К Четвертой Экономической Теории
Выступление Александра Дугина на конференции «Капитализм и его альтернативы в ХХI веке: к четвертой экономической теории», которая проходит в Кишиневе 15-16 декабря 2017 года.
Конференция «Капитализм и его альтернативы в ХХI веке: к четвертой экономической теории», фото: Геополитика.ру
Преамбула
В целом Четвертая Политическая Теория (далее - 4ПТ) не уделяет первоочередного значения экономике, и это не случайно. Материальный аспект экзистирования считается в 4ПТ вторичным и полностью зависящим от более общих социальных и мировоззренческих установок – прежде всего, метафизических и религиозных.
Экономика не автономна – это лишь проекции определенных когнитивных установок и философских принципов, с которыми и надо разбираться.
Область экономики - не область объектов, но область общественных отношений. Экономика не автономна, не суверенна, не первична. Она ничего не объясняет и ни для чего не является причиной. Экономика – не наука, но сфера применений. Ее выдвижение на первые позиции связано с деградацией общества, которой потакать нельзя. Экономика основана на мифе и метафоре, которые и следует изучать.
Конец капитализма
Сегодня мы имеем дело с глубочайшим (надеюсь, финальным) кризисом капитализма. Это не технический сбой, это судьба. Чтобы понять, в чем заключается кризис и чем все завершается, нужно вспомнить, как все начиналось.
Капитализм есть следствие раскола (Spaltung). Этот раскол касался особой фигуры – интегрального (тотального) труженика. Центральной нормативной фигурой был свободный крестьянин, а точнее - две крестьянские семьи, связанные узами свойства. А это значит, что речь шла о поселении определенного масштаба, которое Рэдфилд определил как folk-society.
Главными особенностями интегрального труженика было:
- -владение средствами производства;
- -потребление произведенных продуктов;
- -натуральный обмен в ограниченном масштабе;
- -ритуальное потребление излишков (потлач);
- -модель дар/отдаривание – тотальные поставки (идея Марселя Мосса).
Крестьянская община мыслилась как нечто суверенное. Надстройка над ней была сферой смерти и духов (которую в определенных случаях занимали гетерогенные группы – например, элита завоевателей). Ей отправлялись жертвы, независимо от того, была ли эта сфере телесно репрезентированной (высшие касты) или нет (духи, мертвецы). В любом случае метасуверенный уровень был персонифицирован и ответственен за уничтожение излишков или недостаток. Но, что принципиально важно, баланс производства/потребления относился к сфере чистой имманенции, то есть, был суверенным.
Именно этот социальный тип был основой экономик всех европейских обществ с эпохи неолита до середины ХХ века.
Раскол
Капитализм основан на расколе (Spaltung), который проявлялся в следующем:
- -отчуждении средств производства;
- -разделении производства и потребления;
- -разделении труда;
- -переходе к денежному обмену;
- -монетизации ранее немонетизированных (нерыночных) явлений – земли, рабочей силы, валюты;
- -прекращении жертв и упразднении потустороннего (в виде религии и сословий);
- -запрете на потлач и дар/отдаривание.
Это, в свою очередь, привело к дезинтеграции базовой фигуры хозяйства и к появлению новых акторов – буржуа, собственников на средства производства, отдельно потребителей и производителей, масс (населения) вместо народа или общины (переход от Gemeinschaft к Gesellschaft Тённиса), городского пролетариата, а также феномену салариата и прекариата.
Экономика Модерна – капитализм – это процесс усугубляющегося распада. Капитализм основан на разложении базового типа интегрального труженика.
Результат раскола - появление классов, то есть, капиталистов и людей труда.
Интегральные типы в высших кастах индоевропейского общества
Можно заметить, что раскол интегрального труженика с сопровождался аналогичными процессами и в других сословиях. Можно говорить о фигуре интегрального (тотального) жреца и интегрального (тотального) воина.
Тотальный жрец (дуальность Митра-Варуна у Дюмезиля) разделяется на священное и дьявольское (священник и колдун) из общего типа сакрального (Р. Отто).
Тотальный воин разделяется на жертву (мученика) и палача (агрессора). Тотальный воин имеет дело со смертью (в обоих изводах – убийца/жертва). Он обладает средством убийства (оружием). Воин имеет легитимное право на насилие. Раскол в сословии воина порождает Государство, которое присваивает право на легитимное насилие и превращается в палача - оружие отбирается, а сам воин превращается в солдата или полицейского.
Раскол затрагивает все три базовых сословия одновременно и невозможен только в одной отдельной касте. Поэтому капитализм связан с дезинтегрированным, лицемерным жречеством (прежде всего, протестантизмом), десакрализацией мира (современная наука) и дезинтегрированным воинством.
Раскол трех типов приводит к капиталистической экономике, буржуазному государству и доминации материалистической научно-технической элиты.
Преодоление капитализма
Социализм не является подлинной альтернативой капитализму, потому что принимает раскол как универсальную судьбу. С этим связан весь «Манифест» Маркса. Он хочет быть не просто антикапиталистическим (включая предкапиталистическое), но посткапиталистическим. Поэтому Маркс ненавидел крестьян. Марксизм призывает к усугублению раскола, абсолютизируя гештальт Пролетария, который есть предельный случай, лимит расколотости и отчуждения. Пролетария не существует и как индивидуума - главной фигуры либерализма. Есть лишь урбанизированный крестьянин, несчастный и расколотый в любом случае – и как городской промышленный рабочий, и как мелкий буржуа.
4ПТ отвергает капитализм в его корнях, как отвергает Модерн. Следовательно, в области экономики 4ПТ выступает за возврат к интегральному труженику. Более всему этому соответствует американский популизм конца XIX века (Союз Фермеров и создание Популистской Партии в 1892 году, основателями можно назвать Франс Вийяр, Томас Уотсон и т.д.) или аграрный анархизм Прудона, вдохновленный опытом Швейцарии.
Но восстановление интегральной фигуры труженика возможно лишь вместе с восстановлением двух других индоевропейских типов – интегрального жреца и интегрального воина (примером интегрального воина является рыцарь).
Однако восстановленный интегральный тип не есть изначальный. Существует диалектика гегелевского толка: невинность—грех—добродетель. Добродетель не невинность, но столкновение с грехом и преодоление его. Точно также в капитализме: это грех и чистое зло, раскол/дьявол. Интегральный труженик – невинность. А восстановленный интегральный труженик – добродетель. Поэтому противостояние капитализму есть эсхатологический императив.
Конец истории в оптике 4ПТ есть конец истории капитализма, и переход к иной контркапиталистической истории, основанной на интегральности и холизме – к интегральной истории.