Ангел Сибири: Семён Ремезов и сакральная география Зауральской Руси

25.06.2020

Доклад в рамках семинара "Сакральная география Руси"

Сибирь была известна русским до похода Ермака. Древние новгородцы торговали с Югрой (Среднее Приобье) и даже посылали туда военные экспедиции. В 1483-84 году воеводы Ивана III Федор Курбский-Черный и Иван Салтык-Травин совершили экспедицию против вогульского (мансийского) Пелымского княжества, а потом прошлись и по землям хантов - «Шли по Иртышу-реке вниз, воюючи, да на Обь-реку великую… добра и полона взяли много».

Новая страница истории началась с похода Ермака (1581(82) -1585 годы. Уже на следующий год после гибели атамана царские воеводы основывают первый русский город Сибири – Тюмень (на месте городища Чинги-Тура), а еще через год – Тобольск.

Сакральное завоевание и преемственность

Уже как минимум в 17-м века можно говорить, что завоевание Сибири рассматривалось русскими жителями как сакральное событие. Первый тобольский архиепископ Киприан предписал во всех церквах воздавать «вечную память» Ермаку и его казакам как пострадавшим за христианскую веру. У одного из первых историка Сибири, дьяка Саввы Есипова это событие рассматривается как промысел Божий. Однако совершенно особенный характер фигура Ермака приобретает у Семена Ульяновича Ремезова – сибирского «Леонардо да Винчи» – картографа, архитектора, художника, историка конца XVII -начала XVIII века.

В этой удивительной фигуре объединяются Русь Московская и Перебургская Россия. С одной стороны, он творит в рамках старой картографической традиции, создаёт карты преимущественно с ориентацией на юг, обращается к образцам житийной литературы и образам древнерусской миниатюры. Он даже располагает, правда за пределами карты – Рай.На листе 150 – «Китайское царство с грады и с урочищи до Рая».

С другой стороны – он обращается к барочным образцам в риторике  и упоминает «Иакова-звездочета англичанина» - Якова Брюса. 

В Ремезовской летописи Ермак предстаёт по настоящему святым человеком. Автор сознательно использует тропы русской житийной литературы. Ермак беседует с Богом, победы русским даются при божественном же вмешательстве. В то же время Ермак у Ремезова – образ идеального правителя: «мужествен, разумен, человечен, зрачен и всякой мудрости доволен».

//humus.livejournal.com/5169248.html

При этом интересно, что Ремезов передаёт историю о теле Ермака, услышанную от своего отца – Ульяна Ремезова - от Аблай-Гирея, потомка хана Кучума.

Это история о том, что после гибели атамана, обнаружившие его тело татары обнаружили, что оно нетленно, а от его тела, платья и доспехов проистекают чудеса и исцеления. Аблай Гирей рассказал, что Ермака похоронили близ села Баишево.

 Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосной, и в родительские ваши дни столб огненный над ним [Ермаком], а в иные [дни] — свеча кажется татарам, а русским не кажется».

Любопытно, что на этом месте располагается Баишевская астана – где захоронен суфийский святой Хаким-Ата (считается что под этим именем почитается Сулейман Бакыргани – кубдт кубдтов, суфийский святой 12-века, популярный в тюркском суфийском исламе, 4-й халиф тариката Ясави. Известно еще несколько мест, которые претендуют на то, чтобы быть могилой святого.

Он являлся 4-м халифом (наместником) суфийского тариката Ясавия, считается автором сочинения «Ахыр заман китаби», исламской версии Апокалипсиса. Это одно из самых почитаемых, если не самое почитаемое сибирскими мусульманами место. По некоторым сведениям, паломничество туда даже приравнивалось к паломничеству в Мекку.

Интересно, что в этом предании завоеватель татар Ермак интерпретируется ими же как святой. Происходит своеобразная инверсия образа, человек приходящий с войной, становится защитником. От его тела и доспехов происходят исцеления, если Аблай-хан не берет земли с его могилы, то его ждёт неуспех в войне, наконец тело Ермака похоронено в самом святом для мусульман месте, суфийском полюсе сибирской земли.  

Фигура Ермака парадоксальным образом предстаёт объединяющим русских и татар, христиан и мусульман, священное тело как бы связывает два мира, две сакральные географии.

