольку он был железным, утонул по своему природному свойству. Елисей бросил топорище в воду, и железо тотчас поднялось на поверхность воды (4Цар 6:5–6), несомненно, вопреки свойству железа, которое является более тяжелым веществом (materies), чем водный элемент.
19. Неужели из всего сказанного ты не понимаешь, сколь действенно Божественное слово (sermo caelestis)? Если Божественное слово было действенно в земной купели, если оно было действенно в других случаях, то неужели оно не действенно в небесных таинствах? Итак, ты теперь знаешь, что хлеб становится Телом Христовым, а вино в чаше с добавленной водой становится кровью, не иначе как Божественным освящением (consecratione caelesti).
20. Но ты, может быть, скажешь: “Я не вижу крови”. Но это ее подобие (similitudo). Ибо как ты воспринял подобие смерти, так же и подобие честной крови ты пьешь, дабы не было ужаса при виде настоящей крови и цена искупления не стала бы напрасной. Итак, теперь ты знаешь, что то, что ты принимаешь, есть Тело Христово.
21. Ты хочешь быть уверен, что освящение совершается БОЖЕСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ? Послушай, что это за слова. Священник произносит: «Соделай для нас это приношение угодным, разумным, благоприятным, которое есть образ Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа. Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преломил и преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, Которое за многих будет преломлено”».
22. Слушай внимательно. «Подобно и чашу после вечери, накануне Своих страданий, Он взял, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”». Заметь, что все эти слова принадлежат Евангелисту, до слов “Примите”, говорящих о Теле и Крови, а затем уже идут слова Христовы: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”.
23. Обрати внимание на одну подробность. Священник произносит: “Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки”. ДО ОСВЯЩЕНИЯ– это хлеб, но ПОСЛЕ произнесения слов Христа – это Тело Христово. А теперь послушай Говорящего: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Прежде произнесения слов Христа, в чаше – вино и вода, после же действия слов Христа – там кровь, искупившая людей. Посмотрите же, сколь могущественно слово Христа, которое изменяет все существующее. Наконец, Сам Господь Исус засвидетельствовал нам, что мы принимаем Его Тело и кровь. Должны ли мы сомневаться в истинности Его свидетельства?
Святые отцы, учившие о пресуществлении словами Христа и эпиклезой, притом чётко различавшие дары до и после освящения.
Преподобный Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Книга 4 глава 13
Ибо, намереваясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, в которую Он предавал Себя, Он завещал святым Своим ученикам и апостолам новый завет, и через них — всем, верующим в Него. Поэтому, съев ветхую Пасху со Своими учениками в горнице святого и славного Сиона и исполнив ветхий завет, Он умывает ноги ученикам (Ин. 13:1 и далее), показывая знамение святого крещения. Потом, преломив хлеб, Он передает им, говоря: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (Мф. 26:26, 28; 1 Кор. 11:24)51. Подобным же образом взяв и чашу с вином и водою, Он передал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Сына Человеческого возвещаете и исповедуете воскресение Его, доколе Он придет (Мф. 26:27, 28; Лк. 22:20; Мк. 14:24; 1 Кор. 11:25, 26).
Поэтому если слово Божие — живо и действенно (Евр. 4:12) и вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс. 134:6); если Он сказал: да будет свет: и бысть; да будет твердь: и бысть (Быт. 1:3, 6); если словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его вся ста их (Пс. 32:6); если небо, и земля, и вода, и огонь, и воздух, и все украшение их совершилось словом Господним, а также и это вот пресловутое существо, человек; если Сам Бог Слово, восхотев, стал человеком и из чистых и беспорочных кровей святой Приснодевы бессменно осуществил для Себя плоть, то разве Он не может сделать хлеб Своим телом и вино и воду — Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля былые травное (Быт. 1:11), и даже доныне, как пройдет дождь, она производит свои произрастения, отвечая божественному повелению и обретая в нем силу. Бог сказал: сие есть тело Мое; и сия есть кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание; и всемогущим Его повелением это происходит, пока Он не придет; ибо так сказано: доколе придет" ..........
