8 дней: Христианство и запрос на новое Искусство

25.07.2019
Выставка «8 дней» в рамках выставочного проекта «После Иконы» 

В Москве в соборе Петра и Павла открылась художественная выставка «8 дней» в рамках выставочного проекта «После Иконы» 8 художников-участников написали 8 холстов, поэтапно изображающих Божественное сотворение мира.

Посмотреть произведения можно до 8 августа, вход на выставку свободный.

Ответ на либеральные доктрины

Сколько бы ни говорили, что современное искусство может быть свободно от идей, культурного контекста и политики, реальность говорит об ином. Сегодня самыми «пропиаренными» мероприятиями становятся либо откровенно либеральные и провокационные шоу (как неожиданный перформанс Гоголь-центра на фестивале «Таврида»-2019), либо пресные и безыдейные сборы потребителей, старающихся не отставать от трендов.

И все же даже в этом постмодернистском данс макабр мы обнаруживаем удивительное: чем более сатанинским и бессмысленным становится культурное пространство, тем больше просыпается сильных и идейных людей, готовых отстаивать Традицию и христианство. Так было и в хаотичные 90-е годы, когда на руинах Советского Союза наконец зазвучали голоса традиционалистов и православных верующих.

На чистом энтузиазме недавно родился проект «После Иконы», в рамках которого художники ищут новый язык, новую выразительность в современном христианском искусстве, не давая перехватить инициативу либералам, творчество которых основано в основном на отрицании и разрушении последних традиционных оплотов.

Как отметил в интервью «Геополитике.ру» автор проекта Антон Беликов, «в ответ на либеральные художественные доктрины, которые основаны на деконструкции, необходимо предлагать некий конструктив».

Большой стиль и возвращение к сдержанности

Беликов рассказал, что идея новой выставки родилась после разговоров с художниками на фоне разговора об утрате «большого стиля» в искусстве.

«Много нытья было по поводу того, куда делся большой стиль. В разговорах между собой мы искали ответ на вопрос: а что вообще уцелело от большого стиля?

Опорой большого стиля – и чуть  ли не последним его прибежищем – является шрифт, а вторым прибежищем является архитектура. И то и другое без большого стиля существовать не может: архитектура превращается в норы, а шрифт утрачивает способность нести смысл», - считает автор проекта.

Новая выставка «8 дней» посвящена началам бытия – Божественному сотворению мира. Лютеранский собор Петра и Павла был выбран для выставки по нескольким причинам: во-первых, для подобных мероприятий необходим храмовый объем, во-вторых – в православном храме где живопись имеет устоявшийся литургический смысл неуместно выставлять художественные (пусть и христианском русле) картины.

Беликов отметил, что в проекте «8 дней» художники придерживались двух правил – сужения цветовой палитры до 4 цветов (черный, белый, красный и золотой, что является классической подборкой в живописи, в частности, античной) и формы квадрата. «Это связало живопись с архитектурой, вывело произведения в пространство эмблемы», - пояснил художник. «Мы пытаемся ощутить нарождение нового «большого стиля»

«Современное христианское искусство стремится уйти от реализма, - рассказал Беликов, - Средневековое искусство было гораздо более сдержанным. Сегодня мы наблюдаем движение в сторону сдержанности и символичности. В послепетровское время маятник искусства качнулся в сторону реализма, а сейчас в сфере религиозного искусства мы видим движение назад, в сторону символа, абстракции. Конечно, христианский язык не вернется в средневековое состояние, но мы уже видим новое искусство, его зерна начинают прорастать».

Двери в царство Традиции

Художник, лауреат «Премии Кандинского» Алексей Беляев-Гинтовт принял участие в проекте, выбрав «День второй».

«Космогония, представленная куратором выставки – масштабнейший замысел, - поделился впечатлениями Беляев-Гинтовт, - Да и что может быть масштабнее? В данном случае я представляю день второй, разделение воды и тверди, где под твердью понимается небосвод, а воды, земные и вешние, разделены небом, понимаемым как «Он». 

«Вся выставка выдержана в черно-красно-бело-золотой гамме, невероятно стильное явление, - добавил художник, -В наши дни – редкий случай стилистического единства на территории актуального искусства. Ибо что может быть актуальнее сегодня, чем представить семь дней творения и день восьмой?»