Интересно, что эта интенция синтеза проявляется в другой персоне русского освоения Сибири – фигуре преподобного Далмата Исетского. Родившийся в 1594 г. он был одним из первых русских сибиряков, сыном казака и татарки. После долгой военной службы уже в зрелом возрасте он принимает монашество и уходит на юг на берег реки Исеть пустынничать. Владеет тем местом тюменский татарин Илигей.

Преподобный Далмат Исетский

Интересно, что против монаха восстают промышляющие там русские люди, которые подначивают Илигея убить того. Однако убийства не происходит, сначала выясняется, что Далмат – родственник Илигея по матери. А потом, когда Илигей все же решается на преступление, ему является сама Богородица и требует отдать старцу всю окрестную землю. Вот как этот эпизод был описан на гробнице старца:

«Коим сновидением Илигей как млатом,

 Сокрушен, исповеда в страсе пред Далматом:

 Вашего де Пророка Великаго Мати

 Повеле мне вотчину свою тебе отдати,

 Претя грозно не только тебя не убити,

 Но ниже словом худым честь твою вредити.

Зрак Ея есть молния, ризы багряница.

И по всей славе Своей Великая Царица».

После этого Илигей отдаёт Далмату свой шишак и кольчугу.

Шлем Илигея

Интересно, что позже возникла традиция надевать этот шлем на рекрутов перед отправкой в армию. Преподобного Далмата считали покровителем и защитников военных. Как в случае Ермака тело русского воина даёт воинскую силу татарам, как и в случае шлема Илигея – татарская по происхождению (как минимум символически) броня защищает русских воинов, а земля через покровительство Богородицы переходит православным монахам.

Символика преемственности и Новый Иерусалим

Показательно, что после покорения Сибири, русские продолжили использовать это слово в обозначении географической области бывшего Сибирского ханства, даже расширяли его границы, по мере продвижения на восток. Герб Царства Сибирского располагался на малом Гербе Российской империи, наряду с гербами царств Астраханского, Казанского, Грузинского и Царства Херсонеса Таврического.

Показательно, что русские летописцы всячески старались подчеркнуть преемственность русской Сибири от нерусской. В частности, через символизм преемственности Тобольска Кашлыку или Искеру (город также могли называть тем же словом Сибирь). Благо основан Тобольск был рядом с местом, где стоял Искер).

Как писал об этом Савва Есипов:

«В 7095 [1587] году, во время правления Благочестивого Государя, Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руси, в соответствии с его царской волей, отправил из Москвы Государева воеводу Данилу Чулкова с многочисленным войском. Согласно Государеву распоряжению они достигли реки Иртыш в десяти верстах от города Сибирь; ему было приятно осветить эту землю во славу Отца и Сына и Святого Духа. Она пришла на смену Сибири в качестве главного города. Тобольск был во главе, поскольку именно здесь произошло покорение проклятых безбожников, и, таким образом, он занял место Сибири в качестве правящего города».

У Семёна Ремезова семантика «покорения безбожников» опять сменяется стремления к синтезу. В «Краткой Сибирской летописи (Кунгурской)» он описывает как татары на протяжении столетий наблюдали «на месте нынешнего Тобольска с его Собором и колокольней образ сияющего христианского города, парящего над землей с церквями и великим колокольным звоном» .

Нерусская Сибирь предвосхищает русскую, образ центра которой совпадёт по семантике с образом Нового Иерусалима.

Интересно, что для Ремезова Сибирь равнозначна вселенной, а Тобольск сопоставляется с Иерусалимом как центром мира.

//humus.livejournal.com/5169248.html

Так, он писал: «По отношению к центру мира, городу Иерусалиму, Тобольск расположен ближе к холодным странам, ближе к северу, в степи… Поднебесной планетой, под солнцем, он цветет счастьем и красотой».

На одной из карт Ремезова «Тобольск недвусмысленно располагался в центре мира, с концентрическими кругами, расходящимися от него в соответствии с картографической традицией в отношении Иерусалима».

Ремезов даже даёт Сибири собственную хронологию. В «Описании народов Сибири и граней их земель», что «написано по приказу великого Государя слугой Тобольским Семеном Ульяновичем Ремезовым, на 7206 году от рождения Адама, на 1698 году от Рождества Христова, на 118 году со взятия Сибири». Взятие Сибири встаёт в один ряд с сотворением человека и Рождеством Христовым. По мысли Ремезова проповедь Евангелия в Сибири – замысел Божии – «с начала времен» :

Для сибиряков и Семёна Ремезова то, что для остальных является периферией превращается в центр, едва ли не центр мира.

