Дипломатия ЕС и экономическое киллерство как инструменты евроинтеграции Украины

26.11.2013

Сегодня, когда во внешнеполитическом курсе правительства Украины наметился четкий поворот от Европейского Союза к Союзу Таможенному (доказательством этому может быть хотя бы повторение премьер-министром Николаем Азаровым мнения президента России Владимира Путина о необходимости трехстороннего диалога Киева, Москвы и Брюсселя, но подписания любых документов) и страсти по европейским стандартам и «европейскости» (загадочный термин с ярко выраженным энергетическим компонентом значения) можно сделать ретроспективу и посмотреть, как это было.

В качестве примера (кейс-стади) был выбран III Международный энергетический форум, прошедший в стенах ВЦ «Козак Палац» (г. Запорожье) – масштабное, а соответственно, и знаковое мероприятие не только для Запорожья, но и для всего Юга и Востока Украины, исторически не относившихся к евроориентированным регионам Украины.

Указанный форум отличался от аналогичных предыдущих форумов, проводимых Запорожской торгово-промышленной палатой, наличием четкого внешнеполитического подтекста – евроинтеграционным вектором, взятым правительством Президента Януковича. На форуме по традиции выступали представители международных организаций, включая финансовые институты, а также представители дипломатического корпуса стран-партнеров Украины – Детлеф Вольтер, генеральный консул ФРГ в Украине (г. Донецк), Якуб Волонсевич, генеральный консул Республики Польша в Украине (г. Донецк) и Юсси Сойни, советник по экономическим вопросам Посольства Финляндии в Украине (г. Киев).

Среди множества посылов, представленных в выступлениях докладчиков, в особенности иностранных, можно выделить главные идиологемы:

1)                Подписание Украиной и Европейским Союзом (ЕС) соглашения об Ассоциации и создании зоны свободной торговли является экономическим благом для Украины в целом и Запорожской области в частности (докладчики определенно аппелировали к лидирующим позициям Запорожской области по внешней торговли);

2)                «Экономическое киллерство» и лоббирование интересов международных финансовых организаций.   

I. Подписание Украиной и Европейским Союзом
Соглашения об Ассоциации

Особое внимание с политологической точки зрения обратили на себя дипломаты из Польши и Финляндии. Доклад генерального консула Республики Польша в Украине Якуба Волонсевича является логическим продолжением работы мониторинговой миссии Европарламента в Украине под руководством Пэта Кокса и Александра Квасневского и общей политики Польши по интегрированию Украины в ЕС. Здесь необходимо отметить особую роль, которую в контексте навязывания официальному Киеву политики атлантизма и, в частности, евроатлантизма играет Варшава.

2012-2013 гг. характеризуются активным применением такого политологического инструмента как «КОНЦЕПЦИЯ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА».

Данная концепция разработана в рамках плана Аллена Даллеса и доктрины Уильяма Кейси и предусматривает создание в пределах вражеского лагеря своего анклава, выполняющего функцию цивилизационного раздражителя, задачей которого является создание в сознании граждан противоположного лагеря наивного (мифологического) представления о преимуществах жизни и,  главное, идеологии, противоположного лагеря.

Это достигается посредством социально-экономических инструментов, например, масштабных денежных дотаций, инвестиций, проведением программ, призванных укрепить экономику и повысить социальные стандарты. Таким новым Западным Берлином для Украины является Польша. Задача Варшавы – своим примером (страна с социалистическим прошлым) показать достоинства членства в Европейском Союзе (ЕС) и, одновременно имплицитно, продемонстрировать минусы восточного цивилизационного вектора. Характерной чертой приведенного политтехнологического инструмента является попытка апеллировать к сознанию именно простых украинцев, а не политической элиты, т.к. опыт цветных революций показал, что изменение внешнеполитического курса государства быстрее и эффективнее проводить по схеме «снизу-вверх». Способ воздействия очень прост – демонстрация не макроэкономических, стратегических достижений в духе гигантомании, а именно микроэкономических (улучшение жизни среднестатистических граждан).

Логическим продолжением тактики «снизу-вверх» является выступление советника по экономическим вопросам Посольства Финляндии в Украине Юсси Сойни. Этот дипломат, в свою очередь, также продолжает проводить информационно-разъяснительную работу в области по подписанию Соглашения об Ассоциации, начатую Чрезвычайным и Полномочным Посолом Финляндии в Украине Арьей Инкери Макконен, посетивший с рабочим визитом г. Запорожье 08-09 апреля 2013 г. в сопровождении сотрудников дипломатической миссии и представителей деловых кругов Финляндии.

