Братья-Мусульмане Египта и Вилаят аль-Факих
Идеология Вилаят аль-Факиха стала знаменосцем возрождения исламской политической деятельности. На сегодняшний день именно идея управления исламской общиной компетентными факихами и муджтахидами приобрела статус единственного реального политического проекта в Умме. Борьба религиозных ученых против куфра берет свое начало более чем за десяток лет до Исламской революции. Хотя принято считать, что мусульмане Ирана и Ирака были первопроходцами реализации проекта "правления муджтахидов", во многом будет удивительно узнать, что первыми, кто признал единственную революционную Исламскую политико-правовую доктрину в конце 20-го века, были египтяне*.
В то время как Кум уточнял принципы Вилаята, чтобы сформировать государственную систему на основе религиозных законов и планомерно внедрять в иранское общество, группа высокопоставленных членов "Братьев-мусульман Египта" сами того не ведая, попыталась реализовать идею "власти факиха" в своей стране.
После убийства Хасана аль-Банны, Шура ихванов выдвинула Аятоллу Кашани на роль своего лидера. Легендарный муждтахид отказался, но сам факт признания авторитета и выдающейся роли иранского ученого в борьбе за исламское возрождение показывает уровень доверия египтян к Аятолле. Плодотворные отношения между Хасаном аль-Банной и Аятоллой Кашани и их совместные усилия на благо Уммы заложили необходимый фундамент для суннитско-шиитского братства и дальнейшего сотрудничества по политическим вопросам.
Именно исходя из грандиозной роли Аятоллы Кашани в плане пробуждения мусульман и ее стремления к единству Уммы, Братство Египта хотело назначить иранского ученого своим лидером, что на практике отражает политическую формулу Вилаята аль-Факиха. Опора на народ, грамотный политсовет из местных активистов и военное ополчение, формально именно наличие данных основных компоненты являются главным условием для становления власти правоведа. В тогдашней ихванской среде было всё за исключением мудрого лидера, коим и должен был быть Аятолла Кашани, но судьба распорядилась иначе.
Завершая тему сотрудничества между Братством и Аятоллами, смею предположить, что именно с целью поиска нового потенциального лидера для Братьев-Мусульман Египта в Иран прибыл брат Хасана аль-Банны, что бы найти Аятоллу Боруджери и возобновить былые связи между сторонами. Последний эпизод лояльности египетских ихванов к идее "следования за компетентным муджтахидом" был в период июльской агрессии сионизма на юг Ливана, когда один из лидеров Братьев Махди Акеф заявил, что "готов послать 10 000 молодых ихванов на помощь к Хизбаллах". Это не означает, что Братья-Мусульмане хотели видеть своим лидером Хасана Наср-Аллаха, но эти слова покойного деятеля Братьев значили значило намного больше: 1) в стане ихванов все еще существует "проиранское лобби"; 2) на момент агрессии против Ливана, самая крупная египетская Исламская партия была готова возобновить антиимпериалистическую борьбу впервые за почти сорок лет молчания; 3) желание Братства сотрудничать с Хизбаллах на поле боя можно охарактеризовать в том числе и как решение некоторой части ихванов "поднабраться революционного опыта"(Хизбаллах продукт экспорта Исламской Революции).
Несмотря на то, что Аятоллы по разным причинам, так и не смогли возглавить ихванов, отношения между сторонами продолжают развиваться. Даже факт глубокого кризиса внутри Братьев породившего раскол, абсолютно никак не сказывается на отношении Тегерана к самой влиятельной и крупной Исламской организации суннитского ареала. ИРИ по прежнему считает Братьев своими союзниками и "Исламскими революционерами" с семидесятилетним опытом, основная борьба которых еще впереди.
P.S. Если Исламская Республика продолжает рассматривать Братьев-Мусульман Египта, как ключевую политическую силу в регионе и главного союзника в плане возрождения Уммы, то те кто называют себя "друзьями" ихванов, после Каирской трагедии в 2013 году показали свое истинное лицо. Проамериканские региональные марионетки в лице тандема Катар-Турция в качестве "помощи" разрешили лишь основать офисы для беглых ихванов, но не более того. Позже Катар заявит, что на их территории нет штаба Братьев, и вообще Доха не поддерживает идею "политического Ислама", а Турция просто начнет сдавать активистов Братства.
Собственно суть идеи "дружбы" с Братьями со стороны Дохи и Анкары носил под собой одну цель - не допустить появления мощного союза между революционным Египтом и Исламской Республикой Иран. Обама был главным действующим лицом стратегии империалистов по дезориентации наивного ихванского руководства. Своего Вашингтона добился, Братья клюнули на удочку либералов из ПСР и автократии стран залива, ну, а последнем гвоздем в крыше политического гроба ихванов стал переворот местной хунты против первого народного избранника Египта. Свою "особую" роль в перевороте осуществил сионизм. Так сионисты перестраховались на случай возможных "резких" политических шагов от Братства (ориентир на Тегеран), ведь предпосылки к такому сценарию стали вполне реальными в последние месяцы правления покойного Мурси.
* - касаемо признания, уточню, что речь идет о конце 20 века, в постосманский период, так как ранее были некоторые аналогии становления Вилаят аль-Факих в обществе.
Примечание: Братья-мусульмане как организация запрещена в России.