Божественная Сила, Объективная Истина, Общность. Сравнительный анализ мысли Яна Стахнюка и Александра Гельевича Дугина

02.02.2024
Сравнительный анализ мысли Яна Стахнюка и Александра Гельевича Дугина - учеба в области политической философии

Божественная сила, Объективная Истина и Общность. Сравнительный анализ мысли Яна Стахнюка и Александра Гельевича Дугина - учеба в области политической философии. — Щецин, 2023. — 32 с.

Так называемая Четвертая политическая теория (4ТП) Александра Гельевича Дугина вызывает как интерес, так и некоторые вопросы относительно проблемы согласования 4ТП с другими формами антилиберальной и антисистемной мысли, в том числе с задружной мыслью Яна Стахнюка – формой неоязыческого течения польского национализма, то есть пантеизма и гуманизма (в широким смысле).

Действительно, это трудный и важный вопрос. Начнем с отличий 4ТП от «Задруги» („Zadruga”). Вначале следует упомянуть, что «Задруга» была продуктом эпохи модернизма, а значит, идеологией, то есть сконструированным, светским, выдуманным и упрощенным видением мира. Ей были присущи те же черты, что и идеологиям либерализма, фашизма (sensu largo, ) и марксизма. Вместе все эти идеологии, хотя и неоднородным и разнообразным образом, приняли культ науки, техники, разума, прогресса, материального роста, а также секуляризации, массы, индустриализации, превосходства естественного (материального ), хотя, как известно, марксизм и либерализм сильнее всего утверждают названные категории, а фашизм (вполне аналогично задружной мысли) подходит к секуляризации, научнотехническому прогрессу или индустриализации более сложно, т.е. "молча" признает прогресс, технологии, стандартизации и массификации общества, принимая мир машин и масс, и в то же время был очарован иррационализмом, проповедует необходимость обращения к древним верованиям для повышения национального самосознания.

Конечно, после Второй мировой войны постмодернизм вытеснил модернизм. С 1960-х годов интерес только к материальному росту, индустриализации, массовости обществ, технологиям, секуляризации и т. д. стал теряться, и в результате внимание стало уделяться духовным вопросам, альтернативным путям духовности, философским вопросам в отношении к проблемам человечества, а также вопросам экологии, поиску новых отношений человека с окружающей природой и новых, более экологичных, технологических решений, поиску возобновляемых источников энергии (солнечная энергия, биогаз, биожидкости, биотопливо и др.). Вместо преклонения перед разносторонней силой техники, ставшим популярным в эпоху модернизма постулатов, т. е. неограниченной эксплуатации природы и неограниченного контроля над природой человека, нас постепенно заставляли осознавать различные недостатки, слабости в возможностях техники, науки и прогресса, а также сомневаться в превосходстве человечества над природой, в силе техники и материальной цивилизации человека. Начали подчеркиваться альтернативные разновидности духовности, пришло разочарование в рационализме, позитивизме, сциентизме, материализме и т. д., и, наконец, утверждение о подлинно космическом единстве человека с природой. Как следствие, от программного агностицизма (в крайнем случае: атеизма) отказались. Возникло разнообразие отношения к религии и религиозности, в том числе интерес к различным и альтернативным формам духовности. Именно здесь 4TP выступает как традиционалистский ответ постмодернизму, теория, потенциально «очищенная» от преклонения перед техникой, но с дополнительным, углубленным размышлением о гармоничном сотрудничестве человека с природой, с акцентом на определенные ограничения человека в сотворении мира этим самым человеком, задружная мысль (точнее: "нео-задружная”), адаптируется к вызовам постмодернизма. Однако, внимание, сегодняшняя "нео-задружная" мысль лишь выборочно отсылает к мыслям самого Я. Стахнюка и других представителей "Задруги".

У обоих мыслителей также были разные причины интереса к разным религиям и идеологиям. Я. Стахнюк прежде всего сосредоточился на экономических и психологических вопросах. Он видел в религиозном учении католицизма причины экономической стагнации, низкого материально-технического уровня, а также апатии, пассивности, буйного эгоизма,

утверждения прав и свобод личности, социальной неустроенности, подозрительности к государству и бюрократизму, мнимые, пылкие, непостоянные и сиюминутные эмоции, рассчитанные только на духовную сферу (а не трезвые, со здравым смыслом, рассчитанные на долгосрочную перспективу наблюдения за миром политики), и поэтому он пришел к выводу, что универсалистские религии тормозят огромные эмоциональные пласты в психике поляков (позднее и других наций), а значит, и их потенциальные способности к творчеству и созиданию природы. А. Г. Дугин, напротив, сосредоточился в основном на эзотерических, геополитических и философских темах. Он искал мистическое и целостное видение Изначальной Традиции среди религий и народов и пришел к выводу, что русский народ наиболее полно сохраняет в своей психологии, культуре и политике архетипы этой Традиции.

Итак, остановимся на причинах различий между двумя идеологиями: задружной идеей и евразийством в трактовке А. Г. Дугина, совместно ищущими видение желаемой Общности и утраченной сегодня Объективной Истины, и в то же время вытекающей из цивилизационных процессов. различия Польши и России. Более того, мы покажем, что, несмотря на эти цивилизационные различия, на периферии сознания поляков потенциально существует и «другая Польша» («истинная Польша», как признают польские сторонники славянства), отодвинутая в сторону, - славянская Польша, дружественная или, по крайней мере, нейтральная по отношению к России, антилиберальная, антизападная и в то же время фактически антимарксистское. Различия идеологий: евразийство и идея задружная подтвердят непримиримые цивилизационные различия (западная цивилизация против евразийской цивилизации (русской и православной), поскольку идея задружная - яро антикатолическая и - шире - антихристианская, а также подвергшаяся западному влиянию, имеющая католическое происхождение и в то же время - как это ни парадоксально - либеральная (эпоха позитивизма), невольно переняла образ мышления и менталитета от западной цивилизации (сформированной рационализмом, материализмом, номинализмом, индивидуализмом, восхваление научно-технического прогресса, национализма и социализма), меняющееся по отношению к католическому и светскому мировоззрению со знака «+» на «-». Однако, несмотря на отмеченные различия, идеологические черты, общие для культурализма Я. Стахнюка и евразийства А. Г. Дугина, специфическое цивилизационноидеологическое родство в виде положительного отношения к сакральности, славянскому наследию, идеи Общности и Объективной Истины, подтверждают, что в польском сознании существует и вторая, параллельная Польша, медленно удаляющаяся от оси католического и либерального Запада и, следовательно, сближающаяся с Россией. Ведь более страстный скептицизм по отношению к католицизму и одновременно к либерализму, а значит, и к основам западной цивилизации, подсознательно усиливает любопытство и даже восхищение русской (евразийской) цивилизацией, основанной на общеславянских этнокультурных корнях.