Экономическое сотрудничество России и Азербайджана в контексте международных отношений
Россия является одним из основных партнеров во внешней торговле Азербайджана. Она занимает второе место в общем товарообороте страны и первое в азербайджанском импорте. На данный момент Россия инвестировала в экономику Азербайджана около 3 млрд. долларов, а Азербайджан в экономику РФ – 1 млрд. долларов. По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, товарооборот с Россией в январе-июле 2017 года составил 1,1 миллиарда долларов. Кроме того, идет обсуждение программы сотрудничества России и Азербайджана на 2018-2021 годы, которая будет включать в себя ряд совместных мероприятий, затрагивающих экономическую, социальную и гуманитарную сферы. Особое место в российско-азербайджанском сотрудничестве занимает экспорт российского оружия в Азербайджан, который составил 1,8 млрд. долларов по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Таким образом, Азербайджан занимает шестое место по импорту российского вооружения.
Подобная интенсификация экономических связей отнюдь не случайна, она обусловлена совпадением геостратегических и геополитических интересов российской и азербайджанской сторон. Так, на прошедшем недавно в Астане форуме «Евразийская неделя» было объявлено о вступлении в завершающую стадию переговоров ЕАЭС и Ирана о создании зоны свободной торговли. На сегодняшний день, почти все «правила игры» между Ираном и ЕАЭС определены, в связи с чем подписание договора может состояться уже в октябре этого года. Для стран ЕАЭС и для России в частности, создание зоны свободной торговли с Ираном является приоритетной задачей. Для Ирана евразийский рынок имеет огромное значение. В этой связи, Азербайджан занимает выгодную географическую позицию, так как именно через его границы проходит самый короткий сухопутный путь из России в Иран. Таким образом, в перспективе сотрудничества ЕАЭС и Ирана отчетливо намечается создание треугольника Россия-Азербайджан-Иран, где Азербайджан будет играть ключевую логистическую и транспортную роль.
Кроме того, министр экономики Турции Нихайт Зейбекчи заявил о заинтересованности Турции в подписании соглашения с ЕАЭС, отметив однако, что Турция не намерена нарушать существующие договоренности с ЕС. Соглашение с ЕАЭС позволит Анкаре углубить сотрудничество с членами ЕАЭС в энергетической и транспортной областях, увеличить поставки сельскохозяйственной продукции в Россию. Так как Азербайджан является стратегическим партнером Турции и имеет тесные экономические и исторические связи с Россией, то и здесь он претендует на роль посредника между государствами, образуя еще один треугольник Россия-Азербайджан-Турция. В случае подписания Анкарой и Тегераном соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС, Азербайджан станет играть ключевую роль в отношениях России с этими государствами, поэтому сближение Москвы и Баку вполне логично. Однако вряд ли стоит рассчитывать на вхождение Азербайджана в состав ЕАЭС, в связи с нерешенностью нагорно-карабахского конфликта и членством Армении в этом союзе. Кроме того, Азербайджан всегда подчеркивал свою нейтральную позицию и проводил независимую политику, направленную на защиту национальных интересов. Недаром именно Баку был выбран местом проведения встречи начальника Генштаба вооруженных сил России Валерия Герасимова и председателя военного комитета НАТО Петра Павела 7 сентября 2017 года. Это также делает Азербайджан важной переговорной площадкой между Россией и Западом, благодаря чему стратегическая ценность Азербайджана для России возрастает на фоне ухудшения отношений со странами НАТО.
Еще одним поводом для сближения России и Азербайджана стало участие Армении в военных учениях НАТО в нынешнем году. Вероятно, таким образом Армения пытается оказывать давление на Россию в связи с ее позицией по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. После дестабилизации ситуации в Нагорном Карабахе весной 2016 года Москва не пошла на поводу у Еревана, а выступила за мир и стабильность в регионе, предложив «план Лаврова». В результате мирных переговоров удалось избежать эскалации конфликта, который мог обернуться большими жертвами с обеих сторон, а также перерасти в полномасштабные военные действия, куда могла быть втянуты Россия и Турция. Военные действия в зоне Нагорного Карабаха не выгодны ни России, ни Азербайджану, так как в ходе конфликта они могут оказаться по разные стороны баррикад. Таким образом, сближение России и Азербайджана выглядело вполне естественно на фоне участия Армении в военных учениях НАТО.
Не стоит забывать, что США не первый год стремятся укрепить свое влияние в Центральной Азии, поэтому Азербайджан проводит аккуратную политику в отношении сотрудничества с Соединенными Штатами, и в целях сохранения баланса сил в регионе опирается на поддержку России, в том числе и по вопросам поставок вооружения. Интенсификация российско-азербайджанских отношений выступает страховочным механизмом, демонстрирующим США возможность быстрой реакции в случае неправомерных действий с их стороны.
Можно сделать вывод, что поводом для сближения России и Азербайджана стали как политические, так и экономические факторы. Исходя из текущей политической ситуации, сложившейся в Нагорном Карабахе, Россия будет всеми силами стремиться сохранить мир в регионе, так как при развязывании войны ей придется пожертвовать либо Арменией, с которой ее связывает договор по ОДКБ и ЕАЭС, либо Азербайджаном, который может стать важнейшим стратегическим партнером России в отношениях с Ираном и Турцией, а также в связи с реализацией китайской концепции «Один пояс, один путь», где Азербайджан станет логистическим узлом на пути китайских товаров в Европу через территорию России. Российско-азербайджанское сотрудничество открывает перед обеими сторонами новые горизонты взаимодействия и новые экономические возможности. Взаимодействие государств Россия-Азербайджан-Турция-Иран потенциально является сильнейшим с экономической точки зрения в Центральной Азии. Таким образом, экономическое сотрудничество между Россией и Азербайджаном будет только расти.