10 лет созданию Евразийского экономического союза

30.05.2024

29 мая празднуется День ЕАЭС, поскольку именно в эту дату в 2014 году в столице Казахстана городе Астане состоялось подписание Договора о создании Евразийского Экономического Союза президентами России, Белоруссии и Казахстана. C 1 января 2015 года три государства уже официально были в новом объединении, на следующий день присоединилась Армения, а в августе и Кыргызстан. До настоящего момента все пять держав находятся в ЕАЭС. В год десятилетия со времени учреждения организации председателем является Республика Армения, которая сейчас испытывает социальные и политические потрясения.

Если посмотреть на историческую ретроспективу, то и время создания, точнее перехода от ЕврАзЭС и Таможенного Союза к более тесному интеграционному объединению, было довольно сложное. На Украине, которая ещё в 2013 году рассматривалась в качестве кандидата на члены в ЕАЭС, в феврале 2014 года произошёл государственный переворот. После референдума в Крыму и возвращения в состав России, на нашу страну посыпались санкции со стороны США и западных стран.

Первые санкции были введены 17 марта 2014 года, а далее всё время вводились новые. Их объём достиг к настоящему моменту рекорда по сравнению с другими странами.

2 мая 2014 года в Одессе неонацисты при поддержке властей устроили бойню и поджёг Дома профсоюзов, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. Это был явный сигнал к точке невозврата. 11 мая 2014 года состоялись референдумы в Донецкой и Луганской народных республиках о независимости от Украины.

Безусловно, за процессом негативной трансформации Украины стояли США. И факты свидетельствуют, что переворот был инициирован как раз для того, чтобы не допустить вхождения Украины в состав ЕАЭС. Хиллари Клинтон на посту государственного секретаря США ещё в 2012 году пыталась критиковать евразийские интеграционные тенденции, назвав их попытками воссоздания СССР. «Мы пытаемся найти эффективный способ замедлить или предотвратить этот процесс», — заявила тогда Клинтон.

29 ноября 2013 года Виктор Янукович на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе отказался подписать соглашение с ЕС. А в декабре он подписал Российско-украинский план действий, который предусматривал снижение цен на природный газ и покупку Россией украинских еврооблигаций. Но этот план так и не удалось реализовать. Украина тогда уже была охвачена протестами, где масла в огонь подливали американские эмиссары.

Тем не менее, ЕАЭС был создан и функционирует. Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.

В ЕАЭС применяется Единый таможенный тариф, осуществляются единое таможенное регулирование и администрирование, происходит свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) за исключением случаев, предусмотренных Договором.

В рамках Союза реализуется единая внешнеторговая политика (заключение соглашений с третьими странами возможно только от имени ЕАЭС и его государств-членов), осуществляется единое техническое регулирование, применяются единые санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры. Кроме того, страны «пятёрки» проводят согласованную макроэкономическую, промышленную, агропромышленную, транспортную политику, работают над формированием единого цифрового пространства. На территориях государств-членов Союза функционирует также общий рынок труда.

14 мая 2018 года статус государства — наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова, а 11 декабря 2020 года — Республика Узбекистан и Республика Куба.

Кроме того действуют зоны свободной торговли с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром, а переговоры ведутся ещё с рядом государств. Наиболее активные переговоры ведутся с Исламской Республикой Иран. Российская и иранская сторона с оптимизмом отмечают достигнутые результаты.

В 2016 году было принято решение Высшего Евразийского экономического совета «О начале переговоров с Арабской Республикой Египет о заключении соглашения о зоне свободной торговли». К настоящему времени проведено шесть раундов переговоров.

9 декабря 2022 года Высшим Евразийским экономическим советом было принято решение о начале переговоров с Объединёнными Арабскими Эмиратами о заключении соглашения о свободной торговле. В 2023 году уже состоялось два раунда переговоров (по этому вопросу.

Может показаться странным, что Сирия отсутствует в списке арабских государств, которые заинтересованы в установлении какого-то специального режима с ЕАЭС. Вероятно, это связано с продолжением конфликта в этой стране. Хотя в июле 2015 года во время встречи на уровне министров в Дамаске премьер-министр Сирии Ваэль Аль-Халки заявил, что с Россией ведутся переговоры о присоединении к Евразийскому экономическому союзу и свободной экономической зоне. Он заявил: «Мы считаем это благом и укреплением отношений. Мы намерены развивать торговое сотрудничество». Поскольку Россия и Сирия являются союзниками, а кроме того в Сирии проживает большое количество армян, это стимулирует взаимный интерес к интеграции по линии ЕАЭС.

