Гегемония и контргегемония юридической нормы: к многополярной правовой теории

13.09.2022

 Если говорить о гегемонии в глобальной политике, то в настоящее время нельзя рассматривать влияние гегемона без правовых механизмов гегемонии. 

В этой связи, теория Грамши говорит о духовно-культурной эксплуатации рабочего класса (пролетариата) с использованием «буржуазных» ценностей, тем самым способствуя обуржуазиванию пролетариата. Примерно таким же образом европейская философия, европейская антропология, а также европейская культура стала источником Международного права, его принципов и норм.
 
Формирование международного права в современном виде сравнительно недавний процесс. Также не так давно в международно-правовых отношениях существовало прямое деление народов на цивилизованные и нецивилизованные. Только лишь с принятием Устава ООН 1945 года и в настоящее время наблюдается отход от столь прямолинейного высокомерия учредителей современной системы международных отношений.
 
В связи с этим долгое время господствовала теория происхождения Международного права, согласно которой международное право формировалось на протяжении 13-16 веков и оформилось в 1648 году с заключением Вестфальского мира, затем распространилось внеевропейских границ на другие народы и цивилизации.
 
Также неоколониальный характер Международного права сохраняется и по сегодняшний день ввиду того, что вся модель международно-правовой системы выстроена в соответствии цивилизационной логикой западноевропейских государств. 
 
Основной источник Международного права — международный договор. Концептуальный смысл международного договора заключается в том, что субъекты международных отношений (государства) обоюдно и свободно выражают свою волю. 
 
В свою очередь, Государство как сторона международного договора — это коллективный индивид (международная личность). Следовательно, сформированный международный порядок представляется как результат договора между различными государствами. 
 
Если смотреть через призму европейской истории и философии, то до утверждения мирового порядка и построения новой системы международных отношений существовала «война всех против всех» (по Т. Гоббсу).
 
Так в международных отношениях с их конвенциальной (многосторонней) международно-договорной структурой реализовывались идеи Томаса Гоббса, изложенные в его известном сочинении «Левиафан». 
 
Таким образом, современное Международное право немыслимо без приведения национальных правовых систем к единым правовым стандартам. Мы видим, что на международное право более чем заметно влияет европейская философия, то есть международное право есть право онтологии Европы. 
 
Продемонстрируем некоторые концептуальные начала современного международного права. 
 
1) Томас Гоббс и теория общественного договора.
 
Антивоенная направленность современного международного права берёт своё начало с Парижского пакта 1928 года -  договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Инициаторами этого договора стали министр иностранных дел Франции Аристид Бриан и госсекретарь США Фрэнк Келлога.
 
В частности, идея заключения антивоенного договора была подсказана Бриану антивоенным активистом Джеймсоном Т. Шотвеллом. 
 
Шотвелл воспитывался в семье квакеров. Квакеры же известны неприятием насилия в любой форме, а также широкой социальной деятельностью, направленной на утверждение в обществе идеалов гуманизма и пацифизма.
 
Таким образом, значительную часть основы международного права составляла религиозная часть модернизированного западного христианства 
 
Окончательно институализировалась правовая основа глобальной международной безопасности в Уставе Организации Объединенных Наций, где провозглашалась принципы, обеспечивающие поддержание международного мира и безопасности, независимое существование государств, а также развитие международного сотрудничества.
 
На сегодняшний день международно-правовые нормы представляют собой воплощение концепции гегемониальной стабильности. 
 
Либеральный вариант данной концепции представляет гегемонию как инструмент стабильности международного порядка и международной безопасности, а разрушение этой стабильности, по мнению либеральных идеологов, ведет к новой дестабилизации и войнам.
 
Например, ослабление Британской гегемонии привело к дестабилизации международного порядка. В аргумент данному заявлению приводятся события мировой войны 1914 года, установлению фашистских режимов в Европе, а также Вторая мировая война. Занятие места мирового гегемона Соединенными штатами Америки привело к созданию современной системы международной безопасности.
 
Либеральный характер Американской гегемонии подчеркивает то, что такой мировой порядок позиционирует себя, как рациональный и единственно возможный.
 
