По поводу сериала "Эпидемия" и особенно 5-ой серии, после которой, говорят, у сериала начались проблемы. Тема пандемии очень важная, сегодня как нельзя актуальная (с короновирусом и истерией вокруг него) и показана убедительно. Конечно, еще более убедительно и триумфально тема дуализма народа и (современного, российского, нефтезависимого) государства представлена в гениальной "Окраине" (Луцика/Саморядова), но и здесь вполне внятно.
Речь идет о том, что в разгар жуткой эпидемии (по сериалу она как-то связана с Китаем и китайцами, что особенно явно в последних сериях), государство в лице особых подразделений армии начинает безжалостно уничтожать население, не разбирая, кто здоров, кто болен. Это классическая тема антиутопии, и на многократно обыграна в западных сериалах. В российских же реалиях картина военных, методично истребляющих женщин, стариков и детей, выглядит как-то более контрастно и неожиданно (на фоне инерциального "гуманизма" советско-российской масс-культуры). И в определенный момент, когда народ — важно, народ русской глубинки, не городские либералы (которых, не думаю, что многим было бы по-настоящему жалко, кроме новой газеты, эха москвы и соросовских квир-активистов и блоггеров) — начинает понимать, что государство их хладнокровно и безжалостно истребляет, люди берутся за самооборону и организуют сопротивление. В 5-ой серии "Эпидемии" это и показано.
Дело в том, что любое государство — в том числе и российское государство — это монстр, Левиафан. Это безжалостная мертвая машина, лишенная души. За это государство так ненавидели Ницше и Толстой. Это — правда, и подчас о ней важно вспомнить. Но это часть правды.
Государство становится только машиной репрессий, когда теряет идею, цель, миссию, становясь государством как таковым — без цели и высшего сакрального начала. Такое государство, на самом деле, в какой-то момент начинает уничтожать народ (отчасти об этом и в моей трилогии "Ноомахии", посвященной Русском Логосу). Если у государства есть духовное измерение, оно есть и нечто еще — путь к высшей истине. Может быть, оно не становится от этого гуманнее, но оно становится явно осмысленнее. В "Эпидемии" бросается в глаза именно такое государство, такой порядок, такая машина, у которой отсутствует смысл.
Чтобы смягчить давление цензуры (государство явно испугалось такого образа -- видимо, узнав в нем что-то вполне реалистическое) в последующих за 5-ой сериях робко стали доноситься шумы из радиоприемника — мол, это "творит не правительство", а какие-то "силы, рвущиеся к власти." Нет, это наивно. Это как раз государство, и в этом его социологический смысл по Максу Веберу как "аппарата легального насилия". "Легального" еще не значит "легитимного". Этот зазор — главное: когда легальное насилие государства ( а оно всегда по определению легально) перестает быть легитимным, народ начинает задумываться о восстании. Это восстание мы и видим в пятой серии "Эпидемии".
Ничего либерального — против легальности, ставшей нелегитимной, поднимается русский народ, как он есть.
Очень убедительно именно в своей провинциальной нелепости и китчевых подробностях. Народ вооружается и уходит от государства в лес. Почти как у Э.Юнгера.
Явно пока мы еще не на этой черте. Но и не так уж далеко, как хотелось бы.
Само государство еще не ценность. Ценностью оно становится, когда обретает внятный смысл, миссию, когда оно является нашим — русским — государством, путем к чему-то более высокому, чем мы сами. Отсюда необходимость священной Империи, именно священной, ведущей к Небу. Нет священного измерения, нет внятной возвышенной (sublime) идеологии, и оно превращается в монстра-убийцу, для которого народ — это объект извлечения налогов (податей, оброка, дани), а в некоторых случаях опасный вирус или никчемное обременение. И снова не для либералов, которые ненавидят любое государство, и особенно сакральное и русское, а для нас, для русских, для народа. Не все так просто с государством, и оно об этом догадывается.
Иными словами, даже в сериалах можно распознать важные политологические и социологические идеи и иллюстрации.