Энциклопедия (гео)политического полицентризма

26.02.2021
Размышления о книге Леонида Савина

Новая книга Леонида Савина «Ordo pluriversalis: возрождение многополярного мироустройства» может быть охарактеризована как внушительный по объему и фундаментальный по содержанию путеводитель энциклопедического формата в мире современных политических теорий. Тринадцать глав книги достаточно автономны для того, чтобы читатели при необходимости обращались к отдельным страницам за справочным материалом, но в то же время они выстроены в стройном логическом порядке, позволяющем не только профану, но и политологу-специалисту шаг за шагом углубиться в серьезнейшие детали разнообразия современных стратегий осмысления нового расклада сил в мире. Эрудированность, энциклопедичность кругозора автора выражается в его обращении к сотням имен различных теоретиков (подчас даже таких, которые, в сущности, вряд ли заслуживают упоминания), как англоязычных, так и латиноамериканских, немецких, иранских, пакистанских, индийских, китайских, японских и иных. Достаточно солидным представляется обращение Леонида Савина к русским традициям политологии и геополитике в широком диапазоне от Льва Мечникова и Ивана Ильина до евразийцев 20-30-х годов, хотя, на наш взгляд, рассматриваемая книга только выиграла бы от дополнительного рассмотрения концепций русских классических геополитиков начала XX века под углом зрения современных теорий многополярности.

Проследим за ходом мысли Леонида Савина. Начав с обзора теорий однополярности и многополярности в США, он переходит к вопросу о том, как различные специалисты понимают сами пресловутые «полюса» силы в мире, каким образом возможны гегемония и баланс сил в ядерную эпоху. Автор склоняется к тому, что у многополярности XXI века нет явных прецедентов в прошлом, что системы международных отношений древности и средневековья, не говоря уже о Новом времени, были основаны на ином раскладе сил. Именно сейчас впервые в мировой истории многополярность становится глобальной. Вместе с осознанием этого в последние десять лет намечается (даже на уровне формулировок официальной Стратегии внешней политики РФ) переход от термина «многополярность» к терминам «полицентризм» и «плюриверсальность». Они являются менее жесткими, поскольку не предрешают вопроса о характере отношений и потенциальном конфликте между будущими полюсами силы.

Глубокие экскурсы в, казалось бы, далекую от чистой геополитику сферу традиционного права различных цивилизаций (андской, русской, исламской, германской), а также их философиях времени и пространства приводят Леонида Савина к постановке общефилософских вопросов об аутентичном бытии разных народов, решаемых через призму парадигмы Мартина Хайдеггера. Умело ставя теории индигенизма, ориентализма, современных расовых концепций на службу евразийскому дискурсу, автор деконструирует скрытые внутри политологии, экономики и картографии тенденции к западноцентризму и тем самым развенчивает притязания Запада на универсальность своих категорий и ценностей. В год столетия евразийского движения Савин достойно продолжает гносеологическую линию, ярко заявившую о себе уже в «Европе и человечестве» князя Николая Трубецкого. Фикции «международного права» и западных понятий суверенитета и безопасности рассыпаются под интеллектуальными ударами Леонида Савина как карточный домик. Конечно, немалую роль в этом играют апелляции к «Номосу Земли» Карла Шмитта, но даже он не вполне устраивает автора, говорящего о русской точке зрения и провозглашающего переход от «Земли Закона» к «Земле Благодати». Именно в этом ключе интересна авторская постановка вопросов о том, какие формы примет (не)государственный суверенитет в XXI столетии, что вообще станет с национальными государствами, их союзами и с границами в недалеком будущем. Какие формы при этом примет экономика – вопрос, как ни странно, менее спорный: Савин ссылается здесь на различные религиозные экономические доктрины, переживающие новый расцвет в современном мире.

Начав с чистой геополитики и погрузившись в сферы философии права, религиозных культур, различных типов власти и государств, автор «Ordo pluriversalis» не может уйти и от вопроса об этносах, нациях и цивилизациях, решаемого им в традиционном евразийском ключе, но с учетом малоизвестных в России азиатских и латиноамериканских теорий самобытности. Кругозор Леонида Савина и здесь простирается в широком диапазоне от современных цивилизационных теорий и мир-системного анализа до реанимации этнической психологии. С этого, практического уровня осмысления автор совершает переход на уровень философского осмысления плюриверсального мира (теории неоплюрализма и т. п.), увенчивающийся обращением к Четвертой политической теории Александра Дугина. Этот coup de grace над либеральным западноцентризмом и однополярностью изящно завершается в последней главе книги Леонида Савина рассмотрением ряда практических трудностей в происходящем на наших глазах вызревании полицентричного, мультиплексного мира через призму системного подхода. Несомненно, рассмотренный труд сложен и адресован, прежде всего, тем, кто профессионально творит сегодняшнюю политику в России и мире. С выходом «Ordo pluriversalis» российская геополитическая школа лишний раз уверенно заявляет о себе на мировой арене.