Двойные стандарты: Иран признал свою вину в крушении самолета – признали ли другие?
Генеральный штаб Вооруженных сил Ирана признал, что пассажирский Boeing украинской авиакомпании МАУ был сбит по ошибке и вследствие эскалации с США. Самолет Boeing 737 упал под Тегераном почти сразу после взлета утром 8 января. Погибли 176 человек: граждане Афганистана, Германии, Ирана, Канады, Украины, Великобритании и Швеции.
"Человеческая ошибка в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США"
В заявлении по телеканалу IRIB говорится, что самолет был сбит в результате человеческой ошибки и случайно. Иранская сторона пояснила, что самолет пролетал недалеко от важного военного объекта как раз в разгар боеготовности в условиях противостояния с США. Во время разворота лайнера тот был принят за вражескую цель, сообщили в Генштабе. По версии руководства военно-космическими силами КСИР, иранская система ПВО принес самолёт за крылатую ракету.
Лидеры Ирана выразили извинения и соболезнования родственникам погибших.
Президент Ирана Хасан Роухани пообещал проконтролировать, чтобы компенсации были выплачены. "Расследование продолжится для установления и преследования по закону причин этой великой трагедии и непростительной ошибки", — отмечается в его заявлении в Twitter. Он также подчеркнул, что недостатки иранской системы ПВО после авиакатастрофы будут устранены.
В свою очередь, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, напомнил в Twitter, что причиной трагедии стала "человеческая ошибка в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США".
А Twitter-аккаунт верховного аятоллы Али Хаменеи социальная сеть просто заблокировала без объяснения причин…
Далеко не первый случай
Таким образом, Тегеран быстро, своевременно и искренне признал ошибку, публично признав это. Крайне важно напомнить, что случаи подобных ошибок нередки – за последние десятилетия таким образом пострадали не менее 20 лайнеров.
Так,
- 1955 год: Болгария сбила Lockheed L-049 Constellation, летевший из Вены в Тель-Авив, погибли 58 человек. Болгарские власти признали ошибку и извинились, затем выплатили Израилю компенсацию.
- 1973 год: Израильские ВВС уничтожили Boeing 727 компании Libyan Arab Airlines, 108 человек погибло. Компенсацию родственникм погибших выплатили.
- 1980 год: Французский истребитель уничтожил итальянский пассажирский лайнер DC-9, погибли 81 человек. Трагедия произошла в Тирренском море, самолет летел из Болоньи в Палермо. Официальных причин до сих пор не обнародовано. Согласно решению суда, ответственная сторона выплатила 100 млн евро родственникам жертв. Любопытно, что после многолетних расследований итальянский суд заявил о вероятности того, что лайнер стал случайной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. Впрочем, итальянские власти выплатили компенсацию.
- 1988 год: Американский крейсер Vincennes в Персидском заливе ликвидировал иранский пассажирский самолет, следовавший из иранского Бендер-Аббаса в Дубай. Моряки, приняв Airbus 300 за атакующий истребитель, стали виной гибели 290 человек. Иран заявил, что атака была преднамеренной.
США предложили выплаты на основе ex gratia (то есть, не признавая юридической ответственности за случившееся) из расчета 300 тыс. долларов на каждого трудоспособного человека и 150 тыс. долларов за каждого ребенка. При этом Вашингтон не принял извинений за случившееся – более того, впоследствии командир крейсера был награжден орденом «Легион почета».
- 2001 год: Украина сбила российский пассажирский лайнер Ту-154 «Сибирь» над Черным морем, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, 78 человек погибли. Киев так и не признал свою вину де-юре, и руководству понадобилось больше недели для признания ошибки хотя бы на словах. Под международным давлением Украина согласилась выплатить по 200 тыс. долларов за каждого погибшего.
- 2014 год: Крушение пассажирского самолета Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавшего по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур, 298 погибших. Расследование ведется до сих пор, однако без каких бы то ни было доказательств международное сообщество сразу возложило вину на «донецких сепаратистов». Не имея аргументов, трагедией воспользовались для антироссийской пропаганды.
…
Таким образом, Иран с моральной точки зрения поступил верно и благородно. Если вина есть, надо ее признавать. Далеко не все страны, ответственные за подобные инциденты, приносили публичные извинения за гибель пострадавших. Это не первый случай, и не последний – ни одну из вышеприведенных стран за ошибку не клеймили террористом.
Очевидно, Тегеран выплатит необходимые компенсации. Однако ситуацию, как и в случае малазийского Боинга, будут политизивировать для давления на Иран. Учитывая новую волну эскалации между США и Ираном, американские власти не ограничатся провокациями в духе убийства Кассема Сулеймани или нападениями по позициям «Хезболлах». Американцы перевернули все с ног на голову, называя Сулеймани – одного из главных бойцов с террористами ИГИЛ (запрещен в РФ) на Ближнем Востоке – «террористом с кровью на руках».
Сулеймани убит, очередные санкции уже введены – теперь налицо вероятность того, что США будут пытаться на международном уровне проталкивать идею об Иране как «стране-террористе», которую нужно еще больше изолировать. Они же сбили самолет – значит, они убийцы, не пожалевшие собственных граждан, значит, и их не жаль.
Заодно случаем воспользуются для критики России - вспомнят тот же малазийский "боинг", и нам напомнят, что это мы виноваты. Доказательств как не было, так и нет - но нужны ли они, когда эмоциональная информационная повестка перевешивает любые здравые аргументы?