Анатолий Ливри: от литературоведческих штудий - к пониманию законов современных политий
Российская политическая аналитика сложилась как целостное явление некоторое время назад. Консенсус по основному кругу вопросов сформировался к середине 2000-х годов; в рамках этого консенсуса российская власть стремилась не исключать из публичного дискурса какое-либо из идеологических направлений, но в определенном смысле «окормлять» разные части политического спектра. Поэтому появление новых и ярких имен в политической аналитике, использующих действительно неординарные подходы и методологию – действительно событие.
И тем более интересно, когда новые и неординарные мыслители приходят в политическую аналитику из других областей гуманитарного знания – будь то философия или литературоведение. В подобном случае понимание политического начинает расцвечиваться новыми красками, и мыслитель стремится оценивать политику с позиций сформировавшегося у него ранее эстетического или нравственного идеала. И когда само это понимание политического выходит за устоявшиеся формальные и конвенциональные рамки – вызов оказывается особенно мощным.
Изначальные стихия Анатолия Ливри, урожденного москвича, уехавшего из страны 1991 году, и обосновавшегося во Франции и Швейцарии – литературоведение и журналистика. Формированию его ценностных представлений активно способствовал опыт преподавательской работы на факультете славистики Сорбонны, где он преподавал русскую литературу, и прежде всего — творчество В. В. Набокова, по которым пишет диссертацию. Особым интеллектуальным вызовом стали его труды о славистах Сорбонны, которые вызвали достаточно бурную интеллектуальную реакцию. В 2002 году в Париже Ливри публикует в Париже новеллу «Выздоравливающий» (Ливри А. Выздоравливающий. СПб.: Алетейя, 2003), где повествующую о славистах Сорбонны, образ которых исполнен решений. Особенно досталось одного из сорбоннских набоковедов Норе Брукс (разгромная рецензия «Тридцатилетняя карьера компиляторши»).
Своеобразным продолжением темы литературоведческих исканий становится выпущенная в 2005 году «Алетейей» монография Ливри «Набоков-ницшеанец», получившая на «Невском книжном форуме» премию «Серебряная литера». В ней автор последовательно проводит мысль о влиянии на В.В. Набокова «аристократической философии» Ф.Ницше и связывает с ней «панэстетизм» писателя – возведенный литератором в ранг идеала, с которым зачастую оказывается несовместимым обыденное человеческое существование.
Столь яркие и контрастные критические выступления не осталась безответными. Они стояли Ливри места преподавателя в Сорбонне, а в итоге – и места аспиранта на факультете славистики. Под нарастающим давлением литературоведу и публицисту приходится оставить Францию, обосновавшись в более терпимой и «нейтральной» Швейцарии.
При этом Ливри, несмотря на все перипетии своей жизни и карьеры, никогда не оставлял вне сферы своего внимания и интересов Россию. Ливри подписывает контракт с питерским издательством «Алетейя» о публикации своего первого сборника рассказов, предварительно, невзирая на резко отрицательную реакцию описанных в произведении «персонажей», издав новеллу «Выздоравливающий» в питерском же толстом журнале «Нева» (2003. №3).
Состоявшись в академической науке (несмотря на вынужденный уход из Сорбонны), Ливри решил не ограничивать себя литературоведением. К неожиданности для многих, он начинает выступать на французском радио и в парижской прессе с выражением «крайне правых» политических взглядов — в частности, заявляет поддержку российской политики в Чечне (что было вызовом для преобладающих тогда общественных настроений) и продвигает идеи французских роялистских группировок (что является вызовом доминирующей республиканской традиции). Тем самым он противопоставил себя как левым, так и правым критикам России, ведущей «непопулярную политику». И одновременно приглашает к диалогу многих действительных нон-конформистов, не желающих механистически вписываться во французский политический ландшафт и консенсус.
В чем же состоит принципиальная новизна подхода Анатолия Ливри к пониманию политического? Какое новое видение природы и роли политического привнес он с собой? При этом Ливри принциально убежден в том, что современная академическая политология - псевдонаука. Её «законы» не то, чтобы не универсальны – но изменчивы в соответствии с конъюнктурой. Он также отрицает право историков объяснять происходящее - ибо не сконструированной по идеологическим лекалам предстоит объяснить логику «двигателей» человечества (Варварство Третьего Тысячелетия http://www.apn.ru/index.php?newsid=21820).
Ливри делает серьезную заявку на оригинальную авторскую методологию. Главное его желание - превратить миф (выступающий как механизм «вечного возвращения») не только в основу мировоззрения, но и в орудие социального и политического творчества; при этом миф рассматривается Ливри во вполне античном ключе - как синтез науки, творчества и искусства. Миф выступает как инструмент радикальной критики существующих политических и идеологических реалий вплоть до полного их отрицания – с целью достижения качественно нового состояния общества и политики. Миф выступает здесь как метатема культуры и политики – как своего рода «вечное возвращение» к ценностям, позволяющим спасти французское государство и политику от полного и окончательного разложения.
