Экономические аспекты гибридной (холодной) войны

31.05.2017

 В экспертном сообществе до сих пор идут дискуссии о влиянии холодной войны на экономическое развитие. Проблема состоит в том, чтобы дать ответ на следующий вопрос: глобальная конфронтация великих держав - позитивный или негативный фактор для экономического развития? Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время между сверхдержавами снова вспыхивает противостояние, которое часто именуют "Холодная война 2.0", и необходимо просчитать аспекты и возможные риски этого противостояния, связанные с экономикой. Очень важно выразить мнение о влиянии межгосударственной конфронтации, характеризующейся отсутствием прямого военного столкновения, на экономику стран, в неё вовлечённых. В рамках данного вопроса необходимо дать определение понятию "холодная война" и охарактеризовать её экономические аспекты, проследить изменения в экономике СССР, стран Западной и Восточной Европы, вызванные конфронтацией между СССР и США в 1947-1986 годах и  оценить изменения в современной мировой экономике, произошедшие вследствие нового глобального противостояния, главными акторами которого являются США, Россия и Китай, и сопоставить их с произошедшими во второй половине XX века.

 Понятие "холодная война" является синонимом другого, более употребительного термина - "гибридная война", который определяется в журнале The Military Balance как "использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических преимуществ, использующих дипломатические возможности, масштабные и стремительные информационные, электронные и кибероперации, прикрытие и сокрытие военных и разведывательных действий в сочетании с экономическим давлением".

Как видно из определения, для гибридной войны характерны в том числе и экономические инструменты, которые можно условно поделить на социально-экономические и финансово-экономические. Социально-экономические средства ведения гибридной войны заключаются в подрыве экономического потенциала государства-соперника путём провоцирования социального недовольства через агентов влияния в государственных структурах, методом организации и финансирования масштабных забастовок, а также путём информационного воздействия на массы с целью снизить доверие к экономическим институтам. Финансово-экономические методы состоят в введении санкций и эмбарго, манипулировании ценами на значимые для экономики государства-противника товарами (нефть, продовольствие и т.д.) и курсами валют, также нацеленным на искусственное снижение экономической силы.

Вместе с тем, государство, ведущее гибридную войну, обязано повышать свою экономическую привлекательность. Делается это путём повышения уровня жизни населения, создания свободных экономических зон и интеграционных группировок для вовлечения других стран в орбиту своего влияния через совместную экономическую деятельность. В XXI веке неотъемлемой частью определения экономической привлекательности стран стали международные рейтинги, которые часто бывают субъективными и не отражают реального положения дел.

Во время ведения гибридной войны очень важно наращивать военно-силовой потенциал, что является сдерживающим фактором, не позволяющим провести открытое нападение. Гонка вооружений, с одной стороны, является тормозом на пути экономического развития, поскольку зачастую не позволяет диверсифицировать доходы государственного бюджета, к примеру, на образование или здравоохранение, но с другой, создаёт новые рабочие места в военно-промышленном комплексе и приводит к росту такой статьи доходов, как экспорт вооружений странам-союзницам, что позволяет нарастить как политическое влияние, так и экономическую мощь государства.

Изложенные выше теоретические положения подтверждаются фактами, имевшими место во время холодной войны между США и СССР. Существует множество версий относительно причин её начала, и одна из них является сугубо экономической. Дело в том, что в июле 1944 года в городе Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир, США) была проведена конференция, в ходе которой решался вопрос об устройстве послевоенной мировой экономики. Главным условием, выработанным в ходе данной конференции, было установление цены в 35 долларов за тройскую унцию золота и, как следствие, наделение других валют (кроме доллара) долларовым содержанием вместо золотого. Однако Сталин отказался ратифицировать соглашение, подписанное по итогам данной конференции, справедливо полагая, что, привязав рубль к доллару, Советский Союз утратит свой финансовый суверенитет.

Банкиров, основавших в 1913 году Федеральную резервную систему и осуществлявших контроль не только за американской экономикой, но и политикой, это не устроило, и именно они вынудили президента США Гарри Трумэна начать конфронтацию с СССР.

 Советское руководство осознавало тот факт, что экономический фактор является определяющим в той гибридной войне, которую ему объявили англосаксонские страны. Именно поэтому были приняты меры, которые повышали экономический престиж СССР как внутри страны, так и за её пределами. В 1947 году были отменены продовольственные карточки и проведена денежная реформа, позволившая избавиться от излишков денежной массы, накопившейся за время Великой Отечественной войны. Ежегодно, с 1947 по 1953 годы снижались цены на многие группы потребительских товаров, что стимулировало спрос и оздоравливало экономику. На внешнеэкономической арене Советский Союз также проявлял активность: в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, куда, помимо СССР, входили Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Албания, ГДР, Монголия, Куба и Вьетнам. СЭВ олицетворял собой замкнутый экономический союз, страны-члены которого торговали между собой в так называемых "переводных рублях". Это была первая в мире наднациональная валюта, которая даже не существовала в бумажном виде. При помощи этих переводных рублей каждая из стран соцлагеря могла купить любой товар у другой. Это поддерживало экономику каждого из государств, поскольку развивало отрасли промышленности во всех странах-членах СЭВ. Помимо этого, рубль с 1950 года имел обеспечение золотом (1 рубль=0,222168 граммов золота, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 года), что, по сути, явилось шагом к созданию платёжной системы, альтернативной по отношению к Бреттон-Вудской.

С другой стороны, можно констатировать, что капитализм на Западе тоже стал меняться в результате холодной войны с СССР. Властям США и стран Западной Европы требовалось повысить свою экономическую привлекательность, чтобы в их государствах не было бунтов рабочего класса, которые бы играли на руку Советскому Союзу как геополитическому противнику коллективного Запада.

Капитализм вспомнил о концепции "государства всеобщего благосостояния", которую сформулировал британский экономист лорд Джон Мейнард Кейнс и частично реализовывал на практике президент США Франклин Делано Рузвельт во время проведения политики "Нового курса", направленной на выход из Великой депрессии. Рыночная экономика, для которой ранее были характерны принципы невмешательства государства в дела частного бизнеса, отсутствие решения жизнеобеспечивающих проблем населения и остаточный принцип расходов на социальные нужды, стала более демократичной и социально ориентированной. Первая практическая реализация концепции социально ориентированной рыночной экономики принадлежит министру экономики и федеральному канцлеру ФРГ Людвигу Эрхарду. Так, были приняты специальные меры по поддержке производства дешёвых товаров, осуществлено строительство "социальных квартир" и введена тарифная автономия, согласно которой зарплата и социальные льготы для рабочих определялись путём переговоров между профсоюзами и работодателями. Согласно опросам, проведённым в Западной Германии в начале 1950-х годов и описанным в книге Николая Платошкина "Жаркое лето 1953 года в Германии", более половины рабочих или не интересовались ничем, кроме своей личной жизни, или всецело полагались на профсоюзы в борьбе за свои права. ФРГ стала самым социальным государством капиталистического мира, но вряд ли эта концепция была бы реализована в отсутствие конкуренции капитализма с социализмом. Как пишет историк, директор Научно-исследовательского Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов: "Экономическая, политическая и социальная демократизация буржуазного общества в 1945-1975 годах вопреки имманентным законам капитализма были обусловлены классовой борьбой, причём не столько внутрисистемной, сколько межсистемной". Основываясь на вышеизложенных примерах, можно констатировать, что как для стран, ориентированных социалистически, так и для капиталистических государств холодная война служила возможностью к развитию своего экономического потенциала, росту социальной справедливости в экономической системе и росту уровня жизни в странах-сателлитах: им не надо было платить за оборону, безопасность им обеспечивали СССР и США. Сами же сверхдержавы тоже менялись с экономической точки зрения, так как им нужно было находить новых союзников, привлекая их не только политическими, военными и идеологическими, но и экономическими перспективами.

 Часто идёт дискуссия по поводу влияния на экономику такого неотъемлемого фактора холодной войны, как гонка вооружений. На первый взгляд может показаться, что наращивание военных потенциалов и рост экспорта вооружений сказывается на экономике негативно, поскольку оружие и военная техника не создают прибавочной стоимости, а это означает, что напрямую от военного производства выгоды нет. С другой стороны, если мы проанализируем динамику холодной войны, то окажется, что во время неё и во многом благодаря наращиванию военной мощи СССР и США появлялись новые отрасли экономики, науки и техники, создавались, как указывалось выше, рабочие места в ВПК. Чтобы это доказать, достаточно вспомнить бурное освоение космоса, имевшее место во второй половине XX века, и сопутствующее этому развитие систем космической разведки, навигационных и спутниковых систем и систем контроля окружающей среды в космосе. Наконец, Интернет, без которого немыслимо существование современного общества в целом и современной экономики, с его интернет-магазинами или услугами по доступу на фондовый рынок в частности, тоже был изобретён в военных целях. Американские власти озаботились появлением новой системы связи, которая будет функционировать даже в случае масштабной ядерной войны. Это был своеобразный ответ на запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли.

Исходя из этих фактов, можно констатировать, что гонка вооружений вносит огромный вклад в научно-технический прогресс, служащий импульсом дальнейшего экономического развития.

 Очень важно проанализировать изменения в мировой экономике, связанные с современным противоборством великих держав, которое можно считать продолжением холодной войны (иногда его называют "холодная война 2.0"). Первое и, наверное, самое главное изменение связано с тем, что в нынешнем мировом балансе сил помимо России и США присутствует Китай, который уже вышел на первое место в мире по ВВП по паритету покупательной способности. Масштабный экономический подъём Китая, по мнению многих аналитиков, начался в 1970-е годы, когда США испытывали золотой дефолт своей валюты и были вынуждены пойти на сотрудничество с Пекином, экспортируя в КНР технологии и импортируя оттуда самый широкий спектр товаров. Стоит отметить, что сотрудничество США и Китая в этот период не ограничивалось экономикой: так, на территории КНР находились тренировочные лагеря для афганских моджахедов, которых американский правящий класс использовал против советских интересов в Афганистане. Однако Китай стал самостоятельным центром силы после того, как в 1989 году при поддержке США на площади Тяньаньмэнь произошли беспорядки, подавленные властями. Китайская элита сделала то, чего никак не могла (или не хотела) делать элита советская: она спасла страну от распада путём подавления зарождающегося бунта, а не заигрывания с ним. На сегодняшний день является одним из лидеров в области высоких технологий и стремительно наращивает свой военный бюджет (в 2016 году военный бюджет КНР составил около 188 миллиардов долларов). Сейчас Китай реализует проект "Один пояс и один путь", в рамках которого предполагается создание трёх трансъевразийских экономических коридоров и двух морских маршрутов, а также строительство железнодорожных магистралей. Его экономический масштаб оценивается примерно в 21 триллион долларов США. При этом уделяется огромное внимание сотрудничеству Китая и ЕАЭС в топливно-энергетическом комплексе, транспортной инфраструктуре, строительстве, добыче природных ресурсов и сфере высоких технологий. КНР успешно реализует свою экономическую стратегию в противовес США, чей проект Транстихоокеанского партнёрства, явно направленный против Китая, был приостановлен с приходом к власти Дональда Трампа. Таким образом, "холодная война 2.0" отличается от предыдущей холодной войны "фактором Китая", серьёзно влияющим на мировую экономику и политику.

 Не менее важной закономерностью нынешнего межгосударственного противостояния является и то, что оно происходит в эпоху глобализации, одним из характерных признаков которой является глобальная экономическая взаимозависимость. Одно из его характерных проявлений заключается в том, что четыре из пяти стран БРИКС (все, кроме ЮАР) входят в семнадцать крупнейших держателей государственных облигаций США. Данный факт является сдерживающим обстоятельством от обострения противостояния между коллективным Западом и незападными центрами силы, в особенности Китаем, который в этом списке стоит на первом месте: он удерживает долговые обязательства на сумму почти 1243 миллиарда долларов США. В случае эскалации конфликта страны БРИКС могут массово продать американские "трежерис" (так называются государственные облигации США - прим.), что чревато обвалом мировых рынков и экономической катастрофой.

Это обстоятельство тоже является отличительной чертой современного глобального противостояния сверхдержав, поскольку между СССР и США во второй половине XX века не существовало финансовой взаимозависимости.

Наконец, третий, не менее важный аспект состоит в том, что в XXI веке  противостояние Китая, России и США не сопровождается идеологической компонентой, что имеет определённую степень влияния и на экономику, поскольку стран с чисто плановой экономической системой в современном мире почти не существует. В Китае, несмотря на однопартийный политический режим (Коммунистическая партия Китая) и формально социалистическую идеологию, очень сильно развиты рыночные институты и механизмы. Государство играет заметную роль в экономике КНР: госсектор составляет около 60% в основном в перерабатывающей промышленности. Вместе с тем, власти КНР активно поощряют развитие частного предпринимательства, малый и средний бизнес. Современное противостояние между великими державами происходит не по линии социализм/капитализм, а под флагом сохранения государственного суверенитета (КНР, Россия) или его нивелирования (США). В итоге можно выделить три аспекта, отличающие нынешнюю "холодную войну 2.0" от холодной войны в XX веке: важнейшая роль Китая, взаимозависимость стран-соперников, отсутствие идеологического фактора.

 На фоне данных аспектов нужно проиллюстрировать те уроки, которые следует извлечь нашей стране, чтобы по-прежнему играть роль мировой державы. Прежде всего должен произойти отказ от либерального экономического курса, современные представители которого постоянно видят Россию на задворках западного мира. Мы должны взаимодействовать со всеми ключевыми игроками мировой экономики, не забывая при этом о собственных интересах. На смену либерализму должна прийти экономическая концепция "просвещённого протекционизма", необходимая для повышения конкурентоспособности отечественной продукции. В определённой степени она реализуется и сейчас в рамках программы импортозамещения, однако бизнес испытывает определённые неудобства, связанные с труднодоступностью кредитов. Высокая ключевая ставка Центрального Банка, которая тоже является отголоском экономического неолиберализма, должна быть снижена до уровня, приемлемого для предпринимателей. Следующим этапом должна быть полная деофшоризация экономики и запрет на регистрацию крупного частного бизнеса в странах, которые ввели санкции против России. Такая прослойка предпринимателей опасна для нашей страны тем, что, будучи зависимой от стран Запада по принципу юридической регистрации своего бизнеса, будет лоббировать их интересы на территории России. Эти факторы должны быть учтены, чтобы наша страна смогла стать одним из лидеров не только в политическом и военном плане, но и в мировой экономике, и могла достойно ответить на внешнеэкономические вызовы.

 Таким образом, можно сделать вывод, что гибридная война - это позитивный фактор экономического развития. В ходе глобальной конфронтации как великие державы, так и их союзники вынуждены создавать наукоёмкие отрасли производства, изменять свою социально-экономическую структуру и наращивать взаимодействие в формате экономических союзов. Эпоха глобализации не стала панацеей от противостояния между сверхдержавами, так как сохраняются разные взгляды на устройство мира в целом и мировой экономики в частности. Однако особенности современного конфликта великих держав заметно отличаются от тех, которые были характерны для холодной войны между СССР и США. Роль экономики в нынешней гибридной войне заметно повысилась, вследствие чего нашей стране следует уделить этой сфере больше внимания.