Экономическое поведение: Кто познал ум Господень? (Рим. 11:34).

Источник: pixabay.com Автор фото: janeb13
15.02.2017

Многие экономисты лучшей стратегией экономического поведения индивидуума указывают стремление к максимизации личной прибыли, накоплению наибольшей денежной суммы, практически любым способом.

Другие, подтверждая общий постулат о материальной цели хозяйственной деятельности, указывают на неоптимальность стратегии, когда каждый ”сам за себя”.  При этом рекомендуют разумно придерживаться общей выгоды для всех участников и довольствоваться доступным в деловой «игре». Иначе, по их мнению, высока вероятность нарушения сформировавшегося равновесия[1].

Данное исследование было проиллюстрировано эпизодом с пятью симпатичными девушками в фильме «Игры разума» (2001). Если бы все приятели бросились к самой красивой из них (т.е. стали играть каждый за себя), то они бы, во-первых, оттесняя друг друга, не добились ее, а во-вторых, повернувшись к ее подругам спиной, были бы отвергнуты и ими, поскольку никто не хочет стать «утешительным призом». «Равновесие Нэша» предложило им другой вариант — начать ухаживать за каждой девушкой в отдельности, в результате практически все получили желаемое.

Современная экономическая наука однозначно утверждает целью деятельностью каждого индивида материальную выгоду от любого взаимодействия сторон. Распространенной позицией является и рассуждение, что причина невыгодных экономических решений кроется в недостатке информации у проигравшей стороны[2].

Этой теме посвящена, например, Теория контрактов, получившая Нобелевскую премию 2016 г.

При этом в расчет не принимается, что нередко проигрывают и информированные. Разделенность и конкуренция участников хозяйственной деятельности, мотивированность каждого сугубо личными эгоистичными желаниями указывается как естественная основа человеческого сообщества.

Но Священное Писание открывает людям, что Бог сотворил мир по закону любви. Любовь не борется ни с кем. Любовь –не есть ограничение прибыли, ибо радость и полнота жизни не в приобретении и обладании, а в дарении и жертве: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). Господь заповедал человеку: да любите друг друга (Ин. 13:34). Любящий отдает без сожаления, никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10:24). Это есть определение Божьего закона: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два, просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф 5:41-44). Земля в любви отдает плоды свои, в любви и мать заботится о детях. Забота о других делает человека выше в нравственном отношении, ставя его в лучшие, отношения к ближним и к Творцу. Гармония восстанавливается не в способности терпеть другого, а в любви, дарении и жертвенности. Ибо Образ Божий – в каждом.

Люди рождаются не одинаковыми. Каждому творению Творец дал свое, особое дарование, внушив о менее совершенном большее попечение,  дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12:24,25). Какая бы игра, и деловая, не затеяна людьми, все произойдет по воле Божией: не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Причина проигрыша или успеха в контрактных спорах не в недостатке информированности. Пророк Соломон раскрывает нам: это — от руки Божией (Еккл. 2:24). И если нет на то Воли Господа, то ни сила, ни информация не поможет, будет рассеяна как пар на ветру.

Поэтому Господь учит: кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5:40). Тогда человек приблизится к замыслу Отца, в помыслах и делах стане ближе. Не держись за материальное, придет время — все оставишь. Преследуя же личные корыстные цели, человек удаляется от Бога — и мир искажается.

Активно эксплуатируется иерархия потребностей человека, для воздействия на его волю. Однако Христианское вероучение раскрывает иерархию не в горизонте материального, а в перспективе вертикального движения: от земного к горнему.

 

Человек присутствует на разных уровнях бытия: телом от земли, духом от Бога. У ветхого человека голова наклонена к земле, смотрит на чрево и всеми мерами ищет приятного чреву. Духовный голову поднимает к небу. По мере возрастания в духовном, ищущий отходит от мирского ради горнего. 

v  Нижний уровень человека охватывает физический состав материи.

v  Над ним располагается биологический. Живое значительно сложнее физического. Биологический уровень подчиняет себе физический.

v  Далее следует психический уровень, который доминирует над плотью. В состоянии психического шока человек способен сделать действия не доступные в привычке, как-то сдвинуть огромные тяжести для спасения ребенка.

v  Еще выше — уровень нравственный. Ради нравственных принципов человек готов себя ограничивать и пойти даже на страдания плоти.

v  Самый высокий уровень — духовный. От духовного уровня зависят нижние. Человек есть образ Божий. Сущностью бытия человека является дух человека. От состояния духа формируется бытие каждого и гармония с окружающим миром.

Человеку как Образу Божиему дано в свободной воле преодолеть физический и другие уровни. Плоть человека есть друг неблагодарный и льстивый, и чем больше ей угождают, тем больше она вредит: ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5:17). Жизнь в довольствии и покое плоти ведет к дальнейшему падению человека, подобно застоявшемуся заливу моря, превращающегося в загрязненное болото. Только буря способна очистить этот залив от скопившейся грязи.