Вернуться к пониманию политики в духе рациональности, основанной не на механистических взглядах и конформизме (как принято в нынешней Европе), а на ценностях Духа – средство избежать ее полного распада в условиях Постмодерна. Новаторство Ливри заключается в попытке использовать жизнеутверждающий (дионисийский) миф против постмодернистского декаданса. И если в свое время М. Хайдеггер высказал мнение, что Философия должна стать поэзией, то А. Ливри положил в основу нового политического знания мифопоэтическое понимание – на основе которого призваны сложиться новая онтология политики и метафизика власти, своего рода «рациональная утопия» на новых ценностных основаниях.
Последнее выглядит весьма радикальным даже для Франции, где политико-философский подход всегда доминировал над политико-нормативным и политико-технологическим, и в научной жизни присутствовала целая россыпь блистательных интеллектуалов, стремившихся мыслить «поверх барьеров» - от М. Фуко до Ж. Дерриды. Вернуться к античному пониманию политики, политики и политического весьма трудно – поскольку через призму последнего постмодернистские политические реалии современной Европы выглядят весьма непрезентабельно. При этом в любом случае заслуживает самой высокой оценки стремление А. Ливри изучать политику исходя из факторов культуры, а культуру – исходя из ее духовных оснований.
Оригинальная и новая методология, соединенная с исследовательской смелостью и неординарностью мысли позволяет А. Ливри вести разговор по самому широкому кругу вопросов, зачастую выходящих за рамки официально принятого публичного дискурса – о необратимом кризисе Пятой республики, об исчерпанности и разрушительности основных идей философии европейского Происхождения, о цивилизационном «разломе» и связанных с ним межэтнических войнах, о роли нетрадиционных и неожиданных лобби в современной публичной политике, о феминизме и последствиях его экспансии в рамках публичной жизни Франции и Европы. Постановка А. Ливри этих вопросов выглядит сегодня как приглашение к разговору, который давно назрел.
Особый резонанс вызывают сегодня выступления Ливри против «исламизации Евразии от Атлантики до Владивостока» - хотя подспудно данная идея присутствует сегодня если не в публичном дискурсе, то в умах многих французских и европейских политиков. Он не стесняется констатировать погружение Франции в многомерную гражданскую войну. Проявление этой войны – постоянное самобичевание французов (подавляющее политическую рефлексию), разрушение трудовой этики и этнические бунты («революция пригородов»). При этом укоренившаяся эгалитарная психология вкупе с комплексом вины подрывают основы социального порядка, разрушая фундамент Пятой Республики. При этом, по мнению Ливри, однажды неизбежно наступит момент, когда гражданскую войну невозможно будет скрывать – и придется признать сам факт ее наличия, обозначив попутно фигуру противника (и дав таким образом жизнь политическому как таковому – без подмены ее симулякрами любого рода) (http://www.apn.su/publications/article1920.htm).
Вместе с тем, подобные выступления немедленно вызывают обвинения автора в «фашизме» от интеллектуалов, относящихся к разным частям политического спектра.
Многие моменты российской политики привлекают его внимание. В основе ее – идея суверенитета Франции как «неразменной ценности». Ливри откровенно сожалеет о том, что политические лидеры Франции не имеют достаточной силы воли, независимости и национальной гордости для принятия решений, необходимых для отстаивания национальных интересов. В этой ситуации его взоры обращены к России – как к надежде многих суверенитистских сил Европы, пытающихся отстаивать традиционную национальную идентичность и ценности. Он убежден в том, что самые трудноразрешимые проблемы этого века для России и Франции – принципиально одинаковы. Между тем, Ливри видит устойчивую разницу между поведением и стратегий российских и французских «левых» – не отказывая при этом российским «левым» в наличии у них определенной политической перспективы и шансов.
Особенностью политической ситуации во Франции Ливри считает отсутствие там подлинного и сильного «левого» движения. Последнее, по его мнению, утонуло в мещанской стихии, погубившей в свое время в «красный май» 1968 года, в безыдейности, мягкотелости и беспринципности. Во Франции, по его мнению, пропаганда абстрактных гуманных и «всечеловеческих» идей никак не соотносится с реальным социализмом. Последнее сближает французских «левых» с французскими правыми. Такова не «партийная позиция Ливри» (которая у него отсутствует), но его личное отношение к окружающей политической реальности.
Ливри открыто высказывает свою неприязнь по отношению к Пятой Республике. Последнюю, вместе со всеми ее институтами и механизмами, он полагает виновной во всех нынешних слабостях и бедах Франции. По его мнению, теперешняя Франция, лишённая армии, собственной валюты, границ, Франция почти безъязыкая — беззащитна. Она не устоит против первого серьезного кризиса, который обрушит ее в гражданскую смуту и торжествующее варварство – вполне закономерное следствие масштабных и драматических трансформаций, начавшихся в 1789 году (http://www.apn.ru/index.php?newsid=11214).
