Идентичность молдаван и румынский национализм
Население Бессарабии походит на подростка, который пытается примкнуть к какой-нибудь системы ценностей, чтоб создать свой собственный духовный скелет. Молдаване – это модель традиционалистического румынизма, в то время как «румынизм», который предлагает Румыния, а точнее «румынская интелегенция» (для которой, кстати, великий румынский мыслитель Эминеску, основоположник современной румынской культуры, это «смердящий труп от которого румынам нужно избавиться, если они хотят стать частью Европы»), это модель «западнического румына», отдаленного от всякой традиции, от всяких истоков румынской духовности.
Большая часть «унионистов», которые кличут иногда себя и «националистами», являясь в реальности прозападным либералами, пытаются продвинуть в Молдове именно эту модель «румынского космополитизма», под фальшивой маской «антикоммунизма» и «национализма».
Что касается «молдовенизма», который используют некоторые псевдоинтелектуальные остатки советского режима, то он идеологический и научно неконсистентен, даже если несет в себе частицы «традиционалистского румынизма». Например, носители этого взгляда, настаивающее на идее что «молдавская нация» родилась до образования «румынской нации», не могут объяснить, что они именно подразумевают под понятием «нация»: этническую общность, или «современную капиталистическую нацию».
Другая болезнь молдовенистов – это боязнь употребления таких понятий как «румын», «румынский», когда идёт речь об этнической идентичности большинства населения Молдовы, исходя из опасений, что этим они могли бы способствовать нарастанию идеи «унионизма», воссоединения с Румынией, эта мысль – абсолютно ошибочна.
Проблема идентичности молдаван – это проблема выбора между традицией и современностью, между властью кесаря и властью духа, между превосходством государства и превосходство того, что в традиционной румынской философии обозначается понятием «ням» (neam), близкое к русскому слову «род» – атемпоральная мистическое общность предков, современников и потомков.
Процесс формирования нашей идентичности это борьба за превосходство одной из двух парадигм: традиционалистской или постмодернистской. Первая соответствует евразийскому, вторая евроинтеграционному геополитическому вектору.
Здесь уместно вспомнить и о социологической теории румынских философов о «безвещественных формах» („forme fără fond”) развитые консерваторами Титу Майореску, Михаем Эминеску, Константином Рэдулеску-Мотру и даже некоторыми коммунистами, такими как Константин Доброджяну-Геря.
«Безвещественные формы» – это результат искусственного наложения западных моделей, посредством местной отчужденной от собственного народа элиты, на традиционную почву, что создает «иллюзию прогресса». В итоге, весь процесс продукции, «реформирования» общества, сконцентрирован не на нормальном социо-экономическом развитии, а на стерильной имитации западной модели. Румынское общество (а сюда мы можем включить и молдаван) это два радикально отделенные мира: элита, живущая по западным стандартам в им же созданном иллюзорном мире, в котором она созидает и свою собственную «румынскую культуру», и румынское население, живущее в реальном мире, хранящие традиционные ценности. Именно этому народу, в Румынии, Республике Молдова и частично на Украине и Сербии, самопровозглашенная румынская элита пытается насадить фальшивую «национальную современную культуру». В результате чего создался огромный разлом между «румынской современной нацией» и румынским “neam”-ом. Соответственно – между двумя моделями национализма.
Истиной модели румынского «национализма» (которое даже трудно назвать «национализмом» в прямом смысле слова) это идеи «Движения Легионеров», лидером которой являлся Корнелиу Зеля Кодряну. Предводитель румынских легионеров достаточно известен в рядах российских и европейских правых, так что дополнительные пояснения, я, думая, здесь неуместны.
Я верю, что победа истинного румынизма прогремит как взрыв во всем румынском пространстве. Это будет революция, которая, начавшись в Бессарабии, распространится по всей Румынии, разметая старые фальшивые устои, фальшивую элиту.
Пора бы уже понять, быть румыном это вовсе не означает служения румынскому государству, румынской элите (как это принято понимать) или втягивание в различные унионистские движения. Быть румыном -означает признание собственной сущности, а это не приходит посредством «либеральной демократии», «свободомыслия» или «свободных выборов». Для этого нужна всего лишь сила и свобода духа.
Свобода рыцаря и сила легионера, вот что нужно сегодня румынскому духу!