В сентябре 2017 года Иордания подписала Меморандум о взаимопонимании с Евразийским экономическим союзом по продвижению и диверсификации торговли между Иорданией и Евразийским экономическим союзом. А Марокко и Евразийский экономический союз подписали 28 сентября 2017 года в Рабате меморандум о сотрудничестве в целях укрепления экономических отношений и взаимодействия, который указывает на то, что страны ЕАЭС рассматривают Марокко как надёжного партнёра и ворота в Африку и другие регионы, с которыми Королевство имеет близкие отношения.

17 октября 2022 года в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) директор департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Армен Арутюнян и руководитель Роскачества Максим Протасов встретились с заместителем министра окружающей среды, водных ресурсов и сельского хозяйства Королевства Саудовская Аравия Ахмедом Салех Айад Аль Хамши. Стороны обсудили широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе развитие органического сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности, устойчивое развитие агропромышленного комплекса в условиях изменения климата и другие. Рассмотрены предложения о проработке международного договора между ЕАЭС и Саудовской Аравией об эквивалентности систем органического сельского хозяйства для обеспечения свободной торговли органической продукцией, создании на базе Комиссии площадки по привлечению инвестиций, продвижению на рынки третьих стран сельхозпродукции и продовольствия, производимых в ЕАЭС. 

В 2023 году был подтверждён интерес ЕАЭС и Саудовской Аравии к расширению сотрудничества. В целом, Саудовская Аравия стабильно входит в число 15 крупнейших потребителей продукции агро-промышленного комплекса ЕАЭС. Согласно данным на 2019 год, в 2018 году Саудовская Аравия заняла 12 место среди всех стран-партнеров по объёмам импорта сельхозпродукции из ЕАЭС, при этом лучший результат (9 место) наблюдался в 2012 году и 2015 году. 

Лучшим результатом Объединённых Арабских Эмиратов стало 17 место (в 2017 году) среди всех стран-партнеров, куда ЕАЭС экспортирует сельхозпродукцию, а у Ирака — 25 место (2015 год и 2016 год). Остальные страны в 2018 году входили в сотню крупнейших покупателей из ЕАЭС (Оман — 54 место, Катар — 75 место, Кувейт – 93 место), за исключением Бахрейна (114 место в 2018 году). 

Из стран Персидского залива импортируются незначительные объёмы сельскохозяйственной продукции. Так, в 2018 году ОАЭ заняли 75 место среди стран — поставщиков сельхозпродукции в ЕАЭС, Саудовская Аравия — 121 место, Оман – 162 место, Кувейт — 172 место, Бахрейн — 176 место. Ирак и Катар сельхозпродукцию в ЕАЭС в 2018 году не поставляли.

Это свидетельствует о том, что указанные страны больше заинтересованы в получении продукции агропромышленного сектора из ЕАЭС, поскольку из-за жаркого климата испытывает недостаток в определённой номенклатуре сельского хозяйтсва.

Отметим, что арабские экономические и политические аналитики представляют статистические данные о степени прогресса, достигнутого в странах Евразийского Экономического Союза благодаря вкладу России в развитие региона.

Безусловно, основной фактор интереса других стран к взаимодействию с ЕАЭС — это оптимизация тарифов и механизмов торгово-экономического взаимодействия через создание зон свободной торговли и других специальных режимов. 

Во-вторых, это та же логистика, поскольку Россия сейчас интенсифицировала ряд региональных проектов, таких как Северный морской путь и международный транспортный коридор Север-Юг (стоит напомнить, что в августе 2023 года первый железнодорожный состав был отправлен из России через Иран в Саудовскую Аравию). 

В-третьих, это совместные инвестиции и общие проекты. Поскольку речь идёт о надгосударственном объединении, то через его структуры будет гораздо легче защищать свои капиталы от нежелательного политического влияния (что будут пытаться сделать США и их сателлиты). 

В-четвертых, это риск увеличения токсичности доллара как резервной валюты. Ряд иностранных государств, обладая такими активами, захотят диверсифицировать свои вложения, что можно будет сделать через новые венчурные фонды совместно с ЕАЭС или какие-то новаторские инициативы.