По оценке Беляева-Гинтовта, «8 дней» - это «предельный масштаб и предельная степень актуальности». «Антон Беликов стал моим единомышленником, это вселяет в меня надежду, что наш проект распространится и вширь, и вглубь, и ввысь – настолько, насколько это возможно».

Беляев-Гинтовт считает, что художественным языком можно пробуждать людей и заинтересовать традиционализмом. «Если художник способен пластическими методами открывать дверь в царство Традиции, честь ему и хвала», - заключил он.

О своем участии в проекте «Геополитике.ру» также рассказала художница Кэти Меладзе, создавшая картину «День первый – Логос». «Я сразу выбрала первый день – показалась интересной задача представить создание духовного мира».

«Вначале было Слово, как это было сказано в Библии – поэтому выставка начинается с картины «Логос». Сверху мы видим Божественный свет, который проливается на землю, здесь же мы видим разделение света и тьмы, а также создание духовного мира ангелов. Однако это не те ангелы, которых принято изображать в иконографии – здесь изображено именно сотворение ангелов», - рассказала Меладзе.

По ее оценке, привлекать внимание молодых людей к живой религии через искусство сегодня возможно. «При организации выставок, общаясь с художниками я поняла, что даже невоцерковленные люди, видя христианское искусство, стали проявлять интерес к религии. На опыте видно, что это привлекает молодежь».

Апокриф-арт

До сих пор идут большие споры о границах и допущении абстрактных элементов в христианском творчестве. По словам Беликова, православие допускает абстрактные композиции – мы их видим и в средневековых миниатюрах, допустимо это было и в старообрядчестве. Вопрос в том, какой идеологии и убеждений ты придерживаешься – в случае автора проекта и его коллег, это твердые православные позиции, которые можно донести до людей через искусство. 

Сам стиль проекта «После Иконы» можно обозначить как «апокриф арт» (термин придумал художник и искусствовед Сергей Гавриляченко). Апокрифичность направления проявляется и в выборе площадок для выставок – как правило, это галереи, музеефицированные церкви, либо храмы других христианских конфессий, допускающих размещение предметов Современного искусства. 

Сегодня мы находимся в ситуации ранних христиан

При этом Беликов подчеркнул, что сегодня важно наведение мостов и вменяемый диалог между конфессиями. «В настоящее время основная дуга напряжения в культуре существует не между конфессиями, а между верующими и неверующими, - считает художник, - Сегодня мы находимся в ситуации ранних христиан, апостольского века, которые столкнулись с необходимостью проповедовать учение Спасителя в совершенно разложившейся римской среде, порождающей атеизм и цинизм как идейную вершину развития человеческого разума. Сегодня мы вновь оказались в ситуации, когда в обществе доминирует убежденность в единственности материального мира (как следствие - надо «брать от жизни все и хавать, хавать...». Конечно все это сопровождается тотальным жлобством, типичным свойством материалистических концепций). Дуга напряжения сегодняшней культуры проходит между теми, кто ни во что не верит, и теми, кто знает, что за мутной пеленой этой реальности есть Другое, подлинное Сущее. Само это осознание рождает понимание своего места в этом мире, вызывает к жизни наше искусство».

«Этот конфликт определит судьбу культуры, - подчеркнул Беликов, - В этом конфликте мы занимаем вполне определенную сторону, и это для нас важно».

Проблем с экспозициями нет

Автор проекта также отметил, что при экспозициях энтузиасты с особыми сложностями не сталкиваются. «Ситуация простая: у нас есть идеология, довольно жесткая, которая ограничивает переговорную область и избавляет от массы проблем». Он рассказал, что ни с художников, ни с посетителей организаторы выставки деньги принципиально не берут. Единственное, на что иногда приходится тратиться посетителям - на билеты от самой площадки, но организаторы в этом участия уже не принимают и на выставках не зарабатывают.

«Когда мы приходим на коммерческие площадки, сразу говорим: проект не про деньги. Христианское искусство должно быть доступно», - сказал художник.

«Поначалу, когда я придумывал проект, казалось, вряд ли мы вообще что-то сумеем выставить. Однако оказалось, что даже в жлобской реальности находятся хозяева экспозиционных площадей, у которых есть запрос на честность, новую серьезность, человечность. И многие готовы играть по этим правилам», - добавил Беликов.

Он также рассказал о новых планах в рамках проекта «После Иконы» - возможно, в августе художники примут участие в ежегодном фестивале «Традиция», а к осени, если все сложится, планируют организовать выставку малых скульптур и графики.