С этого времени, военное решение политических вопросов занимает второстепенное место, так как открытая агрессия запрещается международным гуманитарным правом, но фактически дает развернуться новым методам расширения влияния c использованием сетевых технологий.
 
В тоже время, гегемон в лице Соединенных Штатов позволяет себе игнорировать нормы международного-гуманитарного права, спекулируя на ценностях демократии и международной стабильности, при этом совершает военные интервенции, в том числе, используя вооруженные силы Североатлантического альянса.
 
Однако, российская военная спецоперация России на Украине вызвала бурное осуждение у западного блока стран ООН и беспрецедентную экономическую блокаду, которая также никак не соответствует международному экономическому праву, но является политическим антиправовым инструментом борьбы за сохранение гегемонии. 
     
2) Утверждение международного капитализма как глобальной экономической нормы.
 
В начале новой эпохи в международной экономике значительную роль сыграл переход от двустороннего сотрудничества государств к многостороннему сотрудничеству.
 
Появление многосторонних международных договоров (конвенций) – отличительный признак современной формы глобализации, которая способствовала установлению общих принципов и норм для регулирования глобальных рыночных отношений.
 
Развитие глобализации напрямую связано с широким распространением рыночной экономики, которая пришла на смену командно-административной системе, установленной в странах социалистического блока. Прямым же фактором распространении глобализации является распад СССР и блока социалистических государств.
 
Так побеждает глобальный капитализм, который с этого момента диктует свои условия всему миру.
 
Основной принцип рыночной глобализации — это соблюдение так называемых «четырёх свобод»: свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом, вследствие сближения рынков возникают межгосударственные субъекты международного права, которые создают общее правовое поле для координации экономической политики.
Либеральные теоретики Международного капитализма говорят о том, что существование либерального государства-гегемона это одно из основных условий полного развития мировой рыночной экономики. 
 
Со временем развитие глобального капитализма приобретает все более очевидный централизованный характер.
Так в 1947 году США инициирует принятие Генерального соглашение по тарифам и торговле, которое становится основой формирования огромной зоны свободной торговли. К этой зоне присоединяются все больше либерально ориентированных стран.
 
Помимо прочего, политико-правовая интеграция необходима в связи с тем, что национальные государства теряют фактическую возможность осуществлять контроль за товарными и финансовыми рынками, которые давно вышли за пределы определенной территории.
 
Таким образом формируется глобальная капиталистическая гегемония.
 
Этико-юридическим обоснованием существующей гегемонии служит теория прав человека, которая претендует на универсальный характер в общемировом масштабе.
 
3) Права человека как гегемониальная политико-правовая доктрина.
 
Современное учение о правах человека берёт свое начало с эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). В это время начинает возникать концепция гуманизма, в которой свободная воля человека и его достоинство начинает толковаться, как благость и соприродность Богу. Душа представляется как что-то безусловно благородное и чистое. Человек же считается уже спасенным и ничего его спасения не может отменить. Таким образом человек ставиться в центр мироздания и сточки зрения права обретает иной юридический статус. 
 
В Новое время приобретают популярность идеи эмпиризма и механизма как формы секулярной философии.
Эмпиризм — «философия опыта», данное учение признаёт чувственный опыт человека единственным способом познания мира.  В связи с этим вытесняет сакральность и опыт откровения.
 
Механизм – представление о том, что устройство мира подобно глобальной машине.
 
С этого момента механизм и эмпиризм современности способствуют десакрализации мира и человека (человек есть микрокосмос).
 
 Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.
— Сенека, Письма, 65, 24
 
Человек же, в свою очередь, воспринимается как механизм, и как таковой постепенно, с течением истории утрачивает свою субъектность.
 
На место личности человека приходит индивид и именно индивид становиться субъектом правовых отношений и субъектом международного права в том числе.
 
Все концептуальные представления (о человеческом достоинстве, о его правах, ценности его индивидуальности) имеют абстрактное, а значит чисто техническое значение. 
 