Показательно, что Ремезов считает Сибирь чистой землёй, уподобленной раю и небу. Сибирь, по его мнению, от земных «красавиц горами отстоит, аки небо от земли правыми пути».

Интересна символика титульного листа «Хорографической книги» Ремезова где смешаны образы традиционной древнерусской миниатюры и европейского искусства (возможно европейского эззотеризма) того времени.

На левой колонне фигура с весами – подпись «Правда». На левой коронованная женщина с ребенком – подпись «Любовь», ближе к центру – «Вера» с крестом и ещё одна коронованная фигура «Надежда».

Богатая на символику и план Тобольска из той же книги.

В «Чертёжной книге Сибири Ремезов особым образом обозначает город: «Царствующий град Тоболеск».

София, Ангел и Богородица

Для осмысления сакральной географии Сибири, в уме всегда нужно держать особую связь этого региона с Русским Севером и Новгородом. Именно новгородцы первыми начали осваивать Сибирь. И именно жители русского Севера вместе с казаками составили первую волну переселенцев, основу старожилов Сибири.

Связь с Новгородом перебрасывает мост в Древнюю Русь и обращает внимание на центральность образа Софии. Главный собор Тобольска – Софийский, как в Киеве и Новгороде. Митрополит Киприан построил первый деревянный Софийский Собор по образу собора новгородского. Он же привез в Тобольск и некоторые новгородские святыни.

Показательно, что главным храмом Сибири становится Святая София, первоначально построенная по новгородскому образцу. В конце XVII-начале XVIII века при малоросийских архиереях Софийский собор остаётся, но уже выстраивается по малороссийским образцам, напоминая Софийский собор в Киеве. Таким образом София Тобольская связана с двумя знаковыми храмами Древней Руси.

 Бородушкин Сергей Анатольевич. Wikimedia

Интересно, что при строительстве нынешней версии Софийского Собора  - каменной - была написана Икона «Насаждение Древа Сибирского (София Премудрость Божия)», которую также считают написанной Ремезовым.

//tomsk.bezformata.com/listnews/ikoni-iz-muzeya-tgu-poyavitsya/54353790/

В центре композиции расположено древо, у его корней изображены царь Иван Грозный и Московский митрополит Дионисий, при которых свершился поход Ермака, на ветвях – чаши с фигурами первых шести сибирских архиереев.

Над древом икона с изображением Святой Софии, Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

В «Служебной чертёжной книге» Семёна Ремезова он помещает кроме карт и ряд литературных произведений. Среди них «Уподобление Сибирские страны мирного ангела шталту».

Ремезов поэтически восхваляет Сибирь, отмечая, что она по своей внутренней красоте и чистоте может быть уподоблена лишь ангелу.

«Зде же ныне богом от начала Сибирь, аще и агарянски зовомо, но первое христиански удобие Сибирь — мирный ангел» - 

При этом – это очень необычный Ангел. Части Ангела соотносятся с теми или иными географическими местами, например, Тюмень и Томск – два плеча. Тобольск – сердце и «вся внутренняя во всём» - Тобольск.  В то же время лицо ангела соотносится со стоянием в православной вере, а  «Глава Сибири мирного удобь еже вечный Бог всему глава, иже бе сый и грядый вседержитель».

И поистине краткое и меткое – «булатный лук – сибирский нрав».

«Как ангел заочно служит Богу, так и сибирцы, - пишет Ремезов, - царевы враги воюют, своею кровию очистиша землю».

С ангелом Ремезов сравнивает и сам Тобольск –

«Уподобися пресловущий первоначальный сибирский город Тобольск ангелу именем, зрящему лицеем на запад: еже Базарного взвоза проезды от Российского царства.

Церковь предстателя сибирского – великого стратига Дмитрия Солунского – глава, просвещённая сиянием света.

Десная рука – полатный разряд. На длани имущий нижний посад с довольством всяких припасов и торгов.

Другая же рука – Соборная церковь и стена каменного столпа.

Перси его – купецкий торг и собрание людей…

Правое крыло – Тобол да степи, левое – Иртыш с подперием…

Этот ангел является всей Сибири радожителем и изрядное украшение и с иноземникаим мир и тишина.

