Глобальная контент-война
21.02.2019
Перепалки в СМИ, заявления чиновников, вымыслы блоггеров и гудение социальных сетей сегодня представляют форму ведения информационной войны на глобальном уровне. Если ранее Запад имел существенное преимущество в вопросах применения технологий и создания контента, который служил одновременно оружием и наградой в войне за умы и сердца людей, сейчас ситуация изменилась.
Появление мощных государственных СМИ в ряде стран (Китай, Россия, Катар, Иран, Венесуэла и пр.) начало создавать информационный противовес западному сообществу, где контролируемые политическими группировками медиа ресурсы стали терять свою монополию и привлекательность. Более взвешенный и объективный подход альтернативных СМИ показали западные медиа-гиганты в невыгодном свете - как образец сфабрикованных домыслов и политического заказа.
Параллельно с этим не-западный мир стал использовать социальные сети для продвижения собственных ценностей, позиций и нарративов. Из-за этого такие компании как Google, Twitter и Facebook вынуждены были изменить свою политику и принять репрессивные меры.
Такой недемократический подход, вызванный давлением со стороны Госдепартамента США объясняется очень просто - в информационной войне социальные сети представляют собой линии коммуникаций, по которым идут потоки бойцов и боеприпасов (в переносном смысле).
Чтобы противник не мог реализовать свой возможный потенциал на театре оперативных действий, которым в глобализированную эпоху являются все страны, имеющие относительно недорогой и свободный доступ в интернет, необходимо максимально ограничить его возможности для продвижения, а лучше - полностью блокировать. Поэтому внесение в санкционный список ряда российских СМИ (в декабре 2018 г. этот список пополнили РИА ФАН и USA Really) и создание сложных условий для работы RT и другим государственным российским телеканалам в странах Западной Европы и США, в переводе на военный язык означает уничтожение линий коммуникаций или значительное ограничение транспортных коридоров для доставки посланий, которые квалифицируются как "токсичные".
При этом на территории России продолжают активно работать западные СМИ, а также финансируемые западными фондами и спецслужбами издания и телеканалы. Т.е. в нашу сторону идет неослабеваемый поток огневой информационной мощи, который направлен и на стратегические объекты, и на общество в целом. Людендорф позавидовал бы такой новой форме тотальной войны, направленной на сознание народа и политической элиты. Голливудский кинематограф и вульгарные ток-шоу на отечественных каналах, транслируемые на основе западных лицензий, также напрямую относятся к стратегии информационной войны Запада против России.
Нужно учитывать, что есть два способа ведения войны - позиционная и маневренная. Государственные телеканалы и информагентства с централизованным управлением фактически способны только на позиционную войну, что они и делают. Маневры на территории противника выполняют небольшие группы энтузиастов, специализированные издания, а также частная инициатива.
Интересно, что Запад, выявляя такие группы, приписывает их к "агентам Кремля". Хотя медиа-партизаны действуют по своей инициативе, исходя из ценностных ориентиров, а не профессиональной мотивации, вероятно, такой подход имеет смысл - кто бы ни был - волки-одиночки, небольшие группы, применяющие тактику роения или крупные СМИ, которые можно сравнить с армейской группировкой, - своими действиями по распространению альтернативного нарратива они несут угрозу консолидации общества и создания трения среди политических групп. А с учетом глубокого социального, институционального и идентификационного кризиса на Западе свежий взгляд и независимое мнение выглядят куда более привлекательнее, чем несостоявшиеся учения неолибералов или попытки создания новых мифов властными элитами.
В такой ситуации придется применять комбинированный подход позиционной и маневренной войны с привлечением союзников. Это позволит создать каскад эффектов, часть из которых будет блокирована, но часть сможет пробить оборону противника.
Реальное стратегическое мышление, с правильной постановкой промежуточной и конечной целей, должно быть императивом в глобальной контент-войне с Западом.