Определение, правовой статус и значение индивидуума зависит от меняющейся политической конъюнктуры и подходов к толкованию норм международного права.
 
Доктринальный способ толкования права, который широко используется в международном праве прав человека позволяет интерпретировать правовые нормы исходя из сиюминутных политических трендов.
 
Например, таким образом появился дискурс «прав ЛГБТ-сообщества», который концептуально произошёл от общей теории прав человека в последствии став его частью.
 
 Основными международно-правовыми документами в области прав человека являются Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.
 
Именно эти два документа составляют правовую основу для установления гарантий прав человека. 
 
Так ссылаясь на эти документы и расширительно толкуя указанные в них нормы международные инстанции предают публичный характер гомосексуализму, который уже пользуется защитой международного права.
 
В результате узкоцивилизационный (западный) процесс нормализации гомосексуализма становиться центральным международно-правовым дискурсом.
 
В связи с этим, обратим внимание на практику Комитета ООН по правам человека. 
 
Конкретно, по делам 1992 года Тунен против штата Тасмания и Янг против Австралии. Эти два дела являются одним из первых официальных доказательств наличие дискурса легализации однополых отношений.
 
В целом сексуальный дискурс стал общественно-публичной темой начиная с сексуальной революции в США и Европе (в 1960—1970-х). Сексуализация западного общества вывело интимную сторону человеческих отношений в публичное пространство, а позднее, как мы видим из практики Комитета ООН по правам человека, и в сферу международных отношений.
 
Также участие государства в межгосударственных объединениях влечет последствия передачи части суверенных полномочий. Однако, источником международных обязательств сегодня являются не только юридические решения межгосударственных органов, но и интерпретационные толкования норм международных договоров, которые впоследствии составляют правовую систему государства через толковательные позиции межгосударственных органов, чаще всего судов. Одним из таких органов является Европейский суд по правам человека.
 
Дополнительно отметим, что Европейский суд по правам человека считает себя уполномоченным адаптировать признанные права человека в соответствии с понимаемой им эволюцией европейского общества, что может привести к признанию прав, напрямую незакрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод .
На примере практики Комитета ООН по правам человека и Европейского суда по правам человека мы наблюдаем явление правовой гегемонии западноевропейских государств. Именно в этом случае морально-этические и правовые особенности отдельной цивилизации представляются как общие для всего мирового сообщества, что не соответствует принципу суверенного равенства государств и социокультурным особенностям различных цивилизаций.
 
Онтологическое высокомерие архитекторов международного порядка красной нитью проходит через всю систему международного права.
 
Международное сообщество позиционирует себя как эксклюзивное сообщество, тогда как все остальные государства, которые не входят в Декларации занимают инклюзивное положение. Тем самым один из основных механизмов гегемонии Международного права – это Престиж. Престиж как социологическая категория вполне может рассматриваться, в том числе в разрезе международного права.
 
На заре создания Организации объединённых наций (Лига наций) американская антрополог Мелвил Гесковиц и группа ученых-его коллег из Американской антропологической ассоциации выступили с меморандумом, где выразили своё мнение относительно содержания Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. «В основу декларации должны быть положены общемировые стандарты свободы и справедливости, базирующиеся на принципе, согласно которому <...> человек свободен только в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе» .
 
Таким образом, если в теории классической гегемонии Грамши господствующий класс хочет убедить все остальные классы в том, что он опирается на общеклассовый консенсус (общенародное государство), то современное Международное право исходит из того, что оно есть судьба и право для всего человечества.
 
Такая стратегия международного права, подкрепленная известным итогом холодной войны, трансформировала всю геополитическую реальность.
 

Россия в международно-правовом контексте

 
В 1991 году прекращает своё существование Советский Союз Социалистических Республик, а также произошел роспуск стран Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор).
 
Таким образом прекратил существование биполярный мир. По этой же причине прекратилось противостояние двух подходов к статусу собственности, демократии и праву.
 
Поздний Советский союз, а потом и Российская Федерация подписывают ряд основных международно-правовых документов в области политики и прав человека, тем самым вписывает себя в правовой и идеологический контекст Европы.
 
