Дональд Трамп и религиозные правые
Сегодня мы чётко представляем себе работу ведущих американских СМИ, большинство из которых преждевременно поздравили Хиллари Клинтон с безоговорочной победой на президентских выборах. Моим фаворитом была статья Фарида Закария, журналиста CNN, в которой он уверенно заявил ещё за несколько недель до выборов, что Трамп проиграет, а Республиканская партия будет ликвидирована. Затем Закария осудил в своей статье с точки зрения морали то, что он назвал «Белой Америкой» и её поддержку прекращения массовой миграции и сохранения христианского наследия Соединённых Штатов.
Наряду с такими вот насмешками были и унизительные замечания в адрес религиозных правых. Например, в заголовках: «Почему „Религиозные правые“ избрали Трампа и потеряли свой моральный облик?», «Дональд Трамп развалил религиозных правых меньше чем за неделю» и «Преданность религиозных правых Дональду Трампу выльется в известный всем нам итог». В таких статьях уверенно и даже с некой долей радости провозглашалась смерть защитников традиционных нравственных ценностей с окончанием деятельности Трампа.
Ирония, безусловно, кроется в том, что именно результаты выборов 8 ноября послужили своего рода унижением для таких вот «предсказателей» и «учёных мужей» (типа Фарида Закарии). Именно представители религиозных правых составили более 30 процентов избирателей в ходе голосования. По данным организации Pew Research, подавляющие большинство белых христиан-евангелистов проголосовало за Трампа – 81 процент против 16 за Клинтон. Среди избирателей-католиков 60 процентов за Дональда Трампа против 37, проголосовавших за Хиллари Клинтон.
Чем же объясняется такое бесчестное и ошибочное освещение событий средствами массовой информации?
СМИ не в состоянии признать факт, что Трамп и правые христианские политические фракции столкнулись с общим врагом – глобализацией и глобалистами.
Таким образом, в то время, когда пресса была зациклена на расхождении между традиционными ценностями консервативных христиан и нравственной неосмотрительностью Трампа, она упустила из виду, что Трамп и традиционалисты настроены против глобалистов.
Глобализация характеризуется мировой социально-экономической системой, включающей развитие хозяйства капиталистического толка, телекоммуникаций, развитие технологий, и мировым процессом урбанизации. Подчеркивается, что такие экономические и технологические системы имеют право вмешиваться и контролировать национальные экономики тоталитарных проектов, таких как бывший Советский Союз и коммунистический Китай, при параллельном увеличении экономического роста и веса среди капиталистических стран.
Однако внести ясность в понимание процессов глобализации поможет концепция Энтони Гидденса. Её ключевые понятия - детрадиционализация и её механизмы размывания (или даже уничтожения) местных обычаев и традиций более развитыми экономическими, научными и технократическими системами. Социум, втянутый в глобальную промышленно-развитую экономическую систему, начинает отказываться от национальных и местных традиций и верований. Традиционные моральные ценности и обычаи, находясь в тени транснациональной политики глобализации, всё меньше поддерживаются в таком обществе.
Таким образом, глобализированные общества стремятся выработать новую концепцию человеческой личности как суверенного индивида, которому под силу контролировать его или её жизненные обстоятельства.
Традиционные социальные структуры и механизмы, как правило, определяются с точки зрения ключевых маркеров идентичности, таких как пол, сексуальная ориентация и религиозная принадлежность. Но в обществах глобалистского типа, в основе которых «философия потребления», этот спектр маркеров ограничен. Традиционные нравы и обычаи, как правило, уступают место так называемым ценностям «определённого образа жизни». Согласно социологу Питеру Бергеру, ценности того или иного «образа жизни» ориентированы на «жизненные миры», в которых есть своя определённая философия жизни, независимо от того, внушает ли доверие данная система ценностей или нет. Такие концепции включают в себя всё, начиная с религиозной идентичности и заканчивая гендерной принадлежностью.
Начиная с 1990-х годов, представители религиозных правых начали внутреннюю борьбу с господствовавшими светскими ценностями и светским образом жизни в глобалистических обществах.
