Глобализация НАТО

28.03.2023

На момент распада Советского Союза в 1991 году членами НАТО были 16 государств. Это 12 стран, подписавших в 1949 году Североатлантический договор о создании блока, - Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. Еще четыре страны присоединились к альянсу в 1950-1980-х годах - Греция и Турция (с 1952 года), ФРГ (с 1955 года; 3 октября 1990 года после объединения Германии в блок вошла территория бывшей ГДР) и Испания (с 1982 года).

В начале 1990-х годов в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора (1955-1991). Так, в 1991 году был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 году заменен на Совет североатлантического партнерства). В 1994 году была принята программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), цель которой - всестороннее взаимодействие между альянсом и государствами, не являющимися его членами. В 1995 году альянс опубликовал исследование, в котором указывалось, что в новых условиях "возникла уникальная возможность" для нового расширения блока с целью "укрепления безопасности во всем Евро-Атлантическом регионе". На Мадридском саммите в июле 1997 года к участию в альянсе пригласили Венгрию, Польшу и Чехию, а затем другие государства бывшего соцлагеря. С конца 1990-х годов в НАТО вступили 14 стран: в 1999 году - Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009 году - Албания и Хорватия; в 2017 году - Черногория, в 2020 году - Северная Македония. Таким образом, на сегодняшний день НАТО объединяет 30 стран.

В апреле 2008 году на встрече в Бухаресте лидеры альянса заявили, что "со временем смогут присоединиться к альянсу" Украина и Грузия.

Стратегическая концепция НАТО

В Стратегической концепции 2022 года дается реалистичная оценка ухудшения стратегической обстановки для НАТО. «Стратегическое соперничество, широко распространенная нестабильность и периодические потрясения определяют нашу более широкую обстановку в области безопасности. Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, носят глобальный и взаимосвязанный характер». Сказано, что Российская Федерация признается самой значительной угрозой безопасности государств-членов НАТО. Другие выявленные угрозы и вызовы включают: терроризм; конфликты и нестабильность на Ближнем Востоке и в Африке; широко распространенная нестабильность и ее воздействие на гражданское население, культурные ценности и окружающую среду; заявленные Китаем амбициозные цели и политика принуждения; киберпространство; новые и прорывные технологии; размывание архитектуры контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения; и последствия изменения климата для безопасности.

Стратегическая концепция подтверждает оборонительный характер Североатлантического союза и его приверженность единству, сплоченности и солидарности, прочным трансатлантическим связям, общим демократическим ценностям и общему видению «мира, где уважаются суверенитет, территориальная целостность, права человека и международное право и где каждая страна может выбирать свой собственный путь». В ней говорится, что союзники сохранят глобальный подход к вопросам мира и безопасности и будут тесно сотрудничать с партнерами, другими странами и международными организациями. Наконец, Стратегическая концепция подтверждает незаменимость НАТО для евроатлантической безопасности в качестве гаранта мира, свободы и процветания. Поэтому страны НАТО будут продолжать сохранять единство в деле защиты нашей безопасности, ценностей и демократического образа жизни.

Правда, участие НАТО в агрессии против Югославии и Ливии опровергает оборонительный характер этого альянса. С этими фактами не поспоришь.

Сотрудничество с Ближним Востоком

За решением США ликвидировать иранского генерала Касема Сулеймани 3 января снова последовали жёсткие требования администрации Трампа о том, чтобы члены НАТО стали играть более заметную роль в этом неспокойном регионе, особенно в Ираке. Реакция руководства Ирака на убийство Сулеймани и призывы к выводу американских войск из страны привели к тому, что американцы теперь призывают своих союзников по НАТО заполнить вакуум. Президент Трамп даже придумал новый акроним NATOME — НАТО на Ближнем Востоке. Американский президент остался верным своей линии, которой он придерживался в течение последних трёх лет, и вновь заявил, что союзникам по НАТО необходимо разместить больше войск непосредственно в регионе, тратить больше средств на оборону и принимать более активное участие в операциях на Ближнем Востоке, поскольку у них там более прямые интересы, чем у Соединённых Штатов. В течение трёх десятилетий, прошедших после падения Берлинской стены, альянс изо всех сил пытался обрести свою идентичность, но плохо сформулированная роль на Ближнем Востоке, представляющем стратегический интерес не для всех 29 государств-членов, вряд ли сможет вдохнуть новую жизнь в деятельность НАТО. Европейские государства-члены не заинтересованы в каком-либо плане, который включал бы увеличение численности войск на Ближнем Востоке и непосредственное участие в сухопутных операциях в многочисленных горячих точках.

Слабое внимание европейских и американских средств массовой информации к министерской встрече и решению относительно Ирака контрастировало с весьма громкими заявлениями Трампа, сделанными в январе. Это может говорить о том, что члены НАТО пытались дать альянсу передышку, ведя при этом диалог со скептически настроенной администрацией США. Однако, возможно, что переливать из пустого в порожнее – не лучшее решение в настоящий момент, когда страх и неуверенность расшатывают международную систему.

НАТО и Индия

Всего лишь несколько лет назад любое упоминание Индии и Китая в качестве потенциальных партнеров НАТО вызвало бы удивление не только в Дели и Пекине, но и во многих странах-членах НАТО.