Разумное понуждение себя жить по заповедям Божьим открывает новые перспективы в домостроительстве человеческом: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Борется человек поначалу с первыми страстями, как-то чревоугодие, блуд, сребролюбие. По мере роста духовного преодолеть предстоит гневливость, печаль и уныние, то есть страсти уже утонченные. Поставив целью духовное приобщение к Божественному, человек преобразовывается сам и изменяется его окружение. Святитель Феофан Затворник пишет: «Коль скоро человек очистился, Бог тотчас являет полное Свое вселение»[3]. Тогда возможно положить начало Богообщению.

Всякий человек, пренебрегший познанием Бога и попечением о своем спасении, занятый всецело устройством своего временного положения для плоти, развивает свое падшее естество, омрачается, становится чуждым Бога; отвергается Богом как совершен­но уничтоживший в себе цель, с которою он воззван Творцом в бытие из небытия, – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов)[4].

Человек, пребывающий вдали от Света, есть слепец, принимающий свою слепоту за норму. Без познания себя – нет человека. Ум такого ограничен плотским мудрованием. Непризнание человека как Образа Божия будет всегда приводить к ошибочным теоретическим выводам и к одной видимости понимания себя. Святые христианства считали себя грешными, поскольку видели грехи свои «бесчисленными, как песок морской»[5]. Такое чувство своей греховности присуще святым от их близости к источнику света в стяжании Духа Святого. Ведь в луче света – даже и пылинки видны отчетливо.

Люди разные, но именно разнообразие в поведении людей отражает их удаленность от Бога. «Любовью мы различаемся один от другого», — учит Марк Подвижник[6] (IV-V вв). Преподобный авва Дорофей (†565г.) указывал: «Чем более сближаемся мы друг с другом, тем более приближаемся к Богу. Подобное совершается и в отношении отдаления. Удаляющиеся от Бога настолько оставят любовь к Богу, что удалятся от Бога — насколько удалятся и друг от друга; также насколько удалятся друг от друга, настолько удалятся и от Бога. Таково свойство любви»[7].

Тип воинствующего, изобретательного и активного противопоставлен человеку кроткому, пассивному и непредприимчивому, как Каин — Авелю[8]. Энергичный Каин топчет землю в поисках тучных пастбищ. В экономической науке анализ поведения человека ограничен желаниями плоти с элементами эволюции по-Дарвину: от скота до пребывающего в прелести собственного «я» - самоактуализации в прелести. Эта иерархия известна как «пирамида Маслоу» и, принята экономической наукой в качестве одной из основ поведения рационального человека-потребителя[9].

Наука побуждает разум постоянно блуждать в поисках чувственных развлечений, плотских утех и утверждения самости. Стимулируется пристрастие к бесполезным вещам, пустой славе, ненасытному сластолюбию, тщеславию. Душа такого человека полностью порабощена страстям, которым самостоятельно, без помощи Божьей, он не в силах сопротивляться. Его сердце наполнено горючим, которое разжигается врагом в страстный пожар. Страсть, набравшая силу, увлекает грешить по привычке и принуждает грешить человека даже против его желания. Венцом развития, по-Маслоу, считается живущий в достатке, снисходительно незлобный, мистически «независимый» индивидуум. Велико прельщение такого ума, он ни от кого не примет совета, оставаясь в своем помрачении, несмь, якоже прочии человецы! (ср. Лк 18:11)[10]. Его собеседниками становятся бесы, взвинчивая градус гордыни непрерывно. Женщина гордится соблазнительностью, мужчина – силой и дерзостью. Прелесть агрессивна и напыщенна. Такой человек более склонен к анализу поступков других людей, а к собственным – не имеет внимания и усердия. Через губительную страсть дьявол увлекает вслед за собой душу, настраивает ее на неповиновение Богу, чтобы постепенно полностью подчинить себе.

Душа человека, подчиненного тирании земных помыслов, теряет возможность общения с Богом. Дух противления делает душу тревожной, немирной, отгоняет здоровый сон.  Страдания, вызванные страстями, больной грехом пытается излечить не смирением, терпением, молитвой¸ а таблетками, алкоголем, самоуспокоением, как пес, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови[11].

Господь, зная меру сил каждого, и дает посильные испытания. Смирение, как высшая форма духовного воздержания, приводит к покаянию. Благие изменения в душе приближают очистительную благодать Божью и оздоровление. Только благодать Божия воспитывает, наставляет и очищает. Однако человек, по неверию своему, при любом незначительном затруднении, тут же впадает в уныние. Не желая смиряться и терпеть, тем самым лишь углубляет свои страдания.

Рынок активно насыщается химическими таблетками от депрессии, от ожирения, от алкоголизма и других страстей, имеющих духовную причину. Заблокировав химическим воздействием тревожные сигналы тела, больной принимает себя здоровым.

Господь непрерывно печется обо всем творении, но человек экономический результат вменяет только себе. Нарушением заповедей Божьих более утрачивается благодать, ибо без Господа не может человек делать ничего хорошего для себя (ср. Ин. 15:5). Бог сошел на землю, чтобы человек мог взойти на небо, но человек экономический избрал пространный путь, ведущий в погибель, и многие идут им (ср. Мф. 7:13). Господь учит, если человек направляет все усилия на преодоление страстей, исполнение заповедей, то остальные заботы Бог берет на Себя: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср. Мф. 6:33).

