Украина в процессе смены геополитических приоритетов
С одной стороны, в большей части официальных документов таковым по прежнему остается Евросоюз, это направление интеграции закреплено в качестве стратегической цели внешнеполитической деятельности. В то же время политика ЕС по отношению к Украине и ее руководству, проволочки с подписанием ассоциации, обусловленные не экономическими, а сугубо политическими причинами, надвигающийся экономический кризис – все это сдвинуло с мертвой точки дискуссии о взаимодействии Украины и Таможенного союза, а в перспективе – и более глубокой интеграции на постсоветском пространстве.
Особенно активными в этом смысле оказались последние месяцы 2012 года, и в частности декабрь. И хотя со стороны некоторых украинских чиновников (того же Н. Азарова или В. Хорошковского) и раньше звучали призывы к активизации сотрудничества с Таможенным союзом, однако В. Янукович ввиду неопределенности переговоров с ЕС и активной предвыборной кампанией до поры до времени старался говорить обтекаемо. Зато уже во время визита 5 декабря на саммит СНГ в Ашхабаде он заявил, что Украине следует присоединиться к некоторым положениям Таможенного союза: «Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструментов сотрудничества с Таможенным союзом, мы много потеряем. Что сегодня это является недопустимым для экономики Украины»[1]. На том же саммите состоялся и весьма примечательный разговор В. Януковича и В. Путина относительно проблем, связанных с поставками газа (или, точнее, путей его транспортировки), но, видимо, вопрос все еще в процессе обсуждения.
Во время государственного визита в Индию (9-12 декабря) В. Янукович, давая интервью изданию The Hindu, сказал, что «в данное время мы гармонизируем наше законодательство, нормы и правила в соответствии с Таможенным союзом. Это длинный путь, но если мы этого не сделаем, то наши производители столкнутся с дискриминацией и потеряют рынок»[2]. А опасаться есть чего: несмотря на бравурные заявления о стремительном марше Киева в Европу, именно Москва остается его основным торговым партнером, поскольку показатели экспорта-импорта только с одной Россией выше, чем аналогичные с ЕС в целом. И это – не принимая во внимание Казахстан и Беларусь, иначе разница становится еще существеннее.
И наконец, на 17-18 декабря запланирован визит В. Януковича в Москву, который, согласно данным СМИ, будет едва ли не полностью посвящен возможным форматам и темпам участия Украины в восточных интеграционных процессах. Не исключено, что результативность этого визита во многом будет зависеть от того, удастся ли сторонам достичь какого-нибудь промежуточного решения по газовому вопросу, но, судя по стремительности подготовки визита, исключать подобное не следует. Уже сейчас начинаются интересные процессы на украинском газовом рынке, которые по сообщениям СМИ (со ссылкой на источники в «Нефтегазе» и правительстве) открывают перспективу уже в ближайшее время начать покупать российский газ по цене в полтора раза ниже (около 300 долл.), чем сейчас[3].
Ухудшение экономической ситуации на Украине и активность украинского руководства на восточном направлении примечательным образом сказалась на внутренней дискуссии относительно перспектив присоединения к Таможенному союзу. Причем изменения есть и на экспертном уровне. Понятно, что ярые русофобы вроде «политолога» А. Гараня свое мнение вряд ли поменяют и будут продолжать настаивать, что «возможное вступление в ряды Таможенного союза будет большой потерей для страны».
В то же время научный директор Института евроатлантической интеграции А. Сушко считает, что «смена вектора – это уже не шантаж Европы, это абсолютно реальная возможность. Мы уже кое-что услышали из Ашхабада, и мы еще услышим из Москвы 17-18 декабря»[4]. И это явно почувствовали в самом ЕС, поскольку внезапно активизировались все переговоры по ассоциации. Более того, ЕС внезапно пошел на заметные уступки, смягчая условия подписания договора[5]. Кроме того, после многих лет переговоров чиновники ЕС наконец-то сформулировали относительно четкие (хотя при ближайшем рассмотрении не менее абстрактные) условия подписания соглашения об ассоциации. Еще больше ЕС забеспокоился относительно инициативы официального Киева по пересмотру таможенных правил в рамках ВТО и потребовал прекратить любые разговоры на эту тему.
Между тем даже критически настроенным по отношению к Таможенному союзу экспертам все сложнее находить аргументы, почему Украина не должна усиливать свою интеграцию на евразийском направлении. Все их рассуждения построены либо на личных фобиях (вроде таких: «имперские проекты», «нас там будут унижать», «мы будем под тотальным контролем»), либо – на откровенной лжи. Примером последнего является повсеместно тиражируемое заявление, что «большинство украинцев – за вступление в ЕС». Этой же фикцией прикрылся на передаче «Большая политика», транслировавшейся на телеканале «Интер» 7 декабря, уже упомянутый А. Гарань, когда речь зашла о возможном вступлении Украины в Таможенный союз, а аргументы у него закончились.
Однако это так же далеко от правды, как и то, что Украину ждут в ЕС. Особо убедительно этот миф развенчивает в своих заметках В. Медведчук, который последовательно выступает за скорейшее присоединение Украины не только к Таможенному союзу, но и к процессам дальнейшей евразийской интеграции. В своем материале «»Эксперты» и «учёные» лгут обществу о Таможенном союзе»[6] он дает прекрасный подбор социологических опросов последних лет, результаты которых недвусмысленно свидетельствуют о том, что в среднем сторонников вступления Украины в Таможенный союз на 10-15% больше, чем сторонников евроинтеграции. Еще более рельефно эта разница начинает выглядеть, когда в вопросах социологических компаний прямо говорится о том, что вступление в ЕС может привести к различным ограничениям на российском направлении (например, при пересечении границы) – там разница становится еще заметнее.
Совершенно очевидно, что общественное мнение на Украине не просто готово к усилению интеграции на постсоветском пространстве, но и в определенной степени требует этого.
Результаты последних выборов (где оппозиция набрала чуть больше голосов, чем на выборах предыдущих) абсолютно не опровергают этого, учитывая крайне невысокую явку избирателей юго-востока на фоне преимущественно высокой явки в западных регионах. Украинский народ готов к референдуму относительно этого вопроса. Как, впрочем, и к референдуму по НАТО, дабы снять этот вопрос раз и навсегда.
Недавно принятый закон о референдуме вполне может стать тут реальным инструментом в отстаивании гражданами Украины своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов. Вопрос только в том, готова ли действующая власть до конца принять такой выбор народа, если он будет высказан на референдуме? В. Ющенко в свое время продемонстрировал, что на волю 4 млн. граждан вполне можно наплевать, если тебе не хочется их слушать, и, несмотря на правильно собранные подписи, референдум по НАТО так и не был проведен.
Есть существенный риск, что аналогичная судьба будет ждать и потенциальный референдум по Таможенному союзу, если общественное и экспертное давление на власть окажется не слишком убедительным и жестким.
______________
[1] http://www.rosbalt.ru/ukraina/2012/12/10/1069421.html
[2] http://www.pravda.com.ua/news/2012/12/10/6979153/
[3] http://www.epravda.com.ua/columns/2012/12/10/350042/
[4] http://www.pravda.com.ua/news/2012/12/10/6979073/
[5] http://www.pravda.com.ua/news/2012/12/10/6979072/
[6] http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/viktorvmedvedchuk/a86752
Источник - Империя