Политический инструмент формирования общественного мнения по схеме «снизу-вверх» проявился в выступлении Юсси Сойни в виде объяснения необходимости повышения тарифов на природный газ для населения, на чем не первый год настаивает МВФ в рамках переговорного процесса по предоставлении Украины государственных кредитов. Юсси Сойни приводил примеры из жизни простых финнов, которые платят дополнительные налоги за использование некоторых видов топлива (в частности, природного газа), но за это имеют дополнительные преференции от государства.

II. «Экономическое киллерство»

и лоббирование интересов международных финансовых организаций

Экономическое киллерство (экономическое убийство) – система действий и шагов по формированию в независимом государстве экономической модели колониального типа с последующим превращением такого государства в объект своей геостратегии, геоэкономики и геополитики [2]. Как правило, политика экономического киллерства применяется по отношению к т.н. «несостоявшимся государствам» – формально суверенным и независимым, но не способным к плодотворному государственному созиданию [4, с. 298].

План действия экономических киллеров заключается в следующем: международные финансовые организации или геополитические лидеры, их учреждающие, провозглашают программу стимулирования экономического и социального развития развивающихся (точнее, несостоявшихся) государств. С этой целью в государствах-мишенях разворачивают работу многочисленные неправительственные организации и международные финансовые программы, задача которых продемонстрировать экономический потенциал государства-мишени и, используя свой авторитет в кругах международных инвесторов, начать развитие данного государства за счет привлечения прямых иностранных, портфельных или таргетированных (точечных) инвестиций.

При этом участники мониторинга имеют негласную задачу – преувеличить реальные показатели потенциального роста с целью привлечения бóльшего объема кредитов и, как результат, увеличения зависимости государства-мишени сначала в экономическом (рост внешнего государственного долга и удорожание обслуживания иностранных займов), а в последствии в политическом аспектах для лоббирования геостратегических и геополитических интересов стран-учредителей международных финансовых программ и финансовых организаций [2].

Наглядный пример: в апреле 2013 г. Международный Валютный Фонд (МВФ) обнародовал оптимистический прогноз для Греции (не столь резкий спад экономики Греции, как предполагалось, и сокращение дефицита бюджета) [7], а буквально через месяц поступило новое заявление о резком ухудшении экономической ситуации в экономике страны, что заставило Афины обратиться за очередным кредитом. Теперь же эксперты Фонда экономических и промышленных исследований утверждают, что Греция в 2013 г. потеряет 4,8-5,0%, что значительно больше, чем прогнозируют международные кредиторы страны [5]. Это говорит о том, что страна вынуждена и дальше проводить финансово-экономическую политику, выгодную ее кредиторам.

Экономическое киллерство таит в себе угрозу технологической независимости государства, т.к. привлечение иностранных денежных средств предполагает по умолчанию подмену отечественной технологической базы иностранной. Экономическое киллерство также может использоваться в качестве инструмента пуниции правительств тех стран, которые не желают следовать курсу, «предлагаемому» им извне.   

Пример экономического киллерства: в ходе подготовки к свержению правительства Сальваторе Альенде в Чили ЦРУ направила в свою местную резиденцию следующие инструкции [1, с. 110]:

1. Банки США не должны возобновлять чилийские кредиты.

2. Компании должны задерживать все дела с Чили в следующих областях: отправка денег, поставка готовой продукции, запасных частей.

3. Чилийские сберегательные и кредитные компании, если оказать на них давление, будут вынуждены закрыться, тем самым возрастает давление на экономику в целом.

4. Мы должны лишить их всякой технической помощи.

  Украина с геополитической точки зрения относится к типу несостоявшихся государств, а, принимая во внимание стратегическое географическое положение, 46-миллионный рынок потребителей и мощную индустриальную базу, является объектом для экономических киллеров.

Среди участников III Международного энергетического форума к числу экономических киллеров можно отнести координатора программы USELF Валентина Дидыка, и.о. директора Ассоциации «Европейско-Украинское Энергетическое Агентство» Девида Ческья и директора ООО ЭСКО «Экологические Системы» Василия Степаненко. Валентин Дидык проводил информационно-разъяснительную работу среди местных предпринимателей, задействованных в сфере производства альтернативной энергии или использующих альтернативные энергоносители в своей хозяйственно-экономической деятельности. Экономическим киллером его делает лоббирование интересов Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) по предоставлению кредитов субъектам хозяйственной деятельности.