Весь психоанализ направлен на узаконивание страстей падшего человека: агрессивности, полового влечения, гордыни. Греховные плотские пожелания – это плод грехопадения. Они присущи свойству именно падшего естества. Человек по природе добр, и греховные страсти противоестественны первосозданному человеческому естеству[12]. Наукой потеря здравия ума духа принята за норму. Реклама льстиво направляется на разжигание страстей. Возгордившийся грешник, впавший в религиозную дремоту, сжигает свою совесть (1Тим. 4:2)[13], направив непродолжительный период жизни на удовлетворение похоти плоти, похоть очей и гордости житейской (ср. 1Ин 2:16). Благословение Бога разменивается на чечевичную похлебку (ср. Быт. 25:31-34)[14]. Такой человек становится чадом гнева[15] еще здесь, на земле. Апостол Павел учит, что плотские помышления суть вражда против Бога, потому что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (Рим. 8:7; 1Кор. 15:50). Архимандрит Сергий (Страгородский) рассуждал: падший человек есть себялюбец. Себялюбец живет для себя и свое «я» помещает в центр мироздания. С точки зрения своего «я» он оценивает все происходящее и в личной, и в общемировой жизни. Целью его является собственное благополучие. Высшим благом — наслаждение, в виде ли чувственных удовольствий или в какой-нибудь нирване и т.п. Себялюбец в душе своей есть враг Богу: ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7)[16]. Плоть безмерно любит ласкательство прелести бесовской[17].

Природа мироздания взаимно органично связана. И человек занимает в ней важное место. В нем соединено и плотское и духовное, он – как связующий канал от земли к небу. Каждая отдельная личность, преодолевшая молитвенно в себе зло, наносит этой победой поражение всеобщему, космическому злу, что благотворно отражается на судьбе всего мира. Преподобный Силуан Афонский (†1938) размышлял: «Вот за таких людей, думаю, Господь сохраняет мир, ибо они приятны Богу, и Бог всегда послушает Своих смиренных рабов, и нам всем бывает хорошо за их молитвы»[18]. Бог ждет такого человека, отложившего прежний образ жизни ветхого, истлевающего в обольстительных похотях …, и облекшегося в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины (ср. Еф. 4:24).

И только когда человек начнет хотя бы немного бороться со своими страстями, тогда и жизнь его станет интересной и содержательной. Истинная добродетель – это добродетель Божия. Пока человек не примет, что причина его страданий в неправильном выборе жизненных ориентиров, он будет продолжать страдать. В этом – причина дисгармонии. Святитель Григорий Палама (†1359) наставляет: «Когда Бог не действует в нас, все совершаемое нами является грехом»[19].

[1] Данное исследование было проиллюстрировано эпизодом с пятью симпатичными девушками в фильме «Игры разума» (2001). Если бы все приятели бросились к самой красивой из них (т.е. стали играть каждый за себя), то они бы, во-первых, оттесняя друг друга, не добились ее, а во-вторых, повернувшись к ее подругам спиной, были бы отвергнуты и ими, поскольку никто не хочет стать «утешительным призом». «Равновесие Нэша» предложило им другой вариант — начать ухаживать за каждой девушкой в отдельности, в результате практически все получили желаемое.

[2] Этой теме посвящена, например, Теория контрактов, получившая Нобелевскую премию 2016 г.

[3] Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М. 1994. Т.2 Ч.2 С.187

[4] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. Поуч. в понед. 26-й недели. http://www.paraklit.org/sv.otcy/Apokalipsis/Ignatij_Bryanchaninov.O_konchine_mira.htm

[5] Преп. Петр Дамаскин. Кн. 2. Слово 8 (19). http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/36_8

[6] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. Гл. 33. Вып. из твор. преп. Марка Подвижника (http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2).

[7] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. Гл. 33. Вып. из твор. преп. аввы Дорофея. (см.: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/350)

[8] Протоиерей Александр (Ельчанинов). Записи (см.: http://azbyka. ru/audio/svyashhennik-aleksandr-elchaninov-zapisi.html).

[9] Исследования А.Маслоу известны под названиями: Пирамида потребностей и Самоактуализация.

[10] Лк 18:11

[11] прп. Исаак Сирин (VII-VIII в)

[12] свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. М.1997 . 31

[13] 1 Тим. 4:2.

[14] ср. Быт. 25:31-34

[15] ср. Еф. 2:3.

[16] См.: Архимандрит Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Гл. 1 (см.: http://www.pravoslavie.ua/files/books/71/Stragorodskiy_340974.pdf).

[17] Св. Диадох Фотикийский.. Добротолюбие Т.3. Гл. 3 https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/3

[18] Софроний, иеромонах. Старец Силуан. https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

[19] свт. Григорий Палама. Обожение человека. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandzaridis/obozhenie-cheloveka-po-ucheniyu-svjatitelja-grigorija-palamy/3