Так парламентаризм, правовая партийная демократия, капитализм - все это стало частью политико-экономической системы новой России.
 
Определение нашего государства как «правового» задает определенный вектор развития для всей политико-правовой системы Российской Федерации. Таким образом, так или иначе, подчиняя политическую систему нашего государства международному правопорядку (прямо или опосредовано через национальное законодательство (убрать запятую) основанное на международно-правовых принципах и нормах).
 
Однако, на путь этико-правовой интеграции с Западной Европой Советский союз вступил еще в 1966 году (убрать запятую)  когда подписал первые международные документы в области прав человека - Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
 
С тех самых пор, начиная с перестройки и до недавнего времени Россия срасталась с глобальным миром в этическом и правовом контексте.
 
Вся конституционная система и соответственно отраслевое законодательство построено в соответствии этими принятыми на себя международно-правовыми обязательствами.
 
Другими словами, вся публично-правовая и частноправовая система была основана на Западных ценностях и политических идеалах. Остаётся она таковой и сейчас, но с недавних пор ситуация начала меняться в сторону суверенизации ценностно-духовной, а значит и правовой системы.
 
Ситуация в этом отношении начала резко меняться в связи с началом Специальной военной операции на Украине. Начало боевых действий обнажили противоречия между Россией и странами Западной Европы. Одним из последствий конфликта стал выход Российской Федерации из Совета Европы (де-юре принято решение Комитета министров Совета Европы об исключении Российской Федерации из организации).
 
Выход Российской Федерации из упомянутой организации в каком-то смысле может послужить выстраиванию модели государственно-правовых институтов на принципиально другой основе. Тем более, существующая модель имеет существенные минусы, что является предметом исследования некоторых отечественных ученых.
 
Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор Ю.И. Скуратов делает вывод, что прямое «заимствование западных государственно-правовых институтов, либеральной политико-правовой идеологии стало одним из причин дестабилизации национально-правовой и политической системы, роста преступности, отчуждения народа от власти и государства…Модернизация российского общества в русле вестернизации нанесла серьезный ущерб национально-правовой культуре…» .
 
Ввиду глобальной перестройки всего мироустройства и разрушения однополярной модели возникает необходимость в разработке новой правовой теории, которая будет актуальная в Многополярном мире .
 

К Многополярной правовой теории

 
Актуальными для формирования международного права многополярного мира могут служить идеи еще одного известного марксиста (помимо упомянутого Антонио Грамши) Георга Лукача.
 
Этот философ внес большой вклад в развитие концепции классового сознания.
 
Классовое сознание представляется Лукачем как система убеждений, разделяемых теми, кто совокупно относиться к определенному социально-экономическому классу.
 
Также Лукач отмечал, что классовое сознание (убрать дефис) это не совокупность сознаний индивидов определенного класса, а цельное сознание группы людей, занимающих одинаковую классовую позицию.
 
С другой стороны, понятие классового сознания при капитализме по Лукачу подразумевает присутствие ложного сознания у пролетариата. Так как последний не имеет четкого представления о своих истинных интересах и не понимает свое истинное социально-историческое и экономическое положение.
 
Аналогично ложному сознанию пролетариата по Лукачу сегодня в ложном сознании находятся народы современного мира, отказавшиеся от собственной идентичности ради интеграции в современную политико-правовую систему. 
 
Следовательно, к ложному сознанию для неевропейских народов относиться либерализм в целом и, в частности, его этико-правовая доктрина «прав человека».
 
Противопоставить ложному сознанию для неевропейских народов можно «цивилизационное сознание», которое будет органично соответствовать геополитическому, историческому и культурно-религиозному коду конкретной цивилизаций.
Следует заметить, что основа для формирования многополярного правового порядка существует уже тысячи лет в форме правовых традиций различных государств и цивилизаций. 
 
Множество веков во многих регионах мира существует свой взгляд на человека, собственность, преступление и наказание, которые развивались независимо от романо-германской правовой системы, но в тоже время имеют самодостаточные правовые институты, которые органично регулировали общественные отношения в неевропейских обществах.