Но не хуже сказать и это, что, подобно тому как, согласно с законами природы, хлеб через съедание и вино и вода через выпивание изменяются в тело и кровь того, кто ест и пьет, и не делаются другим телом по сравнению с прежним его телом; так и хлеб предложения и вино, и вода, ЧЕРЕЗ ПРИЗЫВАНИЕ И ПРИШЕСТВИЕ СВЯТАГО ДУХА, преестественно изменяются в Тело Христово и Кровь, и не суть два, но единое и то же самое. ............Если же некоторые и назвали хлеб и вино образами (αντίτυπα) Тела и Крови Господа, подобно тому как говорил богоносный Василий, то сказали [о хлебе и вине] не после их освящения, но прежде освящения (чётко разделяются времена перед и после освящения, до того святой хлеб, святой символ, позже уже не хлеб), назвав так самое приношение (приношение, но ещё не тело).
Из данных слов может показаться ''Вот смотрите, он и тому и тому присвояет значение, вот оно и постепенное освящение ''. Однако 1) Употребляются слова ДО и ПОСЛЕ освящения. 2) Никола Кавасила разъясняет слова так, что нужны и слова Христа и эпиклеза, а пресуществление будет после того, что позже. В западном обряде позже слова Христа, значит после них.
В любом случае, как выше указывалось, ни в одной из двух церквей этот вопрос окончательно не решён, однако шмемановская идея до 19 века была чужда всем конфессиям.
Слова безотносительно времени, что таинство совершается молитвой, а не соприкосновением (против греческого богословия Мидаса, и ошибок некоторых схоластов, даже таких как Фома Аквинский).
Апология Иустина Философа
Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено БЛАГОДАРЕНИЕ ЧЕРЕЗ МОЛИТВУ слова Его, и от которой через уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть – как мы научены – плоть и кровь того воплотившегося Исуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Исус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили делать и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, – при посвящении вступающего в таинства, предлагается там хлеб и чаша с водою.
Без относительно конкретного момента Седьмой Вселенский собор учит, что есть время до освящения, когда хлеб свят, но ещё хлеб, а есть время после освящения.
То, что прибавлено вслед за словом «вместообразная» весьма ясно показывает мысль отца; так как то, что ДО ОСВЯЩЕНИЯ названо «вместообразная», ПО СОВЕРШЕНИИ называется в полном смысле этого слова телом и кровию Христа, как это и есть и веруется.
Доводы от разума, философов и истории
1. Настоящим кощунством в полном смысле слова было бы утверждение, что может быть на 10, на 20, на 90, на 99 процентов тело Христово, что неизбежно следует из концепции Шмемана. Тело Христово либо есть, либо его нет. Либо перед нами какой-угодно святой хлеб, либо тело Христово. На все 100 процентов. Следовательно должен быть конкретный момент пресуществления, до него перед нами очень святой, требующий почтения, но являющийся лишь символом Христа хлеб, а потом он в одно мгновение становится телом Христовым, так же и очень святое, но являющееся лишь символом Христа вино, становится в одночасье за один миг той самой пролитой за нас на Голгофе кровью.
2. Если кто утверждает, что слова "хлеб и вино становятся телом и кровью Христа постепенно '' не значит этих самых процентов, то что это вообще значит? Раз уж постепенно, то значит именно так, с нарастающими процентами, либо это просто бессмысленные слова.
3. Относительно слов А.С. Хомякова, что получается некое материалистическое таинство, похожее на химическое превращение.
Материя сотворена Богом, сотворена как наследство Его вечному Сыну Исусу, как брачный подарок Невесте Духа Марии, а всякая благая премудрость дана нам от Бога. И если в лабораториях как правило реакции проходят достаточно быстро и в них происходят превращения веществ, то уж тем более такому великому чуду пресуществления подобает быть ещё быстрее, превосходнее всех превращений тварных веществ просто обязано происходить пресуществление хлеба и вина в тело и кровь самого Логоса, как Он превосходнее всей твари. Это подобает Его величию.