Налаживание связей с Индией не является завуалированной попыткой втянуть эту страну и другие идущие в гору державы в военно-политическую орбиту Североатлантического союза, как и не является попыткой обойти ООН в качестве главного судьи в делах глобальной безопасности. Рекомендация использовать НАТО для проведения консультаций и сотрудничества носит не грандиозный, а прагматический характер. В эпоху, которая все больше и больше формируется силами глобализации, для того чтобы справиться с общими проблемами безопасности, требуется намного более крепкая сеть основных игроков.

Афганистан является наглядным примером. НАТО руководило действующими по мандату ООН Международными силами содействия безопасности (ИСАФ), в результате чего Североатлантический союз не только оказался у границы с Китаем, но и намного увеличилась взаимозависимость между ним и Индией.

Индия – один из крупных международных доноров, помогавших Афганистану, где у нее также имелось значительное гражданское присутствие, и поэтому ее стратегическим интересам отвечает не только безопасность, которую обеспечивали ИСАФ, но и стабилизирующее влияние, оказываемое участием НАТО на регион. В свою очередь успех НАТО в Афганистане в долгосрочной перспективе зависел бы от успеха работы по восстановлению в гражданской сфере, которую вели Индия и другие. Однако победа Талибана привела к тому, что и силы НАТО, и индийское присутствие в стране были сведены на нет.

НАТО постоянно прилагает усилия для того, чтобы адаптировать свою политику и структуры в соответствии с этими новыми реалиями. Сегодня Североатлантический союз, насчитывающий в своих рядах 28 государств-членов, поддерживает дипломатические и военные отношения более чем с тридцатью странами мира, не входящими в НАТО. Масштаб и интенсивность этих отношений варьируют в зависимости от конкретных интересов каждой страны-партнера.

Некоторые страны предпочитают сдержанный режим работы: периодически проводят переговоры на уровне секретариатов или участвуют в семинарах и курсах. Другие ограничивают свое взаимодействие с НАТО политическим диалогом. Третьи выбирают намного более тесное военное партнерство, чтобы быть способными участвовать в непростых операциях вместе со странами НАТО.

Но все эти отношения с НАТО строятся добровольно и “à-la-carte”. Они не включают обязательство оборонять друг друга, которым связаны союзники, но вместе с тем они не компрометируют индивидуальную внешнюю политику страны-партнера, в частности, традицию неприсоединения в сфере безопасности.

Однако многие аналитики в Индии не уверены в том, как развитие более тесных отношений с НАТО может отразиться на позиции их страны на международной арене. Как отметил один выдающийся индийский специалист, выступая на конференции в Дели, Индия – слишком большая страна, чтобы быть просто очередным партнером Североатлантического союза.

И хотя большинство специалистов по вопросам стратегии в Индии охотно соглашаются с тем, что задача, выполняемая НАТО в Афганистане, совпадает со стратегией Индии, заинтересованной в стабилизации этой страны, они не делают из этого вывод, что Индия и НАТО должны развивать более тесное сотрудничество.
Напротив, судя по всему, многие считают, что с уходом НАТО из Афганистана пропадет и интерес этой организации к Азии.

Наконец, ввиду того, что у Индии тесные двусторонние отношения со всеми крупными странами НАТО, а тем более ввиду все более тесных отношений с Соединенными Штатами, некоторые не считают, что налаживание более близких взаимоотношений с Североатлантическим союзом может принести большую дополнительную пользу.Хотя в альянсе считают, что долгосрочное сотрудничество Швейцарии с НАТО должно продемонстрировать даже самым убежденным скептикам, что ни политика неприсоединения, ни нейтралитет страны не должен мешать сотрудничеству страны с НАТО.

НАТО же считает свои партнерские отношения долгосрочной стратегической инвестицией, а не краткосрочным тактическим инструментом. Об этом говорит история партнерских отношений НАТО. И хотя темп развития этих партнерских отношений может отличаться, все они становятся со временем более активными.

А такие проблемы, как кибернетические нападения, энергетическая безопасность, распространение ядерного оружия, утрачивающие свою дееспособность государства и пиратство – заставляют государства подыскивать дополнительные рамки, которые позволили бы им вести не только совместное обсуждение, но и совместную работу, в том числе в военной сфере. НАТО является одними из таких рамок, причем это единственная структура, обладающая более чем шестидесятилетним опытом многонационального военного планирования и сотрудничества.

Совершенно естественно и неизбежно, что Североатлантический союз должен более широко делиться своим уникальным опытом. Вот почему за взаимодействием НАТО и ВМС Индии в борьбе с пиратством у берегов Сомали наверняка последует более тесное сотрудничество в других областях. О новой динамике также свидетельствует участие Индии на высоком уровне в ежегодном семинаре НАТО по распространению оружия массового уничтожения. На этот семинар съезжаются более 50 стран пяти континентов, включая соседей Индии – Китай и Пакистан.

Сотрудничество НАТО и Колумбии

Президент США Джо Байден официально присвоил Колумбии статус «основного союзника вне НАТО» (он же MNNA). Об этом сообщается на сайте Белого дома.

Такой статус присваивается близким союзникам США, которые разделяют с ними стратегические интересы. MNNA позволяет участвовать в совместных инициативах против терроризма и оборонных проектах, вести исследования вместе с американскими властями и получать финансирование США для некоторых задач оборонного сектора.

Включая Колумбию, статус основного союзника США вне НАТО есть у 20 стран. В их числе Израиль, Тунис, Австралия, Афганистан, Аргентина и Бразилия. При Джо Байдене статус MNNA также получил Катар.