Есть и мнение, что цели участия в ЕАЭС могут быть разные, поэтому и преференции каждая страна может получать разные, в зависимости от своего участия и возможностей. Отметим, что продолжается процесс сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Пояс и путь», поэтому этот вектор также может быть интересен для других акторов.

Хотя в условиях мировой политической турбулентности остаётся искушение подождать и посмотреть, что будет дальше, очевидно, что Россия сохраняет очень сильные позиции, а девестернизация привела к переходу на новую экономическую политику, которая демонстрирует успехи. Как наиболее сильный участник ЕАЭС Россия будет стремиться поддержать своих партнёров по объединению, и это может быть ещё одним хорошим стимулом для тех, кто ещё не определился по поводу участия в ЕАЭС.

Безусловно, нужно смотреть реально на происходящие процессы и корректировать повестку. Так, исходя из обозначенных ранее планов и достигнутых результатов можно проанализировать, что необходимо сделать в первую очередь, что подкорректировать, а от чего вообще есть смысл отказаться.

В декабре 2022 года в Минске была подписана Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.  Если сравнить теоретические выкладки с практическими решениями, которые были осуществлены за полтора года, то ещё следует поработать над созданием совместных финансово-промышленных групп и евразийских транснациональных корпораций. Особенно для высокотехнологических проектов. Из-за санкций банковской системы России запуск общего финансового рынка пока далёк от реализации.

По данным Евразийской экономической комиссии, доля расчётов в российских рублях в ЕАЭС за 2023 год выросла до 81,3%. За 10 лет этот показатель увеличился на 14%. Также заметно повысилась доля расчётов в тенге — с 0,5% до 2,7%. При этом доля расчётов в долларах США упала на 15% и сейчас составляет 11%. Так что процесс ухода от токсичных валют доллара и евро продолжается.

Преимущества от общего финансового рынка должны почувствовать все граждане: чтобы карты «Мир» функционировали на всём пространстве ЕАЭС и не было проблем с денежными переводами.

Доступ к государственным закупкам также является важной темой, которая до сих пор не решена. Поскольку до сих пор действует государственный протекционизм в этой сфере, затрудняющий взаимную доступность предприятий и компаний стран ЕАЭС к национальным системам госзаказов и, соответственно, к госзакупкам.

А от некоторых положений, например, установление диалога с ЕС и Европейской Комиссией, возможно, нужно отказаться. Годы СВО показали, что представляет собой нынешняя политическая элита в ЕС. И выборы в Европейский парламент в июле 2014 года вряд ли коренным образом изменят ситуацию. То же самое можно сказать про ОЭСР и ВТО, которые являются откровенно западными креатурами. И, наоборот, углубление сотрудничества с АСЕАН, ШОС, МЕРКОСУР, Африканским Союзом и другими не-западными объединениями нужно всячески стимулировать и поощрять.

Оглядываясь назад, конечно же, важно правильно оценить и допущенные ошибки. То, что для ЕАЭС неким подобием и образцом выступал ЕС, не является секретом. Однако ряд нюансов не был учтён. Например, идеология. Изначально заявлялось, что ЕАЭС будет преследовать исключительно экономические цели. Но как можно говорить о полноценной интеграции, если не берутся в расчёт культура, идентичность, мировоззрение, исторические традиции и та же политика? Многовекторность же может привести к раздиранию страны, как это произошло на Украине. 

Поскольку все члены ЕАЭС ранее находились в едином пространстве (Российская Империя, потом СССР), то есть существенное отличие от стран ЕС. Фактически, у нас происходит реинтеграция, где все участники сохраняют свой полный суверенитет, а, кроме того, по Уставу ЕАЭС все решения Высшего органа принимаются путём консенсуса. Это большой плюс по сравнению с ЕС, где его члены теряют свой суверенитет, а управляют всем еврокомиссары из Брюсселя.

Речь, конечно же, о новом типе идеологии для ЕАЭС, где следует избегать заезженных политических штампов и теорий, которые показали свою несостоятельность. Разработка такой адекватной идеологии, которая была бы активно востребована у всех участников ЕАЭС в качестве долгосрочной и привлекательной стратегии, до сих пор необходима.