Данная форма экономического киллерства ставит под угрозу экономику государства не только на макро-, но и на микроуровне – долговое бремя, а в месте с ним и обслуживание долга, ложится даже на отдельных субъектов экономической деятельности. Это предполагает тотальный контроль экономической, а, вместе с ней и социально-политической, жизни государства-мишени. Кроме того, учитывая волатильную (нестабильную) ситуацию в финансовом секторе ЕС, тесное сотрудничество с финансовыми учреждениями ЕС грозит и финансовому сектору страны. Наглядным примером является ситуация в Турции, где привязка местного бизнеса к банковской системе ЕС создает турецким операторам и финансовым группам проблемы по выполнению своих обязательств (причина – нестабильность финансового сектора ЕС) [6].

Особое внимание в докладе Валентина Дидыка следует обратить на следующий момент: в случае непогашения кредита заемщиком кредитор в качестве компенсации получает в собственность все активы заемщика, включая и производственные. В данном случае экономическое киллерство играет роль инструмента контрмер ассиметричного характера, а именно – «Дамоклова меча». В случае невыполнения государством-мишенью требований кредитора или его учредителя (требований либо экономического либо политического характера), кредитор или его учредитель могут использовать данный механизм ассиметричного воздействия на центральное правительство «снизу-вверх» – путем введения карательных мер против отдельных субъектов хозяйственно-экономической деятельности. Это позволит экономическому киллеру решить одновременно две задачи:

1)                создать социально-экономическое, а следовательно, и политическое, напряжение в отдельно взятом регионе и, тем самым, сделать центральную власть более сговорчивой;

2)                 в случае неблагоприятного сценария (так в геостратегии называется свержение или отстранение от власти лояльного правительства) обезопасить свои экономические интересы путем выведения их из-под контроля нового правительства на основании принципа «мягкой силы»*.

Идиологемой доклада и.о. директора Ассоциации «Европейско-Украинское Энергетическое Агентство» Девида Ческья была необходимость принятия изменений и поправок к законодательству Украины с целью его соответствия нормативно-правовой базе ЕС в сфере энергетики. Экономическое киллерство в данном случае проявляется в косвенном содействии усиления именно технологической зависимости Украины от ЕС. Европейские нормы, стандарты и технологии энергосбережения и энергоэфективности предполагают изменения технологии ряда производств и перехода их на европейские стандарты. Задача экономических киллеров в данном случае – разрушение технологического парка государства-мишени или использование фактора технологической зависимости в своих внешнеполитических целях. Наглядный пример: попытка в середине 2000-х гг. американского производителя авиационных двигателей компании Pratt & Whitney перевести на свои технологии местного производителя авиадвигателей АО «Мотор Сич» после успешного сворачивания авиационного производства по данной схеме в Польше.

Особого внимания заслуживает следующий факт: в кулуарных разговорах и Валентин Дидык, и Девид Ческья подчеркивали, что регулярно общаются с представителями профильных комитетов Верховной Рады Украины, что говорит о непосредственном влиянии экономических киллеров на работу высшего органа законодательной власти Украины.

Однако наибольший интерес в свете экономического киллерства представлял доклад директора ООО ЭСКО «Экологические Системы» Василия Анатольевича Степаненко «Муниципальный  энергетический план  Запорожья 2013 – 2025». Сразу необходимо отметить, что свой доклад он презентовал вместе с заместителем председателя Запорожской областной государственной администрации Петра Адольфовича Гончарука, известного своими заявлениями о необходимости подписания Соглашения об Ассоциации. В своем докладе В.А. Степаненко использовал политтехнологический прием воздействия «снизу-вверх», который в лице П.А. Гончарука был дополнен приемом воздействия «сверху-вниз», что существенно усиливает значение данного доклада с точки зрения прагматики и нейролингвистического программирования.

 Идиологемой доклада В.А. Степаненко было лоббирование интересов МВФ по повышению тарифа на природный газ для населения.

 Вот некоторые цитаты из его доклада:

v    Отказ от безвозвратных бюджетных субсидий из централизованных источников  на капитальные ремонты, реконструкцию и модернизацию основных фондов, включая сети.

v    Переход на внебюджетное финансирование (привлечение займов и средств инвесторов) проектов и программ реконструкции и модернизации основных фондов коммунальных предприятий.

v    Возврат займов и инвестиций  за счёт фактически получаемой экономии от реализации инвестиционных проектов и программ путём включения в состав тарифов инвестиционной составляющей.

v    Переход к поэтапной ликвидации перекрёстного финансирования тарифов на энергоносители для населения с выравниванием всех основных тарифных групп к 2020 году.