4. Если кто скажет, что все эти рассуждения появились в православии от латинского пленения, то что же никто ему не противостоял веками вплоть до 19 века? Споры были о времени пресуществления Причём и в православном лагере были сторонники тайноустановительных слов, чему пример дело о ''еретиках хлебопоклонниках '', катехизис белокриницких 1909 года. Были сторонники пресуществления с начала проскомидии (протопоп Аввакум). Но не было ни одного разделяющего идеи, подобные шмемановским.
5. Магизм в злом смысле порицается библией за то, что волхвы поклонялись ложным богам, творили извращённые и злые дела. С массовым внедрением идей протопресвитера Александра Шмемана никакого нравственного подъёма не произошло. С распространением в католичестве аналогичных идей после второго ватиканского собора тоже не произошло нравственного подъёма. Зато участились случаи грубого религиозного синкретизма, поддержки ЛГБТ идеологии. Роста благоговения к евхаристии не произошло.
6. Если кто скажет, что апостол Павел запретил в послании галатам заниматься философией, следовательно нельзя думать про сущности и акциденции, то надо понимать, что сказал он это когда философы были почти все многобожники и гомосексуалисты. Но при том он сам активно пользовался философией, даже делал ссылки на философские книги (Эпименид Тит 1:12, Менандр 1 кор 15:33 Арат Деян 17: 28). Если быть последовательным противником философии, то надо признать, что уже септуагинта, которую преимущественно цитирует новый завет была полна терминов греческой философии (такие выводы и сделаны Л. И. Шестовым в книге Афины и Иерусалим). Если мы признаёт боговдохновенность библии, то надо признать, что промыслительно евангелие Иоанна начинается со слов о Христе как вечном Логосе Отца, а Логос был термин, активно применявшийся греческими философами. В послании к евреям апостол Павел называет Христа образом ипостаси Отца (как бы мы не спорили о том, в каком смысле он употребил это слово, он его употребил именно как философское). Таким образом союз христианства с философией наметился уже в ветхом завете. Святые отцы уже со времён Иустина философа активно её использовали. Понятия греческой философии активно использовались вселенскими соборами.
7. Если кто скажет, что восточному богословию свойственно слово преложение (метаволи), а пресуществление (метаусиосис) проникло на восток позже то слово метаволи как раз более грубое, оно применялось к магическим превращениям (а какие слова у нас '' антимагисты '' не любят?).
8. Неудовлетворительными являются ссылки шмеманистов на апофатику. Во первых, апофатика имеет весьма ограниченное применение в Богословии и сводится в итоге к сверхкатафатике, не отрицая катафатики как таковой. Бог настолько светел, что мрачен. Но Божественный мрак это не отсутствие света, а Сверхсвет. Так и Божественное небытие это бытие сверх простого тварного бытия, но тварное бытие является отпечатком Божеской мудрости.
И святые отцы не стеснялись находить точные философские катафатические формулировки для выражения истин веры.
Да, до конца мы не сможем понять тайну пресуществления. Может быть даже в будущей жизни святые её до конца не поймут. Но мы можем свидетельствовать то что открыто в писании и предании. А шмемановских идей о некоем постепенном освящении хлеба там нет.
9. Очень велико нравственное значение мгновенного чудесного пресуществления для пролайферской деятельности. Подавляющее большинство пролайферов признаёт, что новый человеческий индивид из двух клеток, ранее бывших частями тела мужчины и женщины получается мгновенно после оплодотворения. Либерализм же, в рамках которого часто идёт критика чудесного мгновенного пресуществления, посягает на жизнь и достоинство человека до рождения, расчеловечивает человеческий плод.
Таким образом, понятие пресуществления (преложения) как мгновенного чудесного превращения не противоречит библейскому и святоотеческому мировоззрению. Воззрения же шмемановской школы противоречат элементарному разуму и лишь прикрываются авторитетом Библии и святых отцов.
В заключение хотелось бы привести слова св. Августина Иппонийского, сказанные им о Крещении: «Отыми слова, и вода не более чем вода. Слова придаются стихии и будет Таинство [accedit verbum ad elementum et fit sacramentum]» (In Io. tr., LXXX, 3).