Политическая атмосфера во Франции, между тем, по глубокому убеждению мыслителя, не благоприятствует поиску адекватного решения актуальных политических проблем. По мнению Ливри, идеологическую атмосферу во Франции начала XXI-го века можно сравнитьразве что с атмосферой истерической нетерпимости СССР 1937-го года, исключая лишь прямое физическое уничтожение «противников генеральной линии». Пятая Республика, по глубокому убеждению мыслителя, не имеет здоровых идеологических оснований – поскольку ее идейный фундамент представляет собой продукт синтеза «англо-саксонской «политкорректности», бескультурия и троцкизма» - а также иных сомнительных учений, выросших из последствий 1789 года, благодаря которым Франция и Европа впервые познакомились с геноцидальными практиками в отношении своего собственного народа, переросшими затем в настоящий синдром.
Следует отметить, что французская демократия для Ливри – безусловный фактор упадка политики и политической жизни. По его убеждению, недавнее «демократическое» таинство Пятой «Республики» превосходно продемонстрировало переходно-упадническое состояние французского социума: от победы «Третьего Мира» над исконно европейской красотой — к реваншу «женщины» над человечеством. Следуя руссоистским постулатам, Франция пришла к ситуации, когда во имя «лагидовой справедливости» по отношению к рабу (которому достаточно предоставить возможность приобщения к «благу») — были размыты и разрушены более высокие смыслы, без следования которым политическое разрушается как таковое (Посещение Лувра http://www.apn.ru/index.php?newsid=17197).
Термин «фашист» принципиально рассматривается Ливри как идеологическая конструкция (http://www.apn.ru/index.php?newsid=10198), формирующая дискриминационный дискурс в отношении тех лиц, которые не угодны действующему политическому классу. Причем используется сугубо избирательно и конъюнктурно, благодаря таким ангажированным интеллектуалам, как Бернар-Анри Леви.
Таков истинный смысл, по мнению Ливри, всех современных попыток навесить ярлык «фашистского государства» как «неполиткорректную» и враждебную «демократическим ценностям» страну, которой сегодня пытаются представить Россию. При этом Ливри принципиально выступает против кампании бичевания и самобичевания русского народа (http://www.apn.ru/index.php?newsid=21820). Он считает, что заклинание «русский народ - победитель фашизма» является действенным противоядием политическому вирусу безволия, который парализует волю последнего в течение нескольких десятков последних лет. В ситуации современной информационно-пропагандистской кампании против России подобная позиция мыслителя безусловно заслуживает внимания и уважения.
Одновременно Ливри шокирует многих «политкорректных» французов своей активной приверженностью реставрационно-монархическому проекту, который должен положить конец «эпохе Просвещения» и заменить потерявшую жизненную силу республику (http://www.apn.ru/index.php?newsid=1827). И именно монархия, по мнению Ливри - это единственная сила, которая способна остановить межэтническую и межцивилизационную войну, охватившую ныне Францию. При этом возвращение белых лилий (символ династии Бурбонов) в Лувр, по мнению Ливри, станет сигналом для всего мира, означающим то, что нынешние европейцы все же переболели историческим оптимизмом и готовы осознать неблаговидную реальность. Главный же признак подобного «политического вразумления», по мнению Ливри – отказ от руссоистской веры врождённую добродетель человека, что будет означать для последнего долгожданное избавление от разрушительного «бремени Просвещения». И именно выиграв бой за свое историческое самосознание и существование, Франция сможет возвратить себе свой исконный принцип существования в качестве субъекта истории — монархический.
Франция для Ливри – общество декаданса (« затухающий факел духа Рима, умолкающие Афины, последняя вспышка веры Иерусалима»). При этом особый аристократический дух и призвание Франции – не только доведение этого упадка до конца, но и обретение шанса на возрождение. Принимая первой вызов распада, Франция имеет шанс первой обнаружить средства его преодоления. В её неверно понятом превосходстве, по Ливри — начало сумерек Европы, и, в то же время — возможный залог возрождения европейского континента, преодолевающего вирус «болтливого просвещения» (http://www.apn.ru/index.php?newsid=21435).
Анатолий Ливри принадлежит к числу политических мыслителей и публицистов, чьи идеи и творчество в силу их оригинальности и глубины заслуживают более глубокого и доброжелательного внимания со стороны представителей российского политического класса и экспертного сообщества. Как представляется, знакомство с работами мыслителя позволит обновить методологический арсенал российской политэкспертизы, все еще находящейся в зависимости от многочисленных шаблонов и заимствованных политических концепций. Что, безусловно, обеспечит лучшее понимание характера и направленности политических процессов, протекающих в современных Франции и ЕС, а также в самой России.