К вопросу о массовой психологии
Основателем данного направления считается французский социолог Альфред Эспинас (Alfred Victor Espinas, 1844–1922), его книга «Социальная жизнь животных» была издана в 1877 г. Он преодолел дарвинистский подход, в соответствии с которым народы мерялись по шкале своего существования – от низшего к высшему. «Общество – живое сознание или организм идей. Мы избавляем себя этой необходимой поправкой от упрека, которого вполне заслуживают многие социологи, – от упрека в том, что они объясняют формы высшего существования формами низшего» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. С. 444). В такой расплывчатой формулировке была выражена идея того, что массовая группа обладает определенной автономией по отношению к индивиду.
Более известен в области массовой психологии французский психолог, социолог, антрополог и историк Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, 1841–1931). В конце XIX в. он издал книгу «Психология народов и масс», в которой предсказал изменение общих шаблонов поведения. Он связывал это с общим упадком культуры и состоянием неграмотности большей части населения ряда стран, вследствие которой ими было легко управлять на уровне бессознательных инстинктов. В толпе «происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая» (Лебон Г. Психология народов и масс. С. 238).
Его книга оказала большое влияние на философов и политических деятелей того времени. В частности, об этой работе Лебона высоко отзывался российский революционер и государственный деятель Владимир Ильич Ленин (1870–1924).
Соотечественник и современник Лебона Габриель Тард (Gabriel Tarde, 1843–1904) считается одним из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Тард занимался судебным правом, поэтому изучение масс у него пересекалось с криминалистикой.
Тард вступил в полемику с Лебоном и ввел другой термин для обозначения текущей эпохи – «век публики». Также он оппонировал французскому социологу Эмилю Дюркгейму (David Émile Durkheim, 1858–1917), считая, что определяющее влияние на общество имеет индивид, а не наоборот. После избрания Тарда членом Академии нравственных и политических наук вышла основная работа его жизни – книга «Социальные законы». Поскольку большинство книг и статей Тарда практически сразу же переводилось на русский язык, его идеи в дореволюционной России пользовались большой популярностью.
В определенной мере к школе массовой психологии можно отнести австрийского и американского автора, ученика З. Фрейдa Вильгельма Райха (Wilhelm Reich, 1897–1957). Хотя он известен как один из основоположников европейской школы психоанализа и сторонник отмены нравственных норм того времени наряду с сексуальным образованием, одна из его работ посвящена исключительно феномену массовости.
В 1930–1933 гг. он написал книгу «Психология масс и фашизм», в которой указал, что данное политическое течение имеет иррациональный характер и призвано подавлять первичные биологические потребности человека. После эмиграции в США Райх основал в 40-х гг. Институт оргона1 и занимался изучением жизненной энергии человека, которой он дал название «оргоническая энергия». Данная энергия находится в окружающем мире, а ее блокирование в теле человека приводит к возникновению различных болезней. Интересно, что подобная концепция напоминает китайское учение об энергии ци и индийское учение об энергии кундалини.
Элиас Канетти (Elias Canetti, 1905–1994) – культуролог, социолог и писатель, болгарин еврейского происхождения, эмигрировавший сначала в Великобританию, а потом в Германию, – также посвятил долгое время изучению феномена толпы. Хотя большинство его трудов – это художественные произведения и театральные постановки, его работа «Массы и власть» имеет характер социологических наблюдений и статистической информации.
Над книгой «Массы и власть» он работал около 20 лет. В первую очередь Канетти видит в массе возможность решения проблемы страха перед неизвестным. «Только в массе человек может освободиться от страха перед прикосновением. Это единственная ситуация, где этот страх переходит в свою противоположность» (Канетти Э. Массы и власть. С. 19).
Исследователь выделил виды масс: открытые (спонтанный и естественный тип) и закрытые (здесь делается упор на структуру массы, а ее рост и границы контролируются).
Кроме того, Канетти разработал обширный список классификаций масс и их характеристик. Это массы преследования, бегства, запрета, обращения, праздника, ритма, а также замерзшая масса. Есть двойные массы (мужчины и женщины, живые и мертвые).
Четырьмя основными характеристиками масс исследователь назвал: стремление к росту; господство равенства; стремление к плотности; поиск направления.
Оригинальной концепцией Канетти являются «массовые кристаллы» – «маленькие жесткие группы людей, которые имеют четкую границу, обладают высокой устойчивостью и служат для возбуждения масс» (Там же. С. 84). В политологии таких людей принято называть парторгами или комиссарами.
С позиции разнообразия народов и организующих функций народов данный подход также интересен. При современных методах статистического анализа можно выявить, насколько представители какого-либо этноса склонны к самоорганизации, в каких условиях, и какой эффект это может иметь.
Румынско-французский психолог и социолог еврейского происхождения Серж Московичи (Serge Moscovici, 1925–2014) также внес значительный вклад в развитие идей массовой психологии. Наиболее известный его труд – «Век толп. Исторический трактат по психологии масс».
В отличие от Лебона, Московичи пришел к выводу, что поведение самого человека отличается от поведения его окружения. «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства» (Канетти Э., Московичи С. Монстр власти. С. 37). Психолог пришел к выводу, что «человек-индивид и человек-масса – это две разные вещи» (Там же. С. 49).
Московичи анализирует процесс формирования идей у масс и их проекцию в общество. Также он рассматривает такие вопросы, как типы коммуникации с особым типом лидера у каждой группы (оратором, публицистом и пр.), проникающий характер массовых коммуникаций, феномены харизмы и одиночек.
В другой работе – «Машина, творящая богов» психолог указывает, что недооценка психологии толп ведет к ошибочным утверждениям в области социологии религии. Поэтому, чтобы по-настоящему разобраться в религиозных практиках и доктринах, нужно опираться на метод исследования, анализирующий массы. В этой же работе он разделяет общества на два типа – нормальные и революционные. Второй тип появляется благодаря коллективному перевозбуждению, которое меняет исторический путь общественного развития.
Голландский философ Франклин Анкерсмит (Franklin Rudolf Ankersmit, род. 1945) замечает, что ученые, занимавшиеся вопросами массовой психологии, находились в двусмысленной ситуации. Им приходилось «выступать в роли провозвестников и противников массового общества» (Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация. С. 86).
Несмотря на то, что некоторые авторы связывали наступление эпохи масс с тоталитарными идеологиями, все же демократия была основным источником этого феномена, так как именно при демократическом типе устройства общества индивиды обязаны подчинять свои желания и волю большинству, т. е. критической массе.
__
1Организация занималась выпуском книг В. Райха и проведением различных экспериментов.
__
Заказать книгу можно в издательском доме "Кислород" и через другие интернет-магазины.