Второй и не менее важной идиологемой его доклада было обоснование необходимости создания зонтичной энергосистемы г. Запорожье, включавшей транспорт, промышленность, системы водоснабжения, электро- и газоснабжения, освещения, которая бы работала на тех же принципах, что и основные фонды коммунальных предприятий – с привлечением иностранных инвестиций. Экономическое киллерство в данном случае проявляется следующим образом: приход иностранного капитала предоставит международным финансовым организациям и, соответственно, государствам, их учредивших, рычаги влияния на всю коммунальную систему. Это можно использовать как инструмент нагнетания социального напряжения и, как результат, недовольства властью на местах в случае нежелания центрального правительства следовать «рекомендациям зарубежных партнеров».

Выводы

III Международный энергетический форум, прошедший 11 сентября 2013 г. в. г. Запорожье в ВЦ «Козак Палац», показал, что ослабление позиций правящей партии после парламентских выборов 2012 г., изменение внешнеполитического курса Партии Регионов в сторону евроинтеграции, и приближение саммита «Восточного партнерства» ЕС в конце ноября в Вильнюсе активизировало работу представителей ЕС по «разъяснению и мотивации евроинтеграционного выбора Украины».

Анализ евроинтеграционной риторики в диахронической проекции показал ее ужесточение, а также обнаружил внедрение дополнительного политтехнологического инструмента формирования общественного мнения по схеме «снизу-вверх» за счет вовлечения в работу местных неправительственных организаций. 

Особого внимания заслуживает усиление деятельности организаций, как международных, так и местных, подпадающих под категорию «экономических киллеров», задачей которых является превращение экономик независимых государств в экономические модели колониального типа. Инструментарием экономических киллеров является увеличение долговой нагрузки за счет выделения международными финансовыми организациями новых кредитов, влияние на национальное законодательство, рост зависимости от иностранных технологий, а также работа на местах через своих представителей – неправительственных организаций – с целью формирования общественного мнения по схеме «снизу-вверх».

В Запорожской области наблюдалось тесное сотрудничество некоторых таких организаций (ООО ЭСКО «Экологические Системы») с представителями региональных властей (Гончарук П.А.), что свидетельствует о глубоком проникновении экономических киллеров в систему государственного управления на всех уровнях.

«Цивилизационный выбор», о котором так долго говорили представители украинской политической элиты, не свершился. Но вместе с ним не свершилось также и историческое событие – втягивание Украины в новый Romanis Paxis, агрессивный и враждебный мир, который, начиная с XIII ст. систематически пытался провести этно-религиозный геноцид украинского народа.

Использованная литература:

1.     Асеевский А. ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы. – М.: Политиздат, 1985. – 271 с.

2.     Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы / Предисловие и ред. Русского издания д.э.н. проф. Л.Л. Фитуни. – М.: Pretext, 2005. – 319 c.

3.     Савин Л. В. От шерифа до террориста. Очерки о геополитике США. —
М.: Евразийское Движение, 2012. — 254 с.

4.     Шапталов Б.Н. Феномен государственного лидерства: экспансия в мировой истории / Б.Н. Шапталов. – М.: Крафт+, 2008. – 656 с.

5.     Прогноз: ВВП Греции в этом году снизится на 5% // news.finance.ua. –

     13.07.2013. – http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/07/13/305134

6.     Daniel Dombey. Turkey: GDP boost masks some scary numbers // The Financial Times. Sep. 11. 20013. – http://m.ft.com/beyond-brics/2013/09/11/turkey-gdp-boost-masks-some-scary-numbers

7.     IMF expects smaller contraction: Revised forecast sees country’s GDP shrinking by 4.2 pct in 2013 // Ekathimerini. – April 16, 2013 http://www.ekathimerini.com/4dcgi/_w_articles_wsite2_1_16/04/2013_494183




* «Мягкая сила» (англ. soft power) – политическая стратегия ненасильственного характера, дающая возможность привлекать людей на свою сторону без применения насилия. Для soft power фундаментальной основой является легитимность [3, с. 42]. В данном случае легитимностью будет являться инвестиционное/кредитное соглашение между инвестором/кредитором и заемщиком/донором.