Интересы США в Пакистане
Особенности американо-пакистанских отношений
Отношения между Соединенными Штатами и Пакистаном главным образом влияют на расстановку геополитических сил в Южной Азии. Пакистан представляет собой сухопутную региональную державу, имеющую важное стратегическое значение, поскольку он граничит с такими государствами как Афганистан, Иран, Индия и Китай. Именно поэтому Соединенные Штаты трепетно относятся к Пакистану и стремятся всячески поддерживать с ним отношения, которые будут способствовать американскому присутствию в регионе. Американо-пакистанские отношения проходили через разные этапы, а их история началась в 1947 г., после деколонизации Британской Индии и искусственного создания на её территории двух государств: Индии и Пакистана. Несмотря на то, что Пакистан изначально развивался в русле атлантистской стратегии и долгое время выступал в противовес «коммунистическому влиянию» Советского Союза в регионе, происходили некоторые изменения в его геостратегии, которые были отмечены постепенным сближением с Китаем и Россией при Имран Хане, который по сравнению со своими предшественниками проводил конструктивную политику, стараясь минимизировать значение американского фактора в политических и экономических вопросах. Тем не менее, после смещения Имрана Хана с премьерского поста для США возникает шанс восстановить утраченную гегемонию в регионе, оказав должное влияние на Пакистан, который в настоящие время переживает экономические и гуманитарные трудности.
Военное измерение американо-пакистанских отношений и афганский фактор
Пакистан практически с самого начала своего существования был вовлечен в орбиту влияния США. Американские политики уже в 1954 г. установили с Пакистаном связи в военно-технической сфере, а в 1959 г. они были существенно расширены. Уже в 1955 году Пакистан после заключения Багдадского пакта стал входить в Организацию центрального договора (СЕНТО) — военно-политическую группировку на Ближнем и Среднем Востоке, созданную по инициативе Великобритании, США и Турции и ставшую проводником атлантизма в указанных регионах. Затем при непосредственном участии ЦРУ, на в Пешаваре удалось разместить военно-воздушную базу и разведцентр США для сдерживания СССР и препятствии ему в проведении политики в Афганистане. Пакистан существенно повлиял на исход советско-афганского конфликта, так как на его территории осуществлялась подготовка моджахедов и различного рода радикалов для борьбы с просоветским режимом в Кабуле. После вывода советских войск из Афганистана и возникновения политического хаоса в Восточной Европе и на пространстве СНГ, Вашингтон пересмотрел стратегическую роль Пакистана и фактически прекратил оказывать ему финансовую и военную поддержку.
Когда геополитическое положение России стабилизировалось и она вновь начала представлять угрозу для США, американцы воспользовались давними связями с Пакистаном для укрепления своего стратегического положения в Южной Азии и получению выхода к Евразии. Для этого вооруженные силы США предприняли осуществление контроля над Афганистаном и в начале ХХI ввели туда свои войска с целью «освобождения» его территории от террористических группировок, и, в частности, от «Аль-Каиды», возглавляемой Усама Бен Ладеном. Пакистан поддержал устремления Соединенных Штатов и получил значительную финансовую поддержку в размере $4.5 млрд по американской программе военного финансирования (Foreign military financing). За 2002 год сумма полученных средств на борьбу с терроризмом превысила $33 млрд., из которых $14.5 млрд было выделено Фондом поддержки коалиции (Coalition Support Fund). Такие щедрые финансовые программы не могли не подразумевать наличие жестких условий, которые диктовал Пакистану Соединенные Штаты. Так, военно-транспортное сотрудничество двух государств вышло на новый уровень, поскольку Исламабад не предъявлял со своей стороны никаких требований к характеру грузов, доставляемых в него американской стороной. Пакистан приобрел статус логистического центра в условиях проведения контртеррористической операции в Афганистане Международными силами содействия безопасности (International security assistance force) под эгидой НАТО. Уже к 2004 году Пакистан стал основным союзником США вне НАТО, что сделало возможным передачу стране американских военных технологий.
По мере развития событий в Афганистане, стало усиливаться военное сотрудничество между Вашингтоном и Исламабадом. В 2009 г. было подписано соглашение о предоставлении Пакистану помощи в размере 7,5 млрд. долл. в течение пяти лет, а установление прочных связей между Пакистанской разведкой и ЦРУ, позволило американским ВВС наносить удары по террористам на пакистанской границе с Афганистаном. Тем не менее, в ходе войны в Афганистане между Пакистаном и Талибаном продолжали сохраняться контакты, а пакистанская межведомственная разведка (ISI) играла в этом ключевую роль. После устранения лидера «Аль-Каиды» спецназом США в ходе операции «Копьё Нептуна», которое в целях безопасности произошло без ведома пакистанской разведки, отношения двух государств пошло под откос.
Событием, которое едва ли не привело к разрыву двухсторонних отношений, стал «ошибочный» удар сил НАТО по одному из блокпостов на границе с Афганистаном, в результате которого погибли 28 пакистанских военнослужащих. На это последовал ответ со стороны Пакистана, который прекратил транзит грузов НАТО через свою территорию.
После уничтожения Бен Ладена США продолжили спонсировать Пакистан, выделяя материальную помощь преимущественно в военной сфере. Например, в рамках финансовой поддержки в 2014–2015 гг. Пакистан закупил 18 улучшенных истребителей F-16 C/D Fighting Falcon Block52.
С приходом к власти Имрана Хана и последующей выработкой его политического курса с ориентацией на Россию, Китай и страны Ближнего Востока, США всерьез обеспокоились самостоятельностью и решительностью Пакистана в фундаментальных внешнеполитических вопросах. В качестве ответных мер Вашингтон приостановил оказание Исламабаду финансовой поддержки в сфере безопасности, средства из которой направлялись для стабилизации внутренней экономической ситуации. Данный вопрос оказался в центре внимания американских политиков и по причине связей Пакистана с талибами, которые на тот момент представляли угрозу проамериканскому правительству в Афганистане. Кроме того, шаг Вашингтона был направлен с целью оказания давления на Имран Хана внутри страны и для создания разногласий между ним и военными структурами.
Так как США рассматривают отношения с Пакистаном преимущественно через такие призмы как «терроризм» и «Афганистан», реализуя наиболее крупные финансовые программы именно в этих областях, остальные сферы являются по большей части их производными.
Торгово-экономические связи двух государств и инструменты американского влияния
Торгово-экономические связи Пакистана и США во многом предопределяет их военное партнёрство. Крупные суммы, получаемые Пакистаном, во многом зависели от его лояльности к деятельности НАТО и ЦРУ на его территории. Пакистан с 2014 года является участником программы Всеобщей системы преференций (GSP+), которая нацелена на содействие экономическому росту в развивающихся странах, предоставляя беспошлинный режим для многих позиций. В рамках участия в этой программе Пакистан получает дополнительно более тысячи тарифных позиций на беспошлинный режим. Чтобы иметь возможность воспользоваться преимуществами GSP+, Пакистан ратифицировал все 27 основных международных конвенций по правам человека, трудовым нормам, охране окружающей среды и надлежащему управлению. В Европейском союзе продолжается обсуждение нового регламента GSP +, который, как правило, вступит в силу в январе 2024 года и заменит действующее регулирование. Главное институциональное изменение заключается в том, что это новое регулирование должно быть одобрено Европейским парламентом. Это усиливает политический характер GSP +, который будет больше, чем просто торговое соглашение. Осознавая нестабильную экономическую ситуацию в Пакистане Запад усилит на него своё политическое давление и поставит Исламабад перед ультиматумом.
Такая структура как МВФ, тесно связанная с США тоже не остаётся в стороне. 9 февраля правительство страны и представители МВФ завершили переговоры в Исламабаде без заключения итогового соглашения о возобновлении программы финансирования на 2023 год, согласно которой Пакистан должен был получить дополнительные средства в размере $6 млрд. Проведение экономической политики в соответствии с рекомендациям международного кредитора существенно влияет на образ нынешнего правительства во главе с Шахбазом Шарифом, так как многие социальные льготы введённые Имраном Ханом отменяются ради выполнения условий поставленных МВФ. Можно сделать вывод, что Вашингтон использует такие рычаги экономического давления, как МВФ для получения большей политической лояльности со стороны пакистанского правительства.
Актуальная ситуация и возможные перспективы
В настоящее время Пакистан оказывается в затруднительном экономическом и внутриполитическом положении, в условиях которого вероятнее всего пойдет на сделку с США. Очередной визит в США совершил министр иностранных дел Пакистана Билавал Бхутто Зардари. Во время его визита в Вашингтон обсуждались двусторонние и региональные вопросы, с целью придания импульса двусторонним отношениям между Пакистаном и США, особенно в областях торговли, инвестиций, устойчивости к изменению климата и экономического развития. Во время поездки в США министру иностранных дел Пакистана удалось собрать около $9 млрд на ликвидацию последствий разрушительных наводнений, в связи с чем он поблагодарил американскую сторону за оказанную «помощь», которая очевидно не осталась безвозмездной.
Тем не менее основной повесткой в отношениях двух государств по-прежнему остаются вопросы безопасности. Зардари хочет показать свою готовность к восстановлению партнёрства с США, и, в связи с этим стремится усилить борьбу с терроризмом при их непосредственной поддержке. Такой шаг может сигнализировать о возможном возвращении военной инфраструктуры НАТО в Пакистан, откуда могут осуществляться деструктивные воздействия на региональную безопасность и давление на правительство талибов. Недавние переговоры высокопоставленных военных лиц из Пакистана и США показали готовность американцев укреплять сотрудничество в военной сфере. Афганский вопрос, несмотря на его сложность и значимость для многих региональных игроков, Пакистан стремится урегулировать без участия России и Китая.
Прозападная ориентация Пакистана выразилась и в поставках Украине снарядов для РСЗО «Град» и гаубиц Д-30, производимых на пакистанских военных предприятиях, которые активно сотрудничают с американскими военными концернами. Главным пунктом отправки пакистанских военных грузов на Украину остается база ВВС Нур-Хан, через которую по воздушному мосту грузы доставляются в Европу и затем на Украину.
Таким образом, Пакистан с подачи США снова становится логистическим центром, через который циркулируют военные грузы НАТО.
Несмотря на наличие негативных эпизодов в американо-пакистанских отношениях, США по-прежнему проявляют особое внимание к Пакистану, так как его географическая расположенность и ядерный статус являются весомыми факторами, которые невозможно игнорировать при разработке стратегии, удовлетворяющей американские интересы. Перезагрузка отношений с Пакистаном может способствовать укреплению атлантистских позиций в регионе.