Одеян светлым воздухом, - еже евангельским учением…».

Как отмечает американская исследовательница Ремезова -  Валери Квелсон:

«Ангелическое присутствие, согласно Ремезову чувствуется во всём, что упорядочено, мирно и подчинено высшей валсти - божественной и земной, что подразумевает, что этими властями должны быть власть православная и власть русская. Ангелы таким образом видимо и осязаемо населяли упорядоченные улицы, рынки и площади Тобольска».

Интересно, что в Тобольске существует легенда о длани Ангела. Осенью 1620 года, когда в Тобольск  направился недавно назначенный Архиепископом Тобольским и Сибирским Преподобный Киприан. Под монотонное покачивание повозки Киприан задремал.

«И явился ему во сне ангел Божий, который накрыл своей светящей ладонью нижний город и повелел построить церкви в Нижнем Посаде так, что бы они ее повторили». В контурах этой ладони были построены семь церквей:

· Крестовоздвиженская,

· Пятницкая,

· Рождественская,

· Благовещенская,

· церковь Захария и Елизаветы,

· церковь Михаила Архангела,

· Богоявленская.

Ещё один важнейший сакральный образ, связанный с Сибирью – Богородица. Разные части русской земли связаны с разными образами Божьей Матери. Первым и самым почитаемым чудовторным образом Сибири является Абалакская икона «Знамение» Божией Матери, написанная в 1637 году. По преданию, она явилась во сне вдовице Марии из татарского селеняи Абалак в 30 км от Тобольска. При этом икона, которая сохранилась лишь в списках, оригинал был утрачен во время Гражданской воны в России, представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Автором сказания об иконе был уже упоминавшийся дьяк Савва Есипов.

«Абалак был знаковым местом и в языческие времена, а как известно на месте дохристианских святынь нередко ставились новые храмы. Здесь проживала любимая жена хана Кучума Сузге, а абалакский образ Богородицы увековечил это место и в православии», - отмечала научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова.

С Абалакской иконой Сибирь оказалась вписана в Богородичное пространство Руси. В это же время, мы видим образ Богородицы требующей отдать землю Далмату Исетскому. Освоение Сибири русскими осмысляется в парадигмах священной истории и сакральной географии.

Сибирь предстаёт продолжением сакрального пространства Русского Севера, через образ Святой Софии связанной с древней Русью, райской и чистой страной, уделом Богородицы, ангелом чистоты и света, ее города и столица – соотносятся с Новым Иерусалимом, а сакральная география коренного населения вплетается в сакральную географию русских.

Использованные материалы:

Ремезов С.У. «Хорографическая книга».

Ремезов С.У. «Чертёжная книга Сибири»

Дергачёва-Скоп. Е.И. "Похвала" Сибири С.У. Ремезова.- https://docplayer.ru/39272247-E-i-dergacheva-skop-pohvala-sibiri-s-u-remezova.html

Сьюзан Смит-Питер. С.У. Ремезов и сибирская идентичность в конце XVII-начале XVIII века. http://journals.tsu.ru/engine/download.php?id=42401&area=files

Valerie A. Kivelson. Angels in Tobolsk: Celestial Topography and Visionary Administration in Late Muscovite Siberia// Harvard Ukrainian Studies Vol. 28, No. 1/4, RUS' WRIT LARGE: LANGUAGES, HISTORIES, CULTURES: Essays Presented in Honor of Michael S. Flier on His Sixty-Fifth Birthday (2006), pp. 543-556

Шумейко. И. В XVII веке точно было известно, что Рай находится возле Австралии//Независимая Газета. - https://www.ng.ru/science/2014-05-28/15_remezov.html

Появлению Абалакской иконы сибиряки обязаны новгородцам, считают искусствоведы. ИА "Тюменская Линия" - https://t-l.ru/199966.html

Легенда о ладони ангела. https://tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/about_OMSU/tourism/more.htm?id=10937397@cmsArticle

Кожушко С. Неизвестное Зауралье: легенды и были, загадки и тайны.

"...Уготовах ко всеутешной всенародной пользе...".Семён Ульянович Ремезов. - https://tobolsk.info/istoriya-tobolska/lyudi/29628-ugotovakh-ko-uteshnoj-vsenarodnoj-polze

Преподобный Далмат Исетский. https://dalmate.ru/istoriya-monastyrya/prepodobnyj-dalmat-isetskij.html