Гарольд О. Браун из консервативного Христианского Аналитического Центра (the Howard Center) в 1999 году выступил на Втором Всемирном конгрессе под названием «Глобализация и Семья», где он объяснил прямую взаимосвязь между глобализацией и изменением общественных отношений:
«Глобализация – концепт, или некий идеал, который говорит нам так мало, но красиво, о том, что уже устарело. Нация заменяет семью, как в США общественное достояние заменяет всем отца, и вместо отдельных народов ... мы будем создавать «мировое сообщество».
Аллан С. Карлсон из того же Howard Center отметил: «Новая глобальная цивилизация… воинственно светская, яростно антитрадиционная, фундаментально враждебная институту семьи. Она является противником крепкого брачного союза и представляет угрозу для зачатого ребенка… в том числе для ребёнка в христианской семье». Активисты «Религиозного права», таким образом, все чаще рассматривают глобалистов и сам процесс глобализации как основную угрозу традиционным ценностям. Участие таких Христианских организаций, как Focus on the Family, Family Research Council и Concerned Women for America в различных политических дискурсах ООН свидетельствует о том, что международная арена стала неотъемлемой частью миссии «Христианского права».
Остин Русе, президент института Catholic Family and Human Rights Institute обозначил миссию «Христианского права» как защиту и сохранение «трёх суверенитетов»: нации, церкви и семьи, которые находятся в опасности. Акцентируя в своей кампании внимание на национализме, защите христиан и пообещав назначить федеральными судьями сторонников запрета абортов, Трамп защищает эти три суверенитета, что делает его кандидатуру привлекательной для сторонников традиционных ценностей.
Неуважение светской элиты Америки к традиционным моральным ценностям не даёт ей осознать, что для десятков миллионов людей во всем мире понятие нации, традиции и религии действительно имеет значение.
Более века теория секуляризации постулировала, что традиционные религии будут медленно, но верно исчезать, будучи заменены научно-вдохновленным мировоззрением и увековечены необузданным техническим прогрессом. Раздающийся марш глобализации во всем мире, казалось, подтверждает такой прогноз. И вместе с тем, сложилась ситуация, противоположная ожидаемой, направленная против этой секуляризационной глобалистской динамики.
Возрождение Русской Православной Церкви, христианский национализм в Венгрии и Хорватии, подъем националистических политических партий в Западной Европе, а также поразительная победа Brexit. Всё это означает, что традиционалистская культура важна как никогда.
Презрение и насмешка, с которыми наши светские элиты, представленные в СМИ, высказывались по поводу традиционных нравственных обычаев и культуры, и оказались причиной их собственной гибели. Новый медиа-конгломерат, укорененный в нации, церкви и семье, растет, затмевая во многом «истеблишмент светских глобалистов».
Рост националистических настроений во всем мире указывает на то, что во многих отношениях политическое влияние фракций «Религиозное право» только начинается. Уже сейчас мы можем наблюдать мировые альянсы, формирующиеся среди консервативных традиционалистов для борьбы с тенденциями секуляризации внутри отдельных стран и за рубежом. Консервативные северные англикане поддержали своих южных братьев в Африке и Азии в борьбе с секуляризацией сексуальных норм в их церкви. Многонациональные коалиции были сформированы, чтобы блокировать принятие антитрадиционалистских мер в Организации Объединенных Наций. Ещё недавно Патриарх Кирилл и Папа Франциск подписали историческое совместное заявление, призывающее к прекращению всемирного преследования христиан войнами на Ближнем Востоке и воинствующим секуляризмом в Европе. Формирование глобальной коалиции «Религиозного права» для борьбы с такими тенденциями представляется всё более и более вероятным, пока политическая власть совпадает с интересами народа.
Некролог для религиозных правых был написан и переписан много раз; этот избирательный цикл не был исключением. Но ученые знают, что это движение, которое хорошо адаптируется к изменениям социальной динамики как внутри страны, так и за рубежом. Избрание Дональда Трампа, а также возрождение христианства в Евразии говорит о том, что религиозные правые не лежат на смертном одре, а может быть, наоборот, переживают новое рождение.