К вопросу традиционного воспитания

28.09.2017

Многие современные народы до сих пор сохранили часть своих древних традиций, которые используют в семейной практике, несмотря на урбанизацию (повышение в обществе значения городов) и широкое распространение унифицированной и систематизированной государством техники работы с детьми. Мировосприятие и религия также являются очень важным компонентом в этом вопросе.

«Согласно этнопедагогическим воззрениям осетинского народа, воспитание ребенка начинается уже в утробе матери и во многом обусловлено ее внутренним, духовным миром, обстановкой, в которой она живет. В традиционном осетинском обществе будущая мать находилась под защитой народных табу и охранительных обрядов; народная традиция предписывала потакание ее гастрономическим пристрастиям, эмоциональному комфорту» (Бесаева Т. З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX–начало XX в.). С. 25).

Интересны и другие факты воспитания осетинских детей. В Осетии родители ребенка, особенно в присутствии старших и посторонних людей, не обращались к своим детям по имени. Они называли их «мальчик», «девочка», «старший», «младший» и другими условными именами. Весь комплекс сложной обрядности первого года жизни ребенка был направлен на приобщение новорожденного к семье, на выспрашивание для него покровительства и защиты у высших сил. Первый год ребенка отмечался застольем, на которое приглашались близкие родственники, соседи и друзья.

Также летом среди семей, в которых в течение года рождались мальчики-первенцы, проводился праздник Кэхцгэнэн, который включал в себя сложную обрядовую подготовку, обход родственников, обращение к Богу и покровителю мужчин Уастырджи (Св. Георгию) с чашей пива, специально сваренного накануне праздника. Кроме того, мальчики старше пяти лет участвовали в церемонии, группами обходя дома, где готовился праздник, в маскарадной одежде (как правило, это были вывернутые наизнанку безрукавки или полушубки. Они приветствовали родителей, а те одаривали их угощением и подарками. Данная церемония напоминает Рождественские святки, празднуемые у славянских народов, с поправкой, что у осетин это был более индивидуальный праздник и проводился в летнее время.

Принято считать, что в «осетинской традиционной культуре воспитания сложился эталонный идеал, определяющий в качестве суммарной цели основное содержание воспитания ребенка» (Осетины. С. 355).

Маргарет Мид в работе «Культура и мир детства» показывает, насколько различными могут быть педагогические установки у разных народов. На примере племени арапешей (народность Папуа – Новой Гвинеи) Мид показывает, как формируется характер во время воспитания.

«Активности как черте характера здесь противопоставлена безграничная доверчивость ко всем людям, считающимся родственниками. Эту доверчивость арапеши сознательно воспитывают в своих детях, и различие между ними в этом отношении значительно меньше, чем у детей в других культурах, не получивших такого воспитания. Это значит, что, хотя реальные различия темпераментов у детей, рожденных в разных культурах, могут быть приблизительно одинаковыми, общество может изменить взаимоотношения этих различий многими способами. Оно может приглушать их по всей их шкале, оно может, наоборот, их стимулировать, так что относительное положение детей на шкале этих различий может остаться тем же самым, но верхний и нижний пороги их выражения окажутся подвижными, или же культура может управлять проявлениями темперамента, она может выбрать одну разновидность темперамента как норму и не поощрять, не разрешать, наказывать любое выражение любого темперамента противоположного или антитезного типа. Культура может также одобрять и поощрять проявления темперамента на одном конце шкалы и подвергать мерам дисциплинарного воздействия его проявления на другом. Можно сказать, что арапеши, воспитывая пассивность у своих детей, пассивность, охватывающую их всех, выбрали первый метод. К ней ведут игра на губах, контраст утомительной жизни на холоде с теплым семейным очагом вечерами, отсутствие больших детских групп, поощрение в детях потребительских, неинициативных установок. Все дети подвергаются этим влияниям, но реагируют на них по-разному – диапазон изменился, но различия в любой группе детей остаются более или менее постоянными.

В своем отношении к эгоизму любого вида, эгоизму, ищущему признания и одобрения, или же эгоизму, стремящемуся создать благополучие человека через стяжательство и власть над другими, арапеши практикуют второй метод воспитания. Они поощряют самоотверженность у ребенка, постоянно занятого выполнением поручений других. Они не одобряют и осуждают другие типы поведения как у детей, так и у взрослых. Они недвусмысленно поощряют одну разновидность человеческого темперамента за счет других типов, и характерологическая структура группы детей изменяется иным образом. Как я уже упоминала, благодаря их отношению к родственникам и подчеркнутой значимости еды и роста культура арапешей достигает дополнительного эффекта: она имеет тенденцию делать всех арапешей более сходными между собой, чем можно было бы ожидать от их врожденных свойств темперамента. Эта культура сокращает диапазон характерологических различий, а не просто изменяет положение его верхнего и нижнего пределов.

Вот почему у арапешей в каждом поколении вырастают дети, темперамент которых был сформирован и преобразован множеством различных способов. Взятые в целом, они более пассивны, более восприимчивы, сильнее восторгаются успехами других и менее склонны проявлять инициативу в творческой или трудовой сфере, чем дети большинства других примитивных народов. Их вера друг в друга, полярность их эмоций, делающая каждого человека либо родственником, полностью заслуживающим любви и доверия, либо врагом, которого можно только бояться и избегать, – все это резко отличается от отношения к людям у многих других народов» (Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. С. 203).

Тем не менее в Тихоокеанском регионе проживает множество других этнических групп со своими специфическими традициями воспитания. Французский этнолог Анри Дюбуа (1869–1959) в отношении мальгашских групп указывал, что у них требуется исключительная почтительность детей к родителям и вообще младших к старшим. «Для бетсилео (народность Мадагаскара, проживающая в горах. – Л. С.) характерен взгляд на младших как на слуг старших» (Dubois H. Le charactere de Betsileo. P. 262).

В целом, если говорить о традиционном воспитании, то большую роль в педагогике имели природные условия. Ландшафт, наличие водоемов, деревья и цветы, птицы и животные непосредственно влияют на психику ребенка.

Чешский педагог, епископ Ян Коменский (1592–1670) в связи с этим выдвинул принцип природосообразности, согласно которому воспитание детей должно быть гармонично с